АВТОМОДЕЛИЗМ-В ШКОЛЫ!U ЕДАВНО учащиеся московской средней школы № 508, " находящейся в районе автомобильного завода имени И. А. Лихачева, прислали делегацию в Центральную лабораторию автомобильного моделизма ДОСААФ СССР с просьбой организовать у них в школе автомодельный кружок. Этот, казалось бы, ничем не примечательный факт на самом деле во многом весьма показателен. XX съезд КПСС в своих исторических решениях указал на необходимость всемерного развития политехнического обучения в общеобразовательной школе, как на одну из важнейших задач коммунистического воспитания подрастающего поколения. Это требование, отвечающее коренным жизненным интересам Советского государства, вызвало новое всеобщее повышение активности школьников. Конкретным проявлением ее является указанный выше случай: ребятакомсомольцы, узнав, что поблизости находится лаборатория, не стали ждать, когда у них организуют кружок, а пошли сами и потребовали научить их конструировать и изготавливать маленькие автомобили. Не случайно и само стремление ребят к автомоделизму. Автомобиль в настоящее время — одна из самых распространенных машин. Он проник во все отрасли хозяйства и стал незаменимым помощником человека буквально во всех видах его деятельности. Знание автомобиля, умение хорошо управлять им в наше время становится необходимостью и, пожалуй, одним из признаков культурного уровня человека. Отсюда и повышенный интерес школьников к автомобилю ик автомоделизму. Авиационным и морским моделизмом у нас занимаются давно многие тысячи людей различного возраста. Автомобильный моделизм в нашей стране только зарождается. Тем не менее ему принадлежит большое будущее, как увлекательному делу, в котором неразрывно сочетаются полезное занятие, разумный отдых и интересный вид спорта. Особенно много хорошего может дать моделизм детям. Он воспитывает у них необходимые трудовые навыки, помогает лучше учиться. Занимаясь им, школьники глубже постигают основы науки и техники, на практике овладевают элементарными приемами конструирования машин, развивают творческую инициативу. Многим из них он поможет проявить свои индивидуальные наклонности, определить, какому учебному заведению отдать предпочтение, какую избрать специальность. Автомоделизм у нас до последнего времени не имел своего «хозяина». Его никто и нигде всерьез не культивировал, не развивал. Более или менее систематически им занималось лишь несколько энтузиастов-одиночек. В конце 1954 года Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту взяло эту заботу на себя. В Устав Общества было внесено дополнение, которое обязывало его членов, наряду с решением других задач, развивать автомобильный моделизм. Что же сделано за этот период в области развития автомоделизма? Прежде всего следует сказать об организации Центральной лаборатории автомоделизма. С созданием ее появился творческий центр и необходимая экспериментальная база для моделирования и таким образом было покончено с кустарничеством в этом деле. Лаборатория уже сконструировала, изготовила и опробовала несколько образцов автомобильных моделей. Ею разработаны проекты программ кружков, составлены организационно-методические указания и временные правила соревнований по автомоделизму. В помощь первичным организациям ДОСААФ издана и разослана листовка, в которой изложены задачи, порядок организации и работы кружков. На днях при лаборатории начались занятия с небольшой группой активистов — будущих общественных инструкторов по автомоделизму. В начале 1956 года в Московском автомотоклубе была проведена выставка моделей, кстати сказать, наглядно подтвердившая, что автомоделизма, как такового, у нас еще нет. На выставке демонстрировались всего две автомобильные модели с компрессионными моторчиками и несколько — с резиновыми двигателями. В остальном залы были заняты многочисленными образцами детских технических игрушек, выпускаемых предприятиями, а также детскими микролитражными автомобилями и мотороллерами, т. е. тем, что имеет лишь весьма отдаленное отношение к автомоделизму. Вот, пожалуй, и все, что на сегодня сделано для развития автомоделизма. Надо ли говорить, что сделано мало, слишком мало! Как всякое новое дело, автомоделизм остро нуждается в хорошо подготовленных, любящих свое дело кадрах. Успех его развития, в конечном счете, будет зависеть от людей, которые, овладев приемами изготовления моделей, будут руководить кружками, будут обучать молодежь своему искусству. Вполне понятно, что таких людей у нас не было и их следует начать готовить. Весной этого года Московский автомотоклуб собирался выпустить для Москвы первую группу общественных инструкторов, специалистов по автомоделированию. Но до сих пор занятия с будущими инструкторами еще на начинались. Более того, не подобран и контингент для обучения. Не прозодилось сборов или курсов руководителей кружков и гделибо в других местах. Автомоделизм в нашей стране имеет благоприятные условия для своего развития. Помимо автомотоклубов, у нас существует широкая сеть детских технических станций, дворцов пионеров и других учреждений, располагающих обширной материально-технической базой. Быстро оснащаются различным техническим оборудованием общеобразовательные школы и специальные училища. А как много мог бы дать автомоделизм школам, где теперь изучаются автомобиль, трактор. Но все эти возможности до сего времени не использовались для развития автомодельного дела. Достаточно сказать, что на сегодня в Москве нет ни одного кружка, где бы занимались автомоделизмом, несмотря на то, что здесь имеются детская техническая станция, Дворец пионеров и т. д. Наши городские и сельские школы стоят в стороне от автомоделизма, хотя они, конечно, заинтересованы в его развитии в связи с политехнизацией. Нужно ликвидировать этот отрыв, и чем скорее, тем лучше. Для этого, прежде всего, необходимо добиться официального «признания» автомоделизма в министерствах просвещения республик. Как ни странно, но в выпускаемых этими министерствами программах, где в числе различных видов школьного и внешкольного детского творчества значится множество разнообразных кружков по технике, нет даже упоминания об автомоделизме. А это, несомненно, тормозит его внедрение в школы и внешкольные учреждения. Включение автомоделизма в программу в какой-то мере обязало бы заниматься им работников детских учреждений и создало бы благоприятные условия для работы в этой области первичных организаций ДОСААФ. Чтобы автомоделизм получил широкое распространение, нужно систематически и умело популяризировать его. Нужно выпустить хорошие, красочные плакаты на эту тему, создать короткометражный фильм, показывать действующие модели по телевидению, демонстрировать гонки «живых» маленьких автомобильчиков в различных городах, парках культуры, школах и т. д. О том, что у нас пропаганда автомоделизма не налажена, говорит хотя бы такой факт. Недавно в Москве в Центральном парке культуры и отдыха имени А. М. Горького был проведен День техники. Много интересных технических новинок демонстрировалось в парке в этот день. Не было только автомобильных моделей. Работники Центральной лаборатории не догадались показать их зрителям. Опыт развития автомоделизма за рубежом, гонок и соревнований свидетельствует о большой популярности среди молодежи автомоделей. Современные модели с двигателями внутреннего сгорания способны развивать очень высокие скорости, доходящие до 200 км/час. Это значит, что такие соревнования — интересное, захватывающее зрелище, особенно для школьника, для юноши. Побывав на них, многие сами начинают пробовать свои силы в создании моделей. Поэтому в пропаганде автомоделизма упор следует сделать на широкую демонстрацию моделей перед зрителями, на проведение различного вида соревнований. Без этого вряд ли возможно успешное развитие автомоделизма и автомодельного спорта. Очень важно, чтобы в пропаганде автомоделизма со страниц газет и журналов, по радио и телевидению, а также путем личных встреч со школьниками приняли участие ученые, конструкторы и другие видные деятели автостроения. Большое значение могли бы иметь экскурсии на автомобильные заводы ив музеи. В продаже у нас нет никакой литературы по автомоделизму. Издательство ДОСААФ СССР, чтобы восполнить этот пробел, запланировало выпустить брошюру «В помощь автомоделисту», поручив написать ее, около двух лет назад, одному автору. Брошюры до сих пор нет. Не представлена еще и ее рукопись. Но с этим мирятся в издательстве. Видимо, чтобы автомоделисты получили хорошее пособие, ставку следует сделать не на автора-одиночку, а на коллектив, например, Центральной лаборатории, располагающей материальными и другими возможностями для создания нужной книги. Явно неблагополучно обстоит