14
15
Ю.ЕМЕЛЬЯНОВСОЗДАДИМ СОВЕТСКИЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР!ЗА ПОСЛЕДНЕЕ время в связи с автомобилизацией страны возникла необходимость развития и других видов моторного транспорта, в частности водного. Чтобы иллюстрировать значение водно-моторного транспорта, обратимся к американским цифрам. В конце 1928 г. в Америке было 1.356 тыс. лодок, при чем эту цифру надо считать преуменьшенной. Средняя моторная лодка в Аме-Мотор „Форд" (тип пассажирских лодок со Вес — 250 кг. Цена околоА) 40 л. с. Пригоден для скоростью до 35 км в час. с электрооборудованием 900 руб.рике стоит, примерно, в 4 раза дороже среднего автомобиля; считая, что в 1928 г. в Америке было 21 млн. автомобилей, получим, что американцы затратили на моторные лодки лишь в четыре раза меньше, чем на автомобили. Развитие моторного транспорта определяется главным образом географическими условиями, Наш Союз в этом отношении стоит по длине водных путей и по густоте их сети на первом месте. Однако, наш моторно-водный транспорт находится в очень плачевном состоянии; это об'ясняется не отсутствием корпусов, которые мы умеем строить, и судостроительных материалов (дерево), которых у нас достаточно, а исключительно отсутствием моторов. Те двигатели, на которых мы сейчас работаем, похожи больше на ископаемые древности, чем на рабочие машины. Ряд областей нашего хозяйства пред'являет огромные требования на моторно-водный транспорт. Рыбо- и лесо-промышленные предприятия, местный транспорт (перевозка пассажиров), связь фабрик и заводов с хозяйственными и административными центрами, и самое главное, транспорт в сельском хозяйстве, нуждаются в моторных лодках; о военном значении их говорилось раньше (см. „За Рулем" № 10). Все требования на мотолодки не могут быть удовлетворены исключительно из-за отсутствия моторов. а решать этот вопрос получением двигателей извне не приходится. Союзу нужно иметь свой советский мотор. Пути создания советского мотора таковы. 1. Организация обособленного производства, связанного с другими только получением сырья; 14этот путь наиболее долгий и трудный, хотя и многообещающий. Однако срочность вопроса о моторостроении заставляет на первое время от этого пути отказаться. 2. Кооперативная постройка моторов, т.-е. производство отдельных частей на различных заводах и сборка их на основном предприятии; этот путь реальнее первого. Ярославская верфь уже пробует создать такое производство двигателей типа знаменитых „Скриппс". Основной недостаток этого способа — сравнительно большая стоимость продукции. 3. Переделка несудовых моторов в судовые (т. н. „конверция"). Этот метод успешно применяют ряд автомобильных и авиамотостроительных фирм („Мерседес-Бенц", „Майбах", „Пежо", „Рено", „Остин", „Паккард", „Крейслер" и мн. др.). У нас в связи с постройкой тракторных и автомобильных заводов возможность такой переделки становится наиболее реальной. Моторы типа „Форд" и „Фордзон" больше других двигателей пригодны для этого, что подтверждается опытом иностранных фирм. Сама переделка не должна рассматриваться только как приспособление автодвигателей для работы на лодке; она должна заключать замену ряда деталей для создания мотора лодочного типа. В двигателях „Форд" и „Фордзон" должны подвергнуться переделке система охлаждения и смазки, а также нижняя часть картера. Вместо коробки скоростей надо установить реверсивную муфту, а двигатель снабдить валом, гребным винтом и всей установочной арматурой. Все это должно делать предприятие, взявшее на себя переделку моторов. С подвесными моторами дело обстоит хуже из-за того, что трудно найти родственное производство; однако, здесь часть работы могли бы взять на себя мотоциклостроительные заводы, тем более, что Ижевский завод, например, уже имеет опыт постройки подвесных моторов.Подвесной мотор „Архимедес'1'. Мотор настолько стар-, что дата ею постройки совершенно забыта, однако, он не сдан еще на слом и работает к величайшему удивлению окружающих В строительстве малых судовых моторов существует еще одна область, которая у нас имеет особо важное значение: постройка малых нефтяных и керосиновых моторов, простых и нетребовательных в обращении и очень экономичных в работе. Такими двигателями снабжены почти все рыбацкие суда Америки, Швеции, Норвегии и т. д. Постройку этих моторов можно наладить довольно быстро, так как ряд советских заводов имеет значительный опыт в этом деле. В итоге вопрос сводится телько к тому. чтобы достаточно резко показать всю необходимость этих двигателей и включить их постройку в производственные планы соответствующих заводов. Чтобы поставить вопрос о постройке советских лодочных моторов полностью, необходимо прежде всего систематизировать и определить потребность в лодочных моторах в нашем Союзе. Моторно водная подсекция Автодора для этого проводит анкету среди местных отделений Автодора. В распространении моторов решающую роль будет играть, конечно, их стоимость, но так как до сих пор у нас моторы не строились, то заранее определить ее невозможно. Нет оснований думать, что при налаженном производстве моторов большими сериями или даже массовом их производстве, стоимость их окажется выше стоимости иностранных двигателей.Мотор „Фордзон1,1 28 л. с. переделанный для лодки. Работает на тяжелых (дешевых) сортах керосина. Наиболее пригоден для судов промышленного типа. Вес—500 кг. Цена с электрооборудованием около 1700 руб. от 220 до 320 р. и моторы большой мощности (12—15 л. с.)—300—400 р. Переделанные моторы Форда (40 л. с.) стоят от 900 до 1200 р. и моторы „Фордзон"—1600—1800 р. Автодор надеется, что отделения с достаточной серьезностью подойдут к заполнению разосланной анкеты, учитывая ее большое значение для определения размеров производства лодочных моторов. После определения количества нужных двигателей необходимо включить в производство автомоторов дополнительное количество двигателей для переделки и производства запасных частей к ним; и, наконец, наметить завод, который мог бы по своему оборудованию взяться за переделку моторов. Навстречу могли бы пойти такие тресты, как „Тремасс" и другие, обладающие богатым механическим оборудованием. Независимо от форм разрешения вопроса о создании советского лодочного мотора Советский Союз в конечном итоге должен получить его, а создание советского мотора должно стать делом самих заинтересованных в этом организаций. Только при широкой поддержке общественного мнения комиссии по моторостроению при Автодоре удастся осуществить задачи, которые на нее возложены. Всех товарищей, заинтересованных в создании советского лодочного мотора и имеющих материал и данные, которые могут помочь комиссии в работе, просим поделиться этими материалами, направив их по адресу; Москва, Пушечная, 17, Совет Общества Автодор, комиссии по моторостроению при секции зимнего и водного моторного транспорта.Мотор „Ферро". Имеет за собой не меньше 2 лет напряженного труда. Износ около .9.5%. За границей давно был бы музейным экспонатом, а у нас благополучно работает и считается хорошим двигателем, потому что специально лодочный и имеет реверсивную муфту В среднем заграничные подвесные моторы малой мощности (до 3 л. с.) оцениваются от 150 до 250 р., моторы средней мощности (до 3 л. с )—В НИМАНИЮЮ.А ВТОРОВ !ЕмельяновН АШИХПри посылке материалов необходимо придерживаться следующих правил: 1. Все измерения приводить исключительно в метрической системе. 2. Писать только на одной стороне листа, желательно чернилами, свободно и разборчиво. Рукописи на машинке писать через два интервала. 3. На обороте каждого посылаемого фото (посредине) указывать фамилию и адрес автора и принадлежность к статье или заметке; отдельные фото снабжать подробными надписями.Н епринятыерукописиифотоавторам невозвращаются15