Выполним Директивы XX съездаМОДЕРНИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ЗАВОДА ИМ. ЛИХАЧЕВАПЕРВЫМ этапом выполнения на московском автомобильном заводе имени И. А. Лихачева исторических решений XX съезда КПСС по замене устаревших моделей автомобилей новыми, обладающими более высокими эксплуатационными показателями, является модернизация всех выпускаемых заводом грузовиков. Эта модернизация по группе двухосных автомобилей должна быть закончена к концу текущего года, а по трехосным — к концу 1957 года. По окончании модернизации автомобиль ЗИС-150 получит наименование ЗИЛ-150В, а ЗИС-151 — наименование ЗИЛ-157. Конструкторы и технологи завода ставили перед собой следующие основные цели: улучшить тягово-динамические качества автомобилей за счет увеличения мощности двигателя и крутящего момента; добиться стабильности в расходе топлива и большей экономичности двигателя; повысить производительность автомобиля путем повышения средних скоростей движения; создать необходимые условия для работы автомобиля в составе автопоезда; обеспечить эксплуатационную надежность отдельных узлов и автомобиля в целом, равнопрочность конструкции и удлинение межремонтных пробегов; сделать труд водителя более легким. Все это потребовало от коллектива завода творческого, смелого подхода к решению ряда вопросов. Остановимся коротко на наиболее серьезных изменениях, которые претерпели конструкции названных автомобилей. Общая компоновка Компоновка автомобиля ЗИЛ-150В не отличается от ЗИС-150; в компоновку трехосного автомобиля ЗИС-151 внесены существенные коррективы, а именно: в связи с переводом ведущих мостов автомобиля с двухскатной конструкции на односкатную и уменьшением числа колес с 10 до 6 стало возможным вместо двух запасных колес установить одно — под платформой. Это в свою очередь позволило убрать из-за кабины колесодержатель и подвинуть платформу вперед, а сзади укоротить длину рамы, что уменьшило габаритную длину автомобиля на 330 мм при сохранении колесной базы. Добавочный бензобак, располагавшийся ранее справа под платформой, теперь перенесен в заднюю часть рамы, под платформой. Габаритная высота автомобиля увеличилась по кабине на 24 мм и по кузову на 100 мм. Это произошло за счет увеличенного размера шин до 12,00—18 вместо ранее применявшихся 8,25—20. Улучшилась также весовая характеристика автомобиля, общий вес которого на 100 кг меньше, чем вес ЗИС-151. Двигатели Повышение степени сжатия, реализованное с внедрением алюминиевой го2*Заместитель главного конструктора ЗИЛА.Зарубинловки блока, а также изменение профиля кулачков распределительного вала и введение новых карбюраторов позволили поднять максимальную мощность двигателей автомобиля ЗИЛ-150В до 100 л. с. (против 90 л. с. у ныне выпускаемых) и двигателей ЗИЛ-157 до 110 л. с. (против 95 л. с ) . Одновременно повышается крутящий момент этих двигателей. Такое повышение мощности и крутящего момента двигателя улучшили динамику модернизированных автомобилей и обеспечили рост максимальных скоростей, повышение ускорений, а значит, и повышение среднетехнических скоростей. Значительному изменению подверглась система охлаждения двигателей. Известно, что в тяжелых дорожных условиях двигатели выпускаемых сейчас автомобилей часто перегреваются. Этот недостаток теперь устраняется введением шестилопастного вентилятора вместо четырехлопастного. Кроме того, увеличена лобовая поверхность охлаждения (теплоотдачи) радиаторов за счет удлинения трубок, при соответствующем уменьшении высоты нижнего бачка, а также количества охлаждающих пластин (шаг между ними снижен с 4,5 до 3 мм). Усиленная система охлаждения в модернизированных автомобилях исключает закипание воды в их двигателях при самых тяжелых условиях эксплуатации (например, летом, в южных районах). Различные нововведения предусмотрены и для повышения эксплуатационной надежности двигателей. Не останавливаясь подробно на всех мелких конструктивных новшествах, перечислим наиболее существенные, принятые для модернизированных двигателей: — новые масляные насосы повышенной производительности; — улучшенное уплотнение в зоне заднего коренного подшипника; — свинцово-графитовая уплотнительная шайба водяного насоса; — новый подшипниковый сплав СОС-6-6; — подвеска двигателя и радиатора на круглых подушках; — штампованные шкивы водяного насоса вместо литых; — новые ремни вентиляторов; — замкнутая система принудительной вентиляции картера; — измененное крепление клапаноз и т. д. Реализация всего комплекса мероприятий по модернизации двигателей не только увеличивает их мощность и крутящий момент, но и повышает общую работоспособность двигателей, улучшает их долговечность, а вместе с модернизацией агрегатов шасси обеспечивает большую экономичность автомобилей в целом. Проведенные сравнительные испытания показали снижение расхода топлива на автомобилях ЗИЛ-150В в пре-Автомобиль ЗИЛ-150В делах 5% по сравнению с ЗИС-150, а на автомобилях ЗИЛ-157 в пределах от 7 до 22% (в зависимости от дорожных условий). Трансмиссия Модернизация деталей механизма сцепления обеспечит повышение надежности приклепки ступиц к ведомым дискам за счет развития диаметра ступицы и увеличения числа заклепок. Кроме того, улучшится работа фрикционных накладок, так как будет применена другая композиция, проверенная на специальных автомобилях. Детали коробки передач в процессе модернизации подвергаются следующим изменениям. Во-первых, для их изготовления уже применяется новая марка стали — ЗОХГТ. Во-вторых, введено упрочнение вторичного вала накаткой роликом, а также изменение радиусов галтелей вторичного вала. Внедрена тонкостенная свертная втулка 5-й передачи и увеличен диаметр отверстия в оси заднего хода, предназначенного под болт съемника. Эти изменения уже реализованы в производстве. Одновременно идет подготовка к проведению изменений, предусматривающих улучшение уплотнения вторичного вала, введение новой шестерни привода спидометра, введение магнитной пробки в нижней части картера и т, п. Раздаточная коробка ЗИЛ-157 и коробка передач будут отличаться применением новых материалов для изготовления наиболее изнашиваемых шестерен и улучшенным уплотнением валов в местах выхода их из картера, а также повышенной второй передачей с 1,24: 1 до 1,44: 1. Карданный вал автомобиля ЗИС-150 в процессе модернизации уже претерпел серьезные излленения. Речь идет о внедрении в производство трехшарнирного вала с промежуточной опорой вместо одного длинного двухшарнирного, устанавливавшегося ранее. Дальнейшее улучшение карданных валов как на автомобилях ЗИЛ-150В, так и на автомобилях ЗИЛ-157 должно пойти по пути совершенствования уплотнения игольчатых подшипников шарниров, чтобы исключить выбрасывание из них смазки; это будет достигнуто за счет введения в конструкцию валов резиновых уплотнителей вместо пробковых. Модернизация заднего моста автомобиля ЗИС-150 предусматривает введение сателлитов, зуб которых нарезан по новой, более совершенной, технологии; одновременно будут заменены бронзовые шайбы сателлитов утолщенными стальными шайбами. Ведущий мост автомобиля ЗИЛ-157 будет отличаться от моста ЗИС-151 значительным усилением кожухов полуосей, а именно: диаметр трубы увеличивается до 102 мм вместо 96 мм. Изменяются ступицы колес и тормозные устройства. В целях повышения проходимости автомобиля задние мосты становятся односкатными. Увеличивается число шпилек крепления колес с6 до 8. На автомобиле ЗИЛ-157 применяются колеса с системой регулировки давления воздуха в шинах, управляемой из кабины водителя. Эта система служит для особо тяжелых участков дорог. В зависимости от характера преодолеваемого участка пути можно, снижая давление в шинах с 2,5 атмосфер до 0,5 атмосферы, значительно повысить величину поверхности касания колеса автомобиля с дорогой и, следовательно, уменьшить удельное давление его на грунт. Это дает настолько резкий эффект повышения проходимости автомобилей, что приближает проходимость колесного автомобиля почти вплотную к проходимости гусеничных машин. Узлы рессорной подвески Передние рессорные подвески как на автомобиле ЗИЛ-150В, так и на ЗИЛ-157 будут оснащены безушковыми удлиненными рессорами, концы которых заделываются в резиновые подушки. В конструкцию передней подвески ЗИЛ-150В вводятся гидравлические амортизаторы двухстороннего действия. Изменяется также конструкция балансирной подвески тележки задних мостов автомобилей; здесь устанавливаются подшипники скольжения, вместо ранее применявшихся роликовых.Руль и тормоза В рулевых механизмах обоих автомобилей уже внедрены укороченные сошки рулей, снижающие силу ударов, передаваемых на руки водителя при езде по разбитым дорогам. Пневмосистема тормозов модернизированных грузовиков рассчитывается на широкое использование их с прицепами, и потому на обоих типах автомобилей применены компрессоры повышенной производительности (в системе установлено по два воздушных баллона). Усилены также пружины в тормозных камерах. Введен кран отбора воздуха на тормоза прицепа. Рама Рама обоих типов автомобилей имеет усиленную переднюю поперечину, а рама ЗИС-151, кроме того, получила усиленную поперечину подвески раздаточной коробки. При дальнейшей модернизации на раме ЗИЛ-150В будут изменены вторая и третья поперечины и усилено их крепление с помощью местных усилительных угольников, привариваемых к верхней полке лонжерона. Также изменяются кронштейны подвески передних рессор и места расположения бензобаков, запасного колеса и платформы. Передний буфер будет закругленной формы, обеспечивающей повышение его прочности. Рама ЗИЛ-157, как уже было сказано выше, укорачивается на 250 мм. Крепление передних буксирных крюков обоих типов автомобилей усиливается на один болт. Сами крюки будут подвергаться закалке. Кабина и оперение В кабины модернизированных грузовиков устанавливается отопитель, представляющий собой водяной радиатор малого размера с электромотором и вентилятором. Горячая вода в систему отопления поступает из системы охлаждения двигателя. Обогреватель кабины используется также для обогрева лобовых стекол. Для вентиляции кабин в боковых окнах созданы поворотные бессквозняковые форточки. Улучшается место водителя благодаря устройству новых, более удобных сидений. Дверные проемы уплотняются от проникновения влаги. Узлы кабины и ее подвески усиливаются. Вводится новая облицовка радиаторов с вертикальными штампованными планками ис унифицированными для обоих типов грузовиков жалюзи радиатора. Передние крылья и кронштейны их крепления на ЗИЛ-150В будут усилены. Модернизация частично коснулась и приборов, устанавливаемых на грузовиках. Все сказанное свидетельствует о том, что модернизация, охватывающая все узлы автомобилей, должна существенно повысить их эксплуатационные показатели. Особенно это относится к ЗИЛ-157, который в результате конструктивных улучшений будет обладать во многом новыми качествами.Автомобиль ЗИЛ-157•: