ШТУРМАНСКИЕ РАСЧЕТЫ В АВТОМОБИЛЬНЫХ РАЛЛИСТАТЬЯ 2 - я * Р асчетное время отметки на любом * пункте KB можно определить, пользуясь таблицами, в которых указано время, потребное для прохождения 1км при заданных средних скоростях движения от 30 до 79,9 км/час. С помощью этих таблиц, арифмометра и спидометра можно быстро определить расчетное время нахождения на любом расстоянии от предыдущего пункта КВ. Расчеты еще более упростятся, если в пунктах KB счетчик пройденного расстояния ставить на 0. Иначе говоря, для облегчения работы в пути нужно иметь на автомобиле «дневной» спидометр. М ожно установить также на автомобиле вторые часы, показывающие, не астрономическое время, а фактическое, прош едшее после расчетной отметки на предыдущем КВ. В этом случае, при известных заданных средних скