11
12
ЯАЗ-210 значительно труднее добиться таких результатов. Нам удалось также сэкономить значительное количество топлива, резины и ремонтных средств. Что же позволило бригаде добиться успеха? Прежде всего мы строго соблюдаем производственную дисциплину, регулярно проводим технические осмотры автомобиля. Нужно сказать, что условия эксплуатации на автобазе нелегкие. Нередко приходится ремонтировать машины под открытым небом, в ненастную погоду. Как правило, мы, водители, лично участвуем в техническом осмотре и ремонте. Это помогает своевременно обнаружить и устранить неисправности, проконтролировать работу слесарей. Каждый из нас наблюдает за работой механизмов в течение всего времени пребывания в рейсе. Мы внимательно следим за показаниями приборов, поддерживаем нормальный теплдвой режим системы охлаждения, давление масла и т. п. Состояние тормозной системы, рулевого управления, ходовой части — все это также находится под постоянным наблюдением. У нас установилось строгое правилообязательно осматривать автомобиль во время стоянки. Пока идут погрузочные или разгрузочные работы, проверяем крепление колес, давление в шинах, очищаем протекторы от посторонних предметов и т. д. Известно, какое значение имеет безотказность действия приборов освещения и сигнализации на автомобиле. Это зависит в первую очередь от состояния аккумуляторных батарей. Мы добились того, что батареи у нас исправно работали на протяжении двух лет. Благодаря систематическим осмотрам были значительно продлены также сроки службы поршневой группы двигателя и т. д. Говоря об успехах, нельзя умолчать ио том, что еще мешает нашей работе. Так. заправочные колонки Мосавтотехснаба отпускают дизельное топливо без положенного десятидневного отстоя. Кроме того, в топливе часто обнаруживаются примеси бензина, что плохо влияет на работу насос-форсунок. Необоснованные требования нередко предъявляют к нам работники ОРУД'а. Они не считаются, например, с тем, что на большегрузных машинах нельзя сделать правого поворота или разворота, не нарушая правил уличного движения. Имеется у нас счет ик строителям. Недостаточно проявляют они заботы о состоянии подъездных путей к своим площадкам. Захламленность дорог приводит к преждевременному износу машины. Иногда по вине строителей шоферы часами простаивают в ожидании разгрузки. В процессе эксплуатации автомобиля ЯАЗ-210 выявились и конструктивные недостатки. Машина имеет очень большой радиус поворота, слишком тяжело рулевое управление. Мы надеемся, что работники технического снабжения, ОРУД'а, строители, а также заводские конструкторы учтут эти недочеты, помогут их устранить. Водители же со своей стороны сделают все, чтобы с честью выполнить поставленные перед ними задачи,/АОчерк АлексеяКафановаон уже был тут как тут, готовый выполнить любое поручение. Олег Гаслов был всего на несколько лет старше Захарова, но к тому времени считался умелым гонщиком: третий спортивный разряд, приз в одном из городских соревнований ДОСААФ — это уже кое о чем говорило. Борис часами наблюдал, как тот готовит свой мотоцикл, чистит, смазывает, неутомимо возится v небольшого верстака в углу двора. Помогая Гаслову, Борис постепенно изучил устройство мотоцикла и однажды под наблюдением Олега самостоятельно проехал по двору. Правда, мотоцикл шел на небольших оборотах, но у Бориса было такое впечатление, будто летит он с невероятной скоростью по длинному, бесконечному шоссе. И это ощущение — ветер, рвущийся ему навстречу, — запомнилось навсегда. Гаслов стал первым учителем Захарова. Он же как-то привез Бориса ив Расторгуево, где разыгрывалось очередное первенство по мотоциклетному кроссу. Здесь Борис впервые увидел«НАСТОЯЩИХ» спортсменов-гонщиков.Призвание! Как часто молодые люди подолгу не могут «найти себя», определить свою привязанность, выбрать дело, которое пришлось бы по душе, увлекло по-настоящему. Для Бориса Захарова все решилось сразу — в один день. Этот весенний воскресный день накануне экзаменов, — он тогда учился в шестом классе средней школы, — Борис проводил за городом, под_ Москвой. Жарко светило солнце, но в лесу было сумеречно и прохладно. Размахивая гибким прутом, подобранным где-то по пути, Борис бродил между стволов, прислушиваясь к лесным шорохам, к далекому стуку дятла. Неожиданно он вышел к шоссе. Серый асфальт, накатанный тысячами шин, матово поблескивал под солнечными лучами. Шоссе почему-то выглядело безлюдным — не было привычной суеты движения, не слышно гудков. И вдруг из-за поворота с оглушительным треском на дорогу вылетело один за другим несколько мотоциклов. Низко пригнувшись к рулю, гонщики на огромной скорости проносились мимо. Секунда, вторая, и вот уже вдали затих пулеметный треск двигателей, а Борис стоял, как завороженный, и смотрел в ту сторону, куда скрылись мотоциклисты. Их лица, прикрытые широкими очками, необычная посадка и стремительность, с которой они промчались вперед, — все поразило мальчишеское воображение. С тех пор Борис «заболел»: он не мог без волнения думать о том, что довелось увидеть ему на загородном шоссе. Вскоре он сделал важные для себя «открытия»: оказывается, у его соседей. — инженера Жданова и Олега Гаслова, молодого рабочего с обувной Лабрики,— имеются мотоциклы! Прежде Борис как-то не обращал на это внимания, а теперь... он целиком и полностью отдал себя в услужение этим двум счастливцам. Едва заслышав знакомый звук — кто-нибудь заводит мотоцикл,—Окончив семилетку, Борис Захаров поступил работать на завод. Конечно, он выбрал специальность слесаря — ведь теперь он уже неплохо владел различным инструментом, привык возиться с металлом. И, разумеется, с первой же получки стал откладывать деньги на мотоцикл. На заводе был мотокружок. Борис тотчас записался в него, аккуратно посещал все занятия, но... кружок, просуществовав некоторое воемя, распался. Борис не находил себе места. Действительно, как тут не расстраиваться' Он хотел заниматься спортом, а у него не было даже водительских прав, мечтал о стремительных гонках — и не имел своего мотоцикла. В сотый раз перелистывал юноша страницы учебника по мотоциклетному делу, с завистью смотрел, как по улицам лихо разъезжают л.оугие мотоциклисты, и, наконец, не выдержал: пошел в ГАИ. Пошел просто11 Каждый день после работы Борис Захаров выезжает на тренировку.так — узнать о порядке получения прав. На его робкий вопрос какой-то человек в милицейской форме коротко бросил: — Пройдите в четвертую комнату,— опрос по матчасти. Не успел Борис придти в себя, как оказался перед столом, на котором были разложены детали и механизмы, и среди всего возвышался так хорошо уже знакомый ему мотоциклетный двигатель. И, хотя Захаров специально не готовился к этому «опросу по матчасти», он показал отличные знания устройства мотоцикла. «Правила уличного движения» и «Практическая езда» также были сданы успешно. Через несколько дней Борис торопливо шел домой, держа в руке только что полученные права водителя мотоцикла. А вскоре он приобрел — свой! — мотоцикл. Маленький, повидавший виды «К-125»,— куплен он был «по случаю»,— с этого дня не знал отдыха. Д о позднего вечера гонял Захаров по Москве и по всем окрестным дорогам. Невысокого роста, с задорно вздернутым носом, белесый, — летом волосы выгорали, и тогда Борис казался еще моложе, —Захаров выглядел совсем мальчишкой. Но на его умение управлять мотоциклом стали обращать внимание. Заводской тренер-общественник Е. С. Цукерберг, почувствовав в пареньке большую любовь к спорту, порекомендовал его в юношескую команду Центрального Московского автомотоклуба ДОСААФ. Отсюда началась спортивная биография молодого гонщика. Однако не сразу пришел к нему успех, нелегко дались первые победы. Захаров считал себя смелым человеком, на гладком асфальте по прямой он мог мчаться, до отказа «выжимая газ», и поэтому ему не терпелось вступить в единоборство с прославленными мастерами скоростной езды. «Еще вопрос —кто кого», — думал он. Но в первом же квалификационном соревновании, когда он пытался получить начальный спортивный разряд, его постигла неудача. Это был первый урок, полученный Захаровым на практике. Он понял, что без настойчивой подготовки нельзя стать настоящим спортсменом. Начались систематические тренировки. День за днем, по вечерам и воскресеньям вместе с другими гонщиками Борис выезжал на своей «макаке» (так в шутку называют спортсмены легкие мотоциклы «К-125»). Он приглядывался к манере опытных мотоциклистов, прислушивался к их замечаниям, подолгу отрабатывал каждый прием. Один из гонщиков, П. П. Ковач, взял над ним своеобразное шефство — постоянно указывал Борису на его недостатки. Вот перед ними крутой глинистый подъем. Несколько раз Захаров делает попытки преодолеть его и не может , — буксуя, мотоцикл сползает назад. — Ты с хода, не сбавляя скорости, смелее! — советует Ковач. Борис берет разгон точно так, как советует старший товарищ, и быстро взбирается в гору. В другой раз они вдвоем ехали по бездорожью. У Ковача — мощная машина «ИЖ-50». Захаров все время отстает. «Не поддамся», — решил он и рванулся вперед. Мотоцикл запрыгал по кочкам, руки едва удерживают руль. «Догоню, обойду», — упрямо думает Борис, и вдруг земля словно перекинулась на бок, мотоцикл бросило в сторону, Захаров тяжело ударился грудью о твердый грунт. Потом, когда Борис с перевязанной рукой пришел в клуб, Ковач добродушно отчитывал его: — Пойми, что гонщик никогда не должен «терять голову». Главное всегда — спокойствие. Если тебя кто-то обошел, то сразу «не заводись», не рви безрассудно вперед. Осмотрись, прикинь, какая трасса, где будет вираж, и уж тогда обгоняй. Захаров и сам после этого случая стал понимать, что хладнокровие, выд ержка — важные качества спортсмена. Это был его второй практический урок. Наступила зима. Тренировки проходили в новых условиях. Захаров начал постоянно тренироваться с опытным гонщиком Г. Н. Плешаковым, учился у него, как ездить с нашипованными шинами, как тормозить, как делать на льду крутые развороты. Спустя несколько месяцев он и сам вступил с ним в спортивную борьбу. Летом прошлого года в городе Раменское проходили зональные соревнования по ипподромным гонкам. К тому времени Захаров уже вышел из группы юношей, имел третий разряд. И однако он не сразу справился с волнением, охватившим его, когда узнал, что ему придется выступать в одной паре со своим тренером, мастером спорта Плешаковым. Погода стояла жаркая, сухая. Колеса поднимали густое облако пыли. Со старта Захаров вырвался вперед и лидировал весь первый круг. Но на вираже Плешаков обошел: с рокотом пронесся его мотоцикл мимо Бориса, пыльная завеса закрыла дорогу. Круг за кругомПлешаков «кормил пылью» Захарова, но тот не сдавался — вплотную шел следом за ним. И так до самого финиша. И хотя Борис проиграл мастеру, но для него это была первая большая победа. Он почувствовал в себе силу и уверенность — признаки зарождающегося спортивного мастерства. Год прошел в напряженной учебе, в усиленных тренировках. Захаров занимался теперь в Красногорском автомотоклубе ДОСААФ под руководством мастера спорта Г. В. Христофорова. Здесь с особенной любовью относились к технике, к делу подготовки мотоциклов. Сколько раз Борис Захаров вместе со своими молодыми друзьями Юрием Оленевым, Иваном Антиповым и другими до позднего вечера задерживался в мастерской клуба! — Спортсмен только тогда может быть уверен в победе, — неустанно повторял ребятам Христофоров, — когда машина его работает в любых условиях безотказно. 4 марта 1956 года на областных соревнованиях в Подольске красногорцы завоевали первое место. В личном зачете Борис Захаров занял второе место, отстав от победителя, перворазрядника В. Додонова, всего лишь на четыре десятых секунды. Захарову был присвоен первый разряд. А 18 марта на ледяной дорожке малого стадиона «Динамо» собрались лучшие гонщики страны — участники зимнего первенства Москвы. ...Судья-стартер застыл с поднятым флагом. Борис, напряженный до предела, ждет команды. Справа от него стоит одноклубник И. Антипов, а слева — недавний учитель и старый соперник — Г. Плешаков. Вновь они сошлись на одной дорожке: кто на этот раз будет победителем? Судья резко опустил руку, и машины в одно мгновенье рванулись с места. В лицо привычно ударил ветер. Поворот. Борис чуть сдвинулся назад и положил мотоцикл в вираж. Он сделал это смело, не сбавляя скорости, зная, что сумеет удержаться на крутом повороте. Еще вираж, еще. Но Плешаков, уйдя со старта первым, попрежнему ведет гонку. И Борис вдруг вспомнил лето, пыльный ипподром, на котором он тянулся за Плешаковым. Нет, это не повторится! Захаров крепче сжал руль и медленно стал поворачивать на себя ручку газа. Скорость, скорость и прямо с хода — опять вираж. Когда он выровнял мотоцикл, Плешакова впереди уже не было. В четвертьфинальном и полуфинальном заездах Борис пришел вторым и попучил право участвовать в финале. Осталось их всего четверо — три мастера спорта и он, Захаров, четвертый. Нет, Борис Захаров не выиграл это соревнование. Но сотни любителей мотоциклетного спорта, находившиеся в тот день на стадионе «Динамо», стали свидетелями захватывающего поединка молодого гонщика с опытными мастерами скоростной езды. Он состязался с ними, как равный с равными, и кто знает, чем окончится их следующая встреча на.ледяной дорожке, трассе кольцевых гонок или на ипподроме?12