ПОДГОТОВИА АВТОМОБИЛЯ К ДЛИТЕЛЬНОМУ ПУТЕШЕСТВИЮ*Иною. К. Панютин,председатель технической комиссии секции автомототуризма ЦАМКСкаждым годом все больше и больше автолюбителей, используя дни своего отпуска, отправляются в увлекательные туристские путешествия. Однако далеко не многие знают, как нужно подготовиться к такому путешествию, как лучше его организовать и выполнить. Безусловно, что, собираясь в дальний путь, прежде всего следует определить время поездки, выбрать маршрут, наметить режим движения в различных дорожных условиях и общий график путешествия. Это вопросы специальные, и в данной статье мы их подробно рассматривать не будем, хотя они тоже имеют большое значение. Расскажем только о технической подготовке автомобиля, в которую входят его дооборудование, проверка и обслуживание, подбор необходимых для путешествия принадлежностей и наиболее рациональное их размещение. Обычно в путешествии принимают участие на автомобиле «Победа» от трех до пяти человек, а на автомобиле «Москвич» — от двух до четырех человек. Очень важно во время длительной поездки для всех создать наибольшие удобства и возможный комфорт. Стесненное положение и другие, казалось бы, мелкие неудобства могут настолько испортить настроение, что путешествие перестанет быть отдыхом. В путешествии часто бывает необходимо заночевать в дороге и при этом на ночлег разместиться в автомобиле. Способов устройства постели из мягких автомобильных сидений и спинок известно довольно много. Наиболее употребительные из них для автомобиля «Москвич» старого образца освещены в приложении к журналу «За рулем» № 1. В новых автомобилях «Москвич» и «Волга» в самих конструкциях предусмотрена возможность простого и быстрого переоборудования кузовов в импровизированные спальные купе. Для предохранения от загрязнения обивки автомобиля рекомендуется надевать на сидения и спинки съемные матерчатые чехлы. Закреплять их на месте проще всего с помощью тесемок. На чехлах передних сидений сзади можно пришить карманы для легких вещей. Верхнюю кромку кармана обычно стягивают резинкой. Следует обтянуть материей также внутренние поверхности дверок автомобиля. Хорошо и здесь иметь карманы с резинкой. В них удобно хранить полотенце, мыло, платяную щетку и другие предметы обихода. Стандартный багажник автомобиля «Победа» имеет достаточную вмести* По материалам технической комиссии секции автомототуризма Центрального Московского автомотоклуба ДОСААФ.мость. Однако, если намечено взять такие сравнительно легкие, но громоздкие предметы туристского снаряжения, как тент-палатку, складные кровати, шезлонги и т. п., то лучше разместить их на дополнительном багажнике, установленном над крышей автомобиля. (См. приложение к журналу «За рулем» № 1). У автомобиля «Москвич» внутренние размеры кузова очень ограничены, а багажник небольшой емкости. Поэтому здесь дополнительный багажник бывает особенно необходим. Иногда его устраивают также над крышей автомобиля, но чаще размещают сзади кузова, над основным багажным отделением. Разработано значительное количество конструкций подобных багажников. Их выполняют, в зависимости от возможностей, из дюралиевых профилей и трубок, из стальных трубок, углового и полосового железа и т. д., обычно путем сварки или склепывания, иногда сборными на болтах или винтах. При эксплуатации указанного типа багажников совершенно недопустимо, чтобы положенные на них вещи мешали обзору дороги через заднее стекло автомобиля. Исключительно практичной оказывается установка под капотом двигателя, справа по ходу автомобиля, бачка для воды. Находясь над раскаленным выпускным коллектором, бачок в пути сильно нагревается, и вода в нем становится горячей. Такая вода всегда может понадобиться в путешествии. Бачок делают из листового металла, лучше луженого или оцинкованного. Сверху приваривают или припаивают горловину с пробкой на резьбе, а снизу укрепляют кран с отрезком резинового шланга. Установка бачка емкостью около 8 литров на автомобиле «Москвич» показана на рисунке. В пути все время приходится следить за температурой воды в двигателе, чтобы не допустить его перегрева. У автомобиля «Москвич» нет приборов для измерения этой температуры, но их можно установить самому. Для этого чаще всего применяют манометрические термометры (аэротермометры). Такие аэротермометры имеются в продаже. Можно также применить электроконтактные датчик и указатель от автомобиля «Победа». Они достаточно хорошо работают при напряжении 6 вольт, только следует снять имеющееся снаружи указателя добавочное сопротивление.Датчик термометров обоих типов обычно помещают в выходном водяном патрубке двигателя, где сверлят отверстие, в котором при помощи сварки или пайки закрепляют обрезок трубки с резьбой. Необходимо так разместить датчик, чтобы он не тормозил потока отходящей воды, так как это может ухудшать охлаждение. Если есть возможность, то датчик лучше установить в головку блока двигателя, также просверлив и нарезав специальное отверстие. Указатель температуры обычно монтируют под щитком приборов слева или справа от руля, на кронштейне из листового алюминия (дюраля) или стали. В жарких местах, особенно в горах на юге, стандартная система охлаждения «Москвича» не в состоянии справиться с отводом всего излишнего тепла от двигателя. Четырехлопастный вентилятор значительно улучшает охлаждение. При его изготовлении необходимо позаботиться, чтобы были сохранены на необходимой длине ребра жесткости, иначе лопасти могут переломиться от вибрации. Нужно учитывать, что при езде с усиленным вентилятором в обычных условиях двигатель может иногда оказаться переохлажденным. В таких случаях надо слегка прикрывать чем-либо нижнюю часть радиатора. При путешествии на юг туристский автомобиль должен быть оборудован задергивающимися занавесками. Рекомендуется вешать занавески на мягком многожильном проводе с хлорвиниловой изоляцией. Провод прикрепляют к имеющимся винтам крепления обивки. Очень желательно при дальнем путешествии иметь радиоприемник. Однако автомобили «Москвич» старой модели и большая часть автомобилей «Победа» выпущены без радиоприемников. В таких автомобилях несложно установить один из обычных любительских радиоприемников (например, «Искра») с питанием от сухих батарей. При самых незначительных доделках могут быть переведены на батарейное питание и успешно использованы в автомобиле радиоприемники «Москвич-1», «Москвич-3» и «Огонек».Установка бачка для горячей воды под капотом двигателя.17