Н. И. Борисов,главный конструктор Горьковского автозавода им. МолотоваВДирективах XX съезда КПСС по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР намечен большой объем работ по увеличению производства и совершенствованию кон ­ струкций советских автомобилей. Съезд партии потребовал также от работников автомобильной промышленности заменить устаревшие модели автомобилей новыми, более комфортабельными, с более высокими эксплуатационными качествами. Необходимость постоянного совершенствования выпускаемых автомобилей и замены устаревших моделей новыми определяется как потребностями народного хозяйства страны, так и растущим благосостоянием народа. Спрос на быстроходные, комфортабельные легковые автомобили неизменно растет, потребности населения в автомобилях личного пользования ив такси увеличиваются скаждымднем . В условиях исключительно интенсивного развития и прогресса всех отраслей техник ив нашей стране требования к качеству выпускаемых автомобилей, к их технико - э кономическим показателям тож е , естественно, возрастают. Коллектив конструкторовГорьковско ­ го автозавода считает делом своей чести всемерно содействовать удовлетвор ению этих растущих потребностей советского народа. Поэтому в течение шестой пятилетки почти полностью будет обновлен весь типаж выпускаемых завод ом автомобилей. О дной из первых моделей автомобиля, к оторуювскором времени завод начнет выпускать, явится новый пятиместный легковой автомобиль «Волга» По сравнению с «Победой» он будет отличаться целым рядом достоинств и, п режде всего, своими динамическими качествами и быстроходностью. Успехи, достигнутые в строительстве новых автомагистралей, и улучшение существующей сети автомобильных до ­ р ог дают возможность увеличить мак ­ симальную скорость выпускаемых в СССР автомобилей. В то же время рост интенсивности движения, особенно в крупных городах, заставляет заботиться о динамических качествах, необходимых для достижения высоких средних ско ­ ростей автомобиля. Наиболее простымспособом улучшения динамических показателей автомобилей было бы, разумеется, увеличение литража их двигателей, п рямое повышение мощности . О днако такой путь, н еизбежно связанный с увеличением расхода горючего , был ссамого начала отвергнут конструкторами завода. Высокие максимальная и средняя скорости автомобиля «Волга» п олучекм пчи равномидажеменьшем , чем у «Победы», расходе топлива. На «Волгу» установлен короткоходный экономичный четырехцилиндровый двигатель с рабочим объемом 2,5 литра (диаметр и ход поршня равны 92 мм ) . При этих параметрах двигатель развивает мощность 70 л. с. К ороткий ход поршня , верхнеклапанная система распределения, гильзы из антикоррозийного металла, х ромиро ­ ванные кольца, ж есткий пятиопорный вал с развитыми шейками — все это делает двигатель долговечными надежн ымв работе. Съемные гильзы цилиндров упрощаюти улучшают его ремонт. Как показали испытания, автомобиль «Волга» развивает максимальную ско ­ рость 130 км/час (т. е. на 15—20% больш ую , чем у «Победы»), имеет высокие средние скорости при движении по до ­ р огамс различными покрытиямии лучш ую (на 8—12%) динамику разгона в сравнимых условиях. Такие показатели достигнуты за счет усовершенствования конструкции двигателя. Расширение круга лиц, управляющих автомобилями без специальной профессиональной подг отовки , — так называемые «любители», — настоятельно требует упро ­ стить управление автомобилей. Радикальной меройв этом отношении является автоматизация управления переменой передач. На автомобиле «Волга» применена автоматическая, гидродинамическая передача, состоящая из гидротрансформатора и трехступенчатой планетарной коробки передач. Педаль сцепления и рычаг перемены передач отсутствуют. Последний заменен рычагом-указателем передач, и меющим следующие положения : Н — нейтральное, Д — движение, П — пониженная передача, ЗХ — задний ход. На автомобиле «Победа» водитель долженс момента запуска двигателя идо установления необходимой скорости сделать 15 различных движений рукамии ногами. На «Волге» для достижения той же цели нужно сделать всего лишь 3 движения. З амок зажигания объединен здесь с включателем стартера. Пов оротомключа запускается двигатель, затем легкимдвижениемруки рычагуказатель передач устанавливается воп ­ ределенное положение (на отметку «Д»), после чего нажимается педаль газа. Автомобиль трогается с места и набирает скорость по мере нажатия водителем педали газа. Переключение пере ­ дач происходит автоматически, без участия водителя, в зависимости от скорости и сопротивления дороги . М ожно затормозить автомобиль до полной остановки (двигатель «не глохнет»), а потомодним только нажатием на педаль газа возобновить движение. Пониженная передача не автоматизирована и применяется в тех случаях, когда нужно получить максимальный разгон с места, преодолеть большой подъем или выбраться из тяжелой грязи или песка. Если надобность впонижаю ­ щей передаче отпала, указатель (на ходу) устанавливают на отметке «Д», и автомобиль продолжает движение на автоматизированном режиме . На скорости до 70 км , при желании обогнать быстро идущий впереди транспорт, м ожно принудительно включить вторую ( п овышающую ) передачу. Д ля этого достаточно нажать педаль газа до упора. Испытания автомобиля «Волга» с автоматической передачей подтвердили простоту и надежность его управления, особенно в городах с интенсивным движ ениеми на горных дорогах . К роме того, испытания показали лучшую, в сравнении с обычными автомобилями, п ро ­ ходимость на трудных дорогах, по гря ­ зи и песку. Для использования автомобилей «Волга» в качестве такси или в других целях разработан вариант с механической1* к оробкой передач ирычагамипереклю ­ чения на колонке руля. Д вижениесвысокимискоростями по дорогамразличного качества предъявляет особовысокие требования ккон ­ с трукцииподвески автомобиля. Работн икам завода удалось значительно улучшить качество подвески по сравнению с автомобилем «Победа», хотя, как из ­ вестно, и на старой модели подвеска тоже не вызывает нареканий. Новая подвеска наряду сулучшениемаморти ­ зации повышает устойчивость автомоби ­ ля на дороге . Это достигнуто не только изменениемконструкциии соответств ующимподборомрессори амортизаторов, но такжеприменением шин низк ого давления и удобных сидений. На автомобиле «Волга» будут установлены бескамерные шины с давлением 1,7 атм. Испытания показали такжеивысокую эффективность тормозов автомобиля «Волга». Д линатормозного пути при начальной скорости автомобиля 50 км/час равна всего 16 метрам . Это является одним из очень важных показателей, так как при тех высоких СКОРОСТЯХ, к о ­ т орые способна развивать «Волга», требуется особая надежность и эффективность тормозов , чтобы полностью обеспечить безопасность движения . На автомобиле «Волга» установлены колесные тормозасгидроприводом . Передние тормозаимеют по два цилиндра на ко ­ лесе, к аждаяколодкатормозаприво ­ дится в действие отдельным цилиндром . Большие удобства созданы в автомобиле «Волга» для пассажиров . Ш ирокие сидения смягкимиподушками располож ены более удачно, ч ем на «Победе». На заднем сидении свободноразмеща ­ ются три человека. С пинкапереднего сидения раскладывается, что позволяет превратить сидения в спальные места. Текое устройство сделано по настойчивой просьбе автолюбителей испортсме ­ нов, с овершающих длительные туристские путешествия. Большие окнав сочетании сдекора ­ тивной отделкойсоздают впечатление легкостиипросторностикузова . Остекленная площадь кузова «Волги» на 40 % больше, чем у « П обеды » ; этим улуч ­ шена обзорность для водителя и пассажиров. Большое внимание уделили конструк ­ т оры завода улучшению отопления вновом автомобиле. К ак известно, т емпе ­ ратура подогретого воздуха узаднего сидения автомобиля «Победа» недостаточна вхолодноевремя года, а при интенсивном пользовании обогревом становится чрезмерно высокой для пассажиров, сидящих на переднемси ­ дении. Отопление кузова «Волги» обеспечивает практическиподдержание равномерной температуры как у переднего, так иузаднего сидений. Д ля удобства пассажиров вавтомоби ­ ле «Волга» б агажноепомещение увеличено в 1,5 раза в сравнении с «Победой». В отличие от выпускавшихся ранее автомобилей, на «Волге» применены фонари заднего освещения. О нивклю ­ чаются автоматически при движении автомобиля назад. При конструировании автомобиля бы ­ ло уделено внимание облегчениюоб ­служивания и ухода за всеми егоагре ­ гатами. Расположение агрегатов на двигателе ибольшоеподкапотное пространство обеспечивают удобный доступ кним . Упрощена операция регулировки зазоров клапанов двигателя. Д ля этой цели нужно поднять только легкоснимаемую клапанную крышкуипроизвеститре ­ буемую операцию. Существенным нововведениемвкон ­ с трукции автомобиля является централизованная смазка всех шарниров пер еднего моста. О бщеизвестно , наскольк онеудобнойоперацией является смазка этих шарнирову выпускаемых в нас тоящеевремя автомобилей. На автом обиле «Волга» для смазки 19 точек достаточно нажать ногой на шток насоса, р асположенного внутри кузова. Централизованная гмазка не только радикально упрощаетуход за автомоби ­ л ем , но ипредохраняетшарниры от чрезмерного износа. Естественно, что, создавая новый автомобиль, р аботники автозавода при ­ няли мерыктому , чтобы обнозить иего внешность в сравнении с автомобилем «Победа». К онструкторы , х удожни ­ к иискульпторыприложили немало труда, чтобы сделать автомобиль зрительно легким , и зящными стремительным. Эту идеюподчеркивает установленная на конце капота фигурка мчащегося оленя. Создав и всесторонне испытав новый автомобиль, м ыснетерпениемждем момента, к огда потребители оценят, в какоймере нам удалось решить стоявшие перед нами задачи,