портов. При поездке по Симферопольскому шоссе очень интересно осмотреть дом-музей Л. Н. Толстого (Ясная Поляна), усадьбу И. С. Тургенева в Спасское-Лутовиново. У Новомосковска рекомендуется свернуть с шоссе к Днепропетровску и полюбоваться величественной панорамой Днепрогэса. Здесь представится возможность проехать по Днепровской плотине и через Запорожье вернуться на Симферопольскую дорогу. У Алексеевки рекомендуется посетить заповедник АсканияНова. Из Аскании-Нова можно попасть в Крым через Перекопский перешеек, из Алексеевки — через Джанкой или через Геническ, проехав по Арабатской стрелке. Маршрут непосредственно по Крыму начинается из Симферополя. Выезд на южный берег Крыма совершается обычно через Алушту. Отсюда продолжают поездку на Ялту и через перевал у Ай-Петри, Бахчисарай возвращаются в Симферополь. Из Алушты можно вернуться в Симферополь, совершив прогулку вдоль моря в Феодосию. Из Феодосии можно проехать в Керчь, а отсюда, погрузившись на пароход, переправиться на Кавказский берег у Анапы. Из Симферополя возможна прогулка в Евпаторию. Наиболее удобна поездка на Кавказ через Ростов. (О другом способе мы уже говорили — теплоходом из Одессы, Ялты, Керчи). По Кавказу разработанымаршруты путешествий по трем направлениям: центральное, западное и восточное. Эти направления на юге пересекаются и дают возможность провести круговые прогулки. При центральном направлении путь идет через Кропоткин и Армавир на Черкесск. Из Черкесска рекомендуется совершить радиальное путешествие через Клухори в Теберду с тем, чтобы посетить Домбайскую поляну и проехать по Военно-Сухумской дороге до завала. Возвратившись в Черкесск, продолжают путешествие по направлению к Пятигорску с заездом в Ессентуки и Кисловодск. В Пятигорске нельзя не посетить дом-музей М. Ю. Лермонтова и место его дуэли. Из Пятигорска дорога ведет к г. Орджоникидзе. Представляет интерес проезд из Алагира в Кутаиси, но это путешествие сопряжено с рядом трудностей. От г. Орджоникидзе ВоенноГрузинская дорога приводит в Тбилиси. Отсюда можно продолжить путешествие тоже в трех направлениях: к востоку на Баку, к югу на Ереван ик западу на Черноморское побережье. Если есть время, рекомендуется продолжить поездку в Ереван на юг через Казах, Дилижан и Севан. Возвращаться из Еревана в Тбилиси рекомендуется через Дилижан и Кировакан, останавливаясь на Пушкинском перевале. Здесь когдато А. С. Пушкин встретил повозку с телом Грибоедова. Из Тбилиси к Черноморскому побережью можно проехать через Гори и Хашури или Табацкури, Бакуриани, Боржоми. Если будет возможность, рекомендуется посетить развалины пещерного города Вардзиа. Из Вардзиа можно проехать к Кутаиси через Абастумани, т. е. не заезжая в Боржоми. Из Кутаиси дорога ведет к берегу Черного моря до Кобулети и отсюда до Батуми. Батуми является крайней точкой путешествия в западном направлении. Отсюда маршрут проходит почти все время по курортным местам. Поэтому рекомендуется возвращаться именно вдоль берега моря, чтобы хорошо отдохнуть после путешествия. Здесь можно посетить мыс Пицунду, озеро Рицу, Красную Поляну. Сложным является восточный маршрут, начинающийся у г. Орджоникидзе, через Грозный и Махачкалу на Баку. Из Баку возможно возвращение в Тбилиси короткой дорогой на Казах или же значительно более тяжелой дорогой через Евлах и Нор-Баязет на Севан. Последний маршрут по степени трудности относится к 4-й группе. К 4-й группе может быть также отнесен и маршрут на Урал — в Свердловск через Горький, Казань, Ижевск и Молотов. При этом путешествии необходимо посетить знаменитую Кунгурскую пещеру. Из Свердловска следует проехать вначале в Нижний Тагил, осмотреть паровоз Черепанова и велосипед Артамонова, затем в Челябинск. Из Челябинска возможно возвращение по тяжелой дороге на Уфу и Куйбышев через Златоуст или через Белорецк. Таковы лишь некоторые из разработанных нами и проверенных маршрутов для автотуристских путешествий. У автомобильной гостиницы. Фото В. Шаховского.ПРОБЕГИ СТУДЕНТОВ КАДИспортсменов Московского автодорожного института им. Молотова стало традицией во время каникул проводить многодневные пробеги на мотоциклах по дорогам страны. В 1954 году мы совершили такой пробег по маршруту: Москва—МинскВильнюс — Каунас — Рига — Таллин — Нарва — Ленинград — Псков — Орша — Москва. Общая протяженность трассы4 тысячи километров. В 1955 году была выбрана трасса уже большей протяженности, до 6000 километров. Наш путь лежал через Украину, Молдавию, Закарпатье по маршруту: Москва — Харьков — Каховка, Одесса — Черновицы — Ужгород — Львов — Киев — Москва. Мы начинаем готовиться к пробегам обычно за два-три месяца. Ведь нужно подготовить всю материальную часть, позаботиться об обмундировании, питании, отдыхе; большую роль играет также подбор участников: право участвовать в пробеге предоставляется наиболее успевающим и дисциплинированным студентам, умеющим отлично водить мотоцикл. Все участники пробега разбиваются на отделения, по семь человек в каждом. Старшим отделения назначается опытный мотоциклист. Колонну возглавляет командир пробега. Участники едут по отделениям, друг за другом. Если один из мотоциклистов делает вынужденную остановку, все отделение помогает ему устранить неисправность. Такой порядок следования полностью оправдал себя. Отделения, соревнуясь между собой, более тщательно готовят машины к каждому пробегу. За сутки мы обычно проходили по 300—400 километров. Участники пробегов получили большую практику вождения, ремонта и обслуживания мотоциклов, совершая переходы в различных дорожных условиях. Во время путешествий студенты ознакомились с производством автомобилей на Минском заводе, мотоциклов в Киеве, побывали в городах-героях — Ленинграде, Одессе; посетили село Михайловское. Ясную Поляну, знаменитый заповедник Аскания-Нова. Велика и просторна наша Родина! Мы видели сказочные леса и цветущие сады, проезжали через бурные реки. Незабываемое впечатление произвело на нас Черное море. И всюду, где бы мы ни были, нас встречали, как близких друзей, хорошие советские люди. Сейчас наш студенческий коллектив вновь деятельно готовится к очередному автомотопробегу ик соревнованиям по мотоциклетному спорту. Ведь в прошлом году спортивный коллектив студентов МАДИ вышел победителем в городских соревнованиях ДОСААФ ! Хотелось бы удержать это первенство ив новом сезоне.УР. Губайдулин, тренер мотосекции МАДИ.16