Щшиии ummpuwВ. СУВОРОВ, главный конструктор Львовского велозаводаМОТОЦИКЛ К-750М. П ОЗДНЯКОВ , главный конструктор Киевского мотоциклетного заводаКАПРОН ВМЕСТО МЕТАЛЛАПьвовский мотовелосипед В-902 полу" ч ил признание потребителей, но мы поставили перед собой цель — в ближайшее время сделать его еще более комфортабельным и прочным. Кроме того, наш коллектив разрабатывает конструкцию самого совершенного мопеда. Технология производства на заводе предусматривает использование многих достижений современной техники и химии. Окраска деталей производится в электростатическом поле, сборка узлов ведется на пульсирующем конвейере, спроектированном и построенном нашими рационализаторами. Впервые в практике отечественного мото-велостроения на заводе сконструирована установка для изготовления различных деталей из отходов капрона: подшипников кареточного узла, конуса рулевой колонки, насоса, инструментального ящика, корпуса педалей. Обычная педаль имеет 24 детали, а капроновая — только три. Применение капрона облегчает вес и снижает себестоимость мотовелосипедов и мопедов. По нашим подсчетам, завод за счет этого должен получить годовую экономию 2,5 — 3 млн. рублей и сберечь 50 тонн металла. Мотовелосипеды с деталями из капрона прошли испытания и показали высокие эксплуатационные качества. В экспериментальном цехе можно увидеть образцы мопедов, разработанные на заводе. Это продукция ближайших лет. Наиболее перспективная модель имеет V-образную трубчатую раму без литых и штампованных узлов. Машина снабжена надежными тормозами, у нее хорошая амортизация, удобное седло, изготовленное с применением пористой резины и пластмасс Двигатель расположен под рамой, что облегчает посадку и предохраняет одежду от загрязнения. Низкое седло позволяет при остановке опираться ногами на землю; благодаря этому езда становится менее утомительной. Испытания показали, что мопед хорошо «ведет себя» на дорогах различного профиля. Работа над новыми конструкциями продолжается.Новый серийныймотоциклКиевско ­ го . завода, получивший название К-750, обладает рядом преимуществ перед ранее выпускавшейся ма ­ ш иной М-72. О бэтом свидетельствуют данные , п омещенныев таблицах 1и 2. Основным преимуществом нового мо ­ тоцикла является его высокая комфор ­ табельность, т. е. в озможностьездыс большими скоростями по самым плохим дорогам . Это достигается современнойрычажнойподвеской колес спружинногидравлическимиамортизаторами двухс тороннего действия ихорошимподрёссориванием седел икузоваколяскиспе . циальными резиновымирессорами . П риводим описание отдельных узлов и агрегатов новогомотоцикла . Двигатель К-750 весьма незначительно отличается от двигателя М-72, хотя иимеет существенные особенности . В нем коренным образом улучшено газорасп ределение : введен новый распредели ­ тельный вал спятирадиуснымигармони ­ ческими кулачками, повышающими врем я сечения и наполнение при всасывании. Степень сжатия увеличена с 5,5 до6 ( б езкаких - л ибопризнаков детонации) путем изменения головок цилиндров и улучшения их охлаждения . Д ляболеебыстрого охлаждения масла масляный резервуар двигателя имеет ребристыестенки ; р асширены всасывающие каналы. Поршни снабжены дополнительными маслосборными кольцами, которые снизили расход масла инагарообразо вание вкамерахсгорания . В двигателе К-750 усовершенствована и система вентиляции: введен новый сапун сизмененными фазами работы , п од ­ нята вентиляционная трубкаи улучшена конструкция передних крышек картера двигателя. В результате выброс маслаТаблица 2Сравнительная долговечность узлов (в условных коэффициентах) Основные узлы М-72. К-750Двигатель Колеса Тормоза Передняя вилка Задняя подвеска Коляока1,5* 3 332 1,2* С воздухоочистителем в бензобаке.ч ерез , в ентиляционнуютрубку сапуна сниженвтри раза и устранено попада ­ ние через нее в двигатель пыли , г рязииводы . Все это значительно повысило долговечность двигателя. Перечисленные конструктивные изменения увеличили мощность двигателя на 4 — 5 л. с ; к рутящиймомент повысился на 0,2 — 0,3 кгм , удельный расходтоп ­ лива снизился на 15—20 г/л. с. в час ирасход масла уменьшился на 100 — 200 г/100 км . П оэкономичностимотоцикл К-750 с нижнеклапанным двигателем ' н е уступает мотоциклу М-61 Ирбитскогомото ­ завода сверхнеклапанным двигателем. О бе машины по техническим условиям имеют равный контрольный расход топ ­ лива — 6 л/100 км . П офактическимже замерам, проведенным в ходе серийнов ыборочных испытаний, у К-750 он не превышает 5,5 л/100 км . Это объясняется нетолькоулучшением системы газо ­ распределения, но и повышением средних скоростеймотоцикла за счет хоро ­ ш егоподрессоривания колес. Н ебезынтересно отметить, что мото ­ ц иклфирмы «БМВ» ( м одель R67/3) с верхнеклапаннымдвигателем имеет расход топлива по каталогу фирмы 5,7 л/100 км . Во времядоводки двигателя К-750 выявилась возможность снизить произ ­ водительность главных жиклеровкарбю ­ 3 раторовс 160 до 150 см / м ин . Это ещебольшеуменьшит расход топлива. У лучшение технологии литейногопро ­ изводства на заводе ( п ереводкартера двигателя, к рышеккартераиголовок цилиндра на литье вкокиль , а цилинд ­ ров — в корковыеформы ) у лучшилока ­ чество и внешний вид отливок двигателя и снизило его вес. Двигатели К-750 и М-72 взаимозаменяемыкакпо отдельн ым деталям, так ивцелом . Карданная и главная передачи умото ­ цикла К-750 отличаются толькоизмене ­ нием крышки картера и введением подв ижнойпосадкидиска на шлицах упру ­ гой муфтыкарданного вала (это вызва ­ но заменой телескопической подвески заднего колеса рычажной ) .Таблица 1Сравнительная характеристика мотоциклов М-72 и К-750 Основные параметры М-72 К-750Сухой2 ' Xпвес в кг гS3 ОРасход топлива л/100 км Расход масла вCMS/100 КМсредн. макс. в335 28 85 7,0 250315 50 95 6,0 150 310Запас хода в кмпо топливу 310 цилинв л . с. в мимомент 4,0 4,2 746 5.5 22 4600 746 6,0 26 4600Львовский велосипедный завод. Уста новка руля и регулировка тормоза переднего колеса —- последние операции на сборке мотовелосипедов. Эти операции производит Олег ' Яворский. Он поступил в цех после окончания десятилетки и, освоив специальность слесарясборщика. постоянно перевыполняет сменные задания.Фото Н. БОБРОВА.л а> Ъ ачРабочий объем 3 дра в см Степень сжатия Макс, м ощность Число оборотов нуту Макс крутящий в кгм Завод освоил улучшенную технологию изготовления литых алюминиевых колес консольного типа. У колес мотоцикла М-72 имели место частые обрывы спиц, особенно коротких, и быстрый износ подшипников. Эти дефекты устранены путем применения усиленных спиц равной длины и замены слабых нерегулируемых шарикоподшипников усиленными коническими роликоподшипниками (регулируемыми). Последние при правильном уходе практически не изнашиваются. Мотоцикл К-750 снабжен тормозами усовершенствованной конструкции с тормозными колодками плавающего типа. Они имеют более широкие и толстые тормозные накладки, компенсаторы износа накладок и балансиры на тормозных кулачках, устраняющие вредное влияние биения тормозного барабана и смещения тормозных колодок. Указанные изменения удлинили срок службы тормозов в 3—4 раза и уменьшили тормозные пути. Новый мотоцикл имеет переднюю рычажную вилку (рис. 1). В ней на роликоподшипниках установлены несущие рычаги, которые связаны внутренними двухсторонними рычагами с пружинами и поршнями гидравлических амортизаторов двухстороннего действия. Амортизаторы расположены в быстросъемных алюминиевых корпусах и состоят из двух поршней с двухступенчатыми клапанами внутри. Поршни с клапанами совершают рабочий ход в цилиндрах под действием наконечников внутренних рычагов, а обратный ход — от усилия поршневых пружин. Основными упругими элементами вилки являются несущие пружины, расположенные в перьях. Гидравлические амортизаторы имеют две ступени амортизации. При умеренных толчках действует основное дозирующее устройство в поршневых клапанах. При сильных и быстрых толчках автоматически включается вторая ступень амортизации: открываются предохранительные клапаны, смягчающие резкие толчки и ограничивающие нагрузки внутри амортизатора. Третий упругий элемент' вилки — резиновые буфера ограничивают ход несущих рычагов в обе стороны. Вилка работает эластично и бесшумно, обеспечивая высокую плавность хода мотоцикла. Амортизирующие свойства вилки могут изменяться в широких пределах в зависимости