10
11
НА ТРАССЕ МЕЖДУНАРОДНОГО МОТОКРОССА ^ ^ ^ ^предварительного заезда стал С. К адуш кин (РСФСР). В финале он уступил пер ­ вое место уверенно прошедшему трассу В. К епскому (УССР). В заключительных заездах на мотоцик ­ лах сколясками победили москвичи А. Лиханов сколясочником А. Карасевым. Итак, р ижскиймеждународныймото ­ кросс окончен . В семи финальных заездах пять пер ­ вых мест заняли советские гонщики . Наибольший успех выпал на долю спортсменов Латвии, завоевавших треть всех призовых мест. Из зарубежныхгон ­ щиков лучших результатов по этому признаку достигли польские и чешские мотоспортсмены. Н иже своих возможностей , на наш взгляд, выступили французскиегонщи ­ ки Ж. Л едермери Р. К омб . Очевидно,ители столицы Латвии, как, впрочем, и многих других городов республики, страстные почитатели и настоящие ценители мотоциклетного спорта. Два года назад, когда под Ригой, в живописном парке Шмерли , п ро ­ ходил международныймотокросс , посмотреть его собралось около 300 000 человек. Не меньше, а, в озможно , больше зрителей было здесь 6и7 июня этого года на трассе товарищеских соревнований по мотокроссу , в которых приняли участие мотогонщики Венгрии, Польши, Румынии, Ф инляндии , Ф ран ­ ции, Чехословакии и Советского Союза. Среди зарубежныхспортсменоз были известные кроссисты международного класса, в частности Раймо Рейн ( Ф ин ­ ляндия), успевший приобрести большую популярность в Латвии во время выступлений в 1957 году, Ж ерарЛедермер ( Ф ранция ) — победитель в тбилисском мотокроссе 1958 года, его соотечественник Рене Комб , чемпион Чехословакии 1958 года Франтишек Хоффер, польские гонщики Мирослав Малец и Здислав Калужа. В качестве гостей на соревнованиях присутствовали вице-президент Фран ­ ц узской мотоциклетной федерации Жак Кастель и представитель чехословацких мотозаводов Иозеф Сверчек. В программумотокросса для каждо ­ го класса мотоциклов входили предварительные и финальные заезды : п ер ­ вые — п о8кругов (около 30 км) и втор ые — 6 (около 22 км). Право на участие в финале получали только 75 про ­ центов гонщиков , попавших в зачет по результатам предварительных заездов. В соревнованиях на мотоциклах с раб очимобъемомдо 125 см3 ( м ужчиныиженщины ) и до 175 см3 результаты предварительных и финальных заездов, как это иногда случается, почти полностью совпали. В классе до 125 см3первым был А. Савельев (РСФСР), за ним И. Григорьев (УССР) и А. Зирнис (Латвия); в классе до 175 см3 — А. Земен (Чехословакия), В. Янковский (Латвия) и С. Кудинов (РСФСР). У женщин победили В. Ошиня (Латвия), О. К индрик (УССР), Т. Тахк (Эстония). По-иному сложилась борьба в классе до 250 см3 . У Р. Р ейна — п обедителя предварительного заезда — при преодо ­ лении брода заглох двигатель, и ему пришлось довольствоваться третьим ме ­ стом. Гонку в этом классе выиграли польские спортсмены М. Малец и Э. Ф релих . В предварительном заезде на мотоДирсктор соревнований В. Азан поздравляет украинского гонщика В. Кепского с победой.Жциклах кубатурой до 350 смпервым был В. Субботин (РСФСР). В финале первенствовал Р. Решетнике, на послед ующих местах — Д . Кирсис (Латвия) и К. Бухнар (Чехословакия). На мотоциклах срабочимобъемом3до 500 см долгое время лидировал Р. Рейн. О днако на этот раз его снова постигла та же неудача — на броду заглох двигатель, — и финский гонщикпре ­ кратил соревнования. Победителем3ЖАК КАСТЕЛЬ:„Организация замечательная/''Редакция обратилась к приехавшим в СССР вице-президенту Французской мотоциклетной федерации Жаку Настелю и корреспонденту парижского журнала «Мото-ревю» Ришару Дельфоссу с просьбой поделиться впечатлениями о международном мотокроссе в Риге, на котором они присутствовали. Ришар Дельфосс выполнил эту просьбу в своеобразной форме интервью, взятого уЖака Кастеля. Во время посещения редакции журнала «За рулем» г-н Кастель подтвердил свое удовлетворение хорошей организацией кросса, высоким спортивным мастерством советс ких гонщиков-кроссистов и завизировал публикуемое ниже интервью.— Поделиться впечатлениями о международном мотокроссе в Риге на страницах журнала «За рулем»? Разумеется, я это сделаю с удовольствием. Прежде всего я попрошу об этом господина Жака Кастеля, вице-президента Французской мотоциклетной федерации и президента Национальной комиссии по мотокроссу. Именно господин Кастель в значительной мере содействовал приезду французских мотогонщиков в Латвийскую ССР и своим присутствием придал пребыванию французской делегации официальный характер. Что вы скажете теперь, господин Кастель, уже после окончания соревнований, за которыми вы весьма внимательно наблюдали? — Я в совершеннейшем восторге от всего, что здесь видел в области мотоциклетного спорта, а также от незабываемого приема, оказанного мне и моим соотечественникам. Невозможно забыть многочисленных выражений дружбы, проявлявшихся по отношению к нам в течение всего нашего пребывания в Советском Союзе. — Несомненно. Что же касается меня, то я думаю, что ни одна другая страна в мире не в состоянии в настоящее время организовать мотоциклетные соревнования такого размаха, как эти. А что вы скажете о советских спортсменах, одержавших в Риге верх над нашими, французскими гонщиками? — Я считаю, что оба они, и победитель в классе 500 см3 В. Кепский и занявший второе место С. Кадушкин, и впрямь показали себя выше Ледермера и Комба. Очень выносливые, великолепно чувствующие себя на этой трудной песчаной трассе, они поистине господствовали на дистанции. Впрочем, если бы 10Комб два раза не упал, а Ледермер не имел неприятностей с коробкой передач, то наши представители заняли бы места сразу же за советскими гонщиками. Но рассчитывать на это, значит не считаться с «пресловутыми случайностями», таящимися в спорте! — Хотелось бы знать ваше мнение о трассе? — Это сравнительно новый вид дорожки для французских гонщиков, не привыкших иметь дело одновременно с песком и деревьями на трассе, да к тому же при такой большой длине кругов. Но я лично считаю, что рижская трасса интересна именно этой своей суровостью. Думается, что деревья не представляют опасности для гонщика благодаря значительной ширине дорожки. — Я хорошо знаком со всеми кроссовыми трассами в Западной Европе, главная особенность которых состоит в том, что они пролегают по песку. В общих чертах рижскую трассу можно сравнить с бельгийской трассой Херентал, но рижская, несомненно, гораздо менее опасна, хоть и гораздо более трудная. И поскольку ежегодно один из Больших призов чемпионата мира по мотокроссу разыгрывается на песчаной трассе, по моему мнению, ни одна из них не подходит более для этой цели, чем рижская — самая лучшая из всех! И мне хотелось бы видеть на ней больших мастеров гонок по песчаной трасс е — таких, как чемпион мира 1957 года Билл Ниллсои, прошлогодний чемпион мира Рэнэ Батэн, чемпион Англии Дэв Куртис и др. Но вернемся к нашей теме. Что вы думаете об организации рижских соревнований в целом? — Со всех точек зрения организация замечательная. Мне кажется, именно вкг.ЧчЕйЯИЙГ^йи' сказался утомительный путь в Ригу на автомобилях и самолете. К томужеспортсменыприбыли за несколько часов до начала соревнованийи не имели возм ожности использовать время , отведенное на тренировки по несколько нео бычной для них трассе (песчаная полоса в лесной зоне). Проведение международного моток россавШмерлив отличие от соревно ­ ваний 1957 года имело одну особенность: о ткрытиеизакрытие , р азмещение зрителей иинформация , о борудование трассы, о бслуживание участников, обесп ечение охраны порядка — с ловом , все, что входит в понятие « о рганизациясо ­ ревнований», осуществлялось главным образом силами Латвийского автомотоклуба. Рижская коллегия судей вполне справилась свозложенными на нее обя ­ занностями.В заключение следует сделать нес колько замечаний поиспользованиюрижской трассы. П ри длине кругав 3,7 км на дистанции должныодновременно соревноваться не менее 30—40 мотогонщиков , п ри ­ ч ем по возможности на мотоциклаход ­ н ого класса. При меньшем количестве участников значительно снижается спор ­ тивный, а следовательно, и зрительный интерес кмотокроссу . М ожно , к онечно , о дновременно пускать на трассу разные зйчетные группы , но это затрудняет для зрителей возможность разобраться входеспортивнойборьбы , да исамим участникам втаком случае трудно следить за конкурентами . В будущем надо ограничивать такие соревнования малымчислом зачетных групп , чтобы вкаждой из них обеспечить достаточное количество спортсменов . О чевидно , ц елесообраз ­но создать такжеукороченныйдо 1,21,5 км вариант трассы для небольшого числа участников (12—15 мотоциклов ) . С оревнования на мотоциклахс коляск ами на данной трассе проводитьнеце ­ лесообразно. Во-первых, она трудно проходима и, во-вторых, на большей части ее отсутствует возможностьобго ­ на. Все это приводитктому , что на трассе остается всего несколькомотоциклов , так как ряд участников сходит с дистанции. П рошедшиесоревнования являются яркойктомуиллюстрацией : из стартовавших впредварительномзаезде четырнадцати мотоцикловв финал попало пять, а финишировали лишь двемашины . А. КАРЯГИН, главный судья международного мотокросса, судья всесоюзнойкатегории.этом отношении Латвийскому автомотоклубу нет надобности обращаться даже К лучшим западным образцам. — Я также разделяю ваше мнение. И поэтому я сказал руководителям ЦАМК: если бы в будущем СССР взял на себя организацию одного из туров чемпионата мира по мотокроссу, то весьма вероятно, что это соревнование явилось бы гвоздем международного мотоциклетного сезона. К тому же 250—300 тысяч зрителей — это колоссально! Имеете' ли вы какие-либо пожелания или замечания по ходу самих соревнований? — Замечаний у меня нет. Соревнования прошли очень четко, без инцидентов. Но скажу, что предпочел бы, чтобы в соревнованиях (особенно в классе 500 см3) соблюдалось международное правило, а именно — все гонщики стартуют в двух заездах, причем результаты засчитываются по сумме очков. Соблюдение в какой-то мере этого «стандартного» правила было бы весьма желательно. Разумеется, можно еще многое сказать о своих впечатлениях от всего, что мне довелось увидеть в Советском Союзе. Но главное состоит в том, что пребывание н Москве и Риге позволило нам установить полезные контакты. Теперь открылась возможность дальнейшего, еще более широкого спортивного сотрудничества между Советским Союзом и Францией. — Совершенно согласен с вами. А сейчас, уважаемый господин Кастель, разрешите мне от нас обоих выразить нашим советским хозяевам самую искреннюю благодарность за незабываемый прием, а также признательность всем советским людям, с которыми мы имели многочисленные и всегда очень дружественные контакты. Мы покидаем Советский Союз с чувством того, что знаем теперь настоящее лицо этой великой страны. Мотокросс в Риге способствовал доброму знакомству. Разве не в этом состоит благородное назначение спорта, который помогает устанавливать дружеские контакты между людьми доброй воли? Разве не на этом добром знакомстве народов друг с другом зиждется мир во всем мире, к которому мы, вместе с нашими советскими друзьями, стремимся всем сердцем? Ришар ДЕЛЬФОСС.