ДВИГАТЕЛЬногие любители техники мечтают о портативном, легком и мощном двигателе, работающем на дешевом топливе. Построить двигатель такого типа под силу автомотолюбителям и водномоторникам в учебных мастерских клубов ДОСААФ . Свыше 20 лет назад я задался целью сконструировать малогабаритный двигатель внутреннего сгорания. Творческие искания, упорный труд принесли свои плоды. С помощью моих молодых друзей Н. Селезнева, В. Герасимова, Г. Зеленова и других товарищей были созданы четыре двухтактных двигателя, получивших индекс БСБ-18. Каждый из них развивает мощность 1,5 л. с. при 6800 оборотах коленчатого вала в минуту. Они работают на дизельном топливе, расход которого на указанных выше оборотах составляет 450—480 г/час. Весит двигатель 390 г. Длина его 95 мм, ширина 80 мм, высота 65 мм. В кармане пиджака свободно умещаются три таких двигателя. За счет чего удалось достичь всех этих показателей? Двигатель БСБ-18 — компрессионный, т. е. воспламенение горючей смеси происходит в нем благодаря созданию большого сжатия. В отличие от других двигателей такого типа у БСБ-18 степень сжатия меняется (от 5,2 до 22), регулируется не поджатием цилиндра контрпоршнем, а специальным рычагом, с помощью которого поворачивается эксцентриковая втулка коленчатого вала. Это конструктивное новшество позволило значительно уменьшить габаритные размеры, удешевить изготовление двигателя, облегчить его, а главное — улучшить охлаждение головки цилиндра. Рабочая смесь поступает в камеру сгорания через клапан в головке поршня. Еще одна отличительная особенность конструкции двигателя БСБ-18 — неразъемный корпус, в котором размещены все основные детали. Применение его облегчает техническую эксплуатацию' и дает большой выигрыш в весе. Некоторые 'данные о двигателе БСБ-18 были освещены в статье И. Лолина в № 9 журнала «Знание — сила» за 1958 год. После опубликования этой статьи я получил много писем. Читатели спрашивают: где целесообразно применять двигатель-малютку? Возможности его использования очень широки. Мне, например, удалось построить мотороллер с таким двигателем, который весит всего 2,8 кг и развивает скорость 45 км/час. На базе его я сконструировал и изготовил также лодочный мотор весом 1,45 кг с габаритами 210X180X120 мм. Двигатель БСБ-18 может служить для привода генераторов до 1 квт. В случаеЙ^Ш^> ГМАЛЮТКАМприменения на велосипеде он обеспечивает скорость гораздо более высокую, чем специальный велодвигатель Д-4. Наконец его целесообразно использовать для привода механизированного инструмента, шарошек, сверл, дисковых пил и т. п. В настоящее время наш коллектив проектирует и строит семейство малогабаритных двигателей. Это прежде всего БСБ-20 мощностью 2,5 л. с. и весом 480 г. Сейчас он проходит стендовые испытания. Создан также двигатель БСБ-22 мощностью 10,2 л. с , весом 2100 ги проектируется двигатель БС5-23 мощностью 50 л. с , весом 11,3 кг. Двигатель БСБ-18 перенапряжен конструктивно и термодинамически. Испытания созданных в кустарных условиях, с отступлениями от технологической дисциплины двигателей крайне опасны. Выдержать необходимые режимы термообработки деталей, точность их обработки, требуемые зазоры при сборке возможно лишь при изготовлении большой партии двигателей. Словом, БСБ-18 рассчитан на крупносерийное производство. А что же предложить молодежи, обращающейся ко мне с настойчивой просьбой — порекомендовать конструкцию двигателя компрессионного типа, которую можно было бы осуществить своими силами в учебно-производственных мастерских? Совместно с молодым инженером Ю. А. Блинниковым, имеющим большой опыт создания летающих моделей, мы разработали типовой проект такого двигателя (схема его представлена на вкладке). Он может быть выполнен в диапазоне рабочих объемов цилиндра 1,5—9,0 см 3 , что соответствует мощности от 0,1 до 0,8 л. с. При изготовлении двигателей мощностью до 0,4 л. с. конструкцию целесообразно значительно упростить: отказаться от применения роликовых подшипников коленчатого вала, заменив их. подшипниками скольжения. Поршень в таких случаях может быть выСечение поб'д полнен, как обычно — без внутреннего кольца. В малогабаритных двигателях с рабочим объемом более 9см3 наблюдается резкое снижение удельной мощности вследствие перегрева камеры сгорания и падения эффективной степени сжатия. При увеличении рабочего объема до 20 см3 мощность может снизиться до 0,5 л. с. Между тем мощность 0,8 л. с. вполне достаточна для автомобилей, моделей лодок и самолетов, для привода насосов, генераторов и т. д. Схема, показанная на вкладке, является лишь типовым и принципиальным видовым чертежом. Естественно, что на ней нет каких-либо размеров. Рассмотрим работу маленького двигателя, пригодного для изготовления своими силами. Топливо поступает в него через штуцер. Подача регулируется иглой, предохраняемой от провертывания пружиной. Воздух, проходя через патрубок картера, смешивается с топливом. Во время поднятия поршня под ним создается разрежение. Клапан отходит и пропускает в подпоршневую часть корпуса горючую смесь. От предыдущего рабочего хода поршень начинает опускаться и сдавливает свежую смесь. Верхний его обрез сначала открывает выхлопные окна и выпускает отработанную смесь. Далее открываются перепускные каналы. Сдавленная свежая смесь заполняет камеру сгорания. Затем начинается подъем поршня, заполнение подпоршневой части картера свежей смесью и сдавливание ее над поршнем. В результате сжатия происходит самовоспламенение и рабочий ход двигателя. Порядок сборки двигателя следующий. Сначала собирают узел клапана. После этого устанавливают гильзу, монтируют шатунно-поршневой узел и устанавливают его в цилиндре в таком положении, чтобы нижнее кольцо шатуна на 0,5—1,0 мм не доходило до нижней стенки корпуса при вертикальном положении шатуна. Затем собирают узел коленчатого вала с шайбами и уплотнительной втулкой, роликовыми кольцами и эксцентриковой втулкой. Этот узел закрывается опорной шайбой и контрится проволокой. Затем на него надевают уплотнительное кольцо и всовывают его в носок корпуса, оставляя кривошип в таком положении, чтобы он мог войти в нижнюю шейку шатуна. В заключение хотелось бы пожелать будущим двигателестроителям смелее идти по пути творческих дерзаний, не бояться трудностей. Автор будет рад, если его статья поможет молодежи вступить на этот путь. Инж. Б. БЛИНОВ.