от вязкости применяемого масла. Таким образом, основное преимущество рычажной вилки перед телескопиче, ской М-72 состоит в том, что прямолинейно-возвратное рабочее движение телескопических наконечников заменено качательным движением рычагов,- это позволяет повысить ее долговечность, устраняет пульсирующее давление в амортизаторах, вызывающее неизбежную течь масла, и ликвидирует паразитное трение в подвеске. Для обеспечения нормальной работы вилки необходимо следить за чистотой амортизаторов. На вертикальных стойках рамы установлен рычаг подвески заднего колеса (рис. 2). Пружинно-гидравлические амортизаторы (рис. 3) подвешены к задним кронштейнам рамы и соединены с рычагом подвески резиновыми шарнирами. Амортизаторы имеют несущие пружины. Они являются главными эластичными элементами подвески и изготовляются с одной или двумя ступенями жесткости. Гашение колебаний осуществляется гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия с двумя клапанами: перепускным — на поршне амортизатора и всасывающим (двухступенчатым) — на дне рабочего цилиндра. Седла водителя и пассажира состоят из унифицированных резиновых деталей: покрышек, передних шарниров и рессор, заменяющих пружины. Эти седла проще и на 3,5 кг легче седел М-72. Кроме того, они значительно мягче, долговечнее и не нуждаются в уходе. Киевский завод не прекращает работы по дальнейшему совершенствованию мотоцикла К-750. В этом году будет начато серийное производство новой коляски, имеющей облегченное шасси и рычажную подвеску несущего колёса (вместо торсионной) на унифицированном пружинно-гидравлическом амортизаторе. Кузов коляски внешне не изменился, но он оборудован более удобным и мягким сиденьем для пассажира и глубоким грязевым щитком, Металлические рессоры вместе с башмаками и балкой кузова заменены резиновыми, применяющимися в седлах. Это дало возможность намного снизить вес конструкции и одновременно значительно улучшить комфортабельность. С IV квартала этого года в серийных машинах воздухоочистители будут устанавливаться в бензобаке. Конструкция их (рис. 4) разработана заводом совместно с ЦКЭБ мотоциклостроения. Воздухоочиститель изготовляется из пластмассы и имеет фильтрующий элемент из капроновой путанки. Испытания выявили, что запыленность воздуха в зоне бензобака в 20 раз меньше, чем в зоне коробки передач, где сейчас устанавливают воздухоочиститель. Учитывая это, можно заранее утверждать, что внедрение нового фильтра значительно повысит износостойкость двигателя. Кроме того, устранится унос масла из ванны, имеющий место у воздухоочистителей М-72, которые работают с нормальным коэффициентом очистки воздуха всего 13 часов. Новый воздухоочиститель работает на принципе самоочистки практически неограниченное время и не требует ухода. Расход топлива снижается приблизительно на • 0,3—0,5 л/100 км за счет уменьшения потерь рабочей смеси на обратном выбросе. Следует отметить, что в зарубежном мотоциклостроении не существует таких воздухоочистителей. Большим достоинством мотоцикла К-750 является широкая унификация узлов и их взаимозаменяемость. Унифицированы амортизаторы, седла, резиновые рессоры и шарниры; взаимозаменяемы колеса, тормоза и другие узлы. Несомненный интерес представляет и широкое внедрение резино-технических изделий. Они применены на самых ответственных шарнирах задней подвески и седел, на реактивном рычаге, подшипнике диска переднего тормоза и т. д. Только замена металлических рессор коляски резиновыми позволила на каждой машине сэкономить 13 кг металла и наряду с этим снизить трудоемкость ее изготовления. В настоящее время конструкторы Киевского завода работают над созданием новых мотоциклов (К-650 с верхнеклапанным двигателем и др.). Производство их будет освоено в годы семилетки.На рисунках вниз:сверху1. Рычажная вилка мотоцикла К-750. 2. Рама н подвеска заднего колеса: 1 — рычаг подвески заднего колеса, 2 — гидравлический амортизатор, 3 — резиновые шарниры рычага. 3. Амортизатор: 1 — поршень,- 2 — перепускной клапан, 3 — всасывающий двухступенчатый клапан, 4 — несущая пружина, 5 — самоподжимной сальник штока, 6 — буфера, 7 — резиновые шарниры. 4. Воздухоочиститель бензобаке. в