дело с выпуском бензиновых моторчиков для автомоделей. Конечно, первое время для моделей автомобилей можно использовать моторчики, предназначенные для азиамоделей. Но как показывает практика, они нуждаются в существенном усовершенствовании, которым пока никто не занимается. Хуже положение с электромоторчиками. Выпускаемый по заказу Министерства автомобильной промышленности электромоторчиктяжел и по своим габаритам не может быть вместе с питанием размещен на шасси небольшой автомобильной модели. Других, меньших по весу и габаритам, электромоторчиков у нас в продаже нет, и конструкции их тоже никто не разрабатывает. Существенную помощь начинающим автомоделистам могут оказать посылки, наборы типа «конструктор», в которых имелись бы отдельные детали, узлы, различные материалы и инструкции для изготовления моделей. Опыт развития авиационного и морского моделизма свидетельствует, что потребность в таких посылках огромна. Чтобы удовлетворить запросы юных автомоделестроителей, потребуются значительные средства, производственная база, материалы. Коечто для подготовки первой посылки сделано лабораторией Однако до рассылки таких «подарков» ребятам еще далеко. Хороший почин в деле развития автомоделизма сделан в Латвийской республике. Здесь уже работают автомодельные кружки не только при домах пионеров, но и во многих городских и даже сельских школах. Юные конструкторы создали несколько образцов красивых, быстроходных автомобильных моделей, получивших распространение в республике. Издательством выпущено их описание и чертежи. Наконец, в течение этого года в республике проведены первые соревнования между автомоделистами, которые состоялись в Риге, Лиепая и других местах. Соревнования привлекли большое количество зрителей и явились убедительным свидетельством роста автомоделизма в республике. В этой связи необходимо подчеркнуть большое значение широкого проявления местной инициативы и самодеятельности. Если бы работники ДОСААФи активисты Латвии формально отнеслись к делу, у них наверняка нашлось бы достаточно причин и предлогов, чтобы отложить развертывание работы по автомоделизму на более поздние сроки. Но они правильно поняли свою задачу и на основе тесной связи с общественными организациями и использования местных возможностей уже сумели сделать многое. Нельзя допустить, чтобы ценный опыт Латвийской республиканской организации ДОСААФ остался незамеченным, нужно, чтобы он стал достоянием других республик.• аПрошло почти два года, как принято решение о развитии массового автомоделизма в стране. Пятый пленум Центрального комитета Общества, состоявшийся в апреле, вновь подчеркнул в своем постановлении важность распространения автомоделизма. Но нужно признать, что до настоящего времени такая работа велась неудовлетворительно, медленно, не получила должного размаха, еще не вышла за ведомственные рамки, не приняла государственного характера. Конечно, ответственны за это, прежде всего, работники Управления ПВО и технической подготовки ЦК ДОСААФ СССР. Но нужно сказать, что не проявлено должного внимания к этому участку работы и комитетами Общества на местах. Необходимо смелее привлекать к участию в автомоделизме пионерские, комсомольские и профсоюзные организации, органы народного образования, государственные предприятия, учебные заведения, колхозы. Известно, что многие, ныне видные деятели авиации начинали свой путь с моделизма. Конструктор самолетов Герой Социалистического Труда А. Яковлев, трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин, дважды Герой Советского Союза А. Молодчий свое первое знакомство с авиацией начали с постройки летающих моделей в авиамодельном кружке. Наши будущие автомоделисты — это, прежде всего, школьники. Поэтому вся работа ДОСААФв области развития автомоделизма должна строиться с учетом этого обстоятельства. Автомоделизм в нашей стране должен стать любимым занятием молодежи. Многим он поможет в выборе и овладении специальностью, у некоторых разбудит дух творчества, с которым они уже никогда не расстанутся. И, как знать, может быть, не один выдающийся конструктор, ученый, рационализатор, передовой рабочий советского автомобилестроения вырастет из сегодняшнего скромного автомоделиста. Автомоделизм должен помочь нам в деле коммунистического воспитания молодежи, в деле воспитания советских патриотов, защитников Родины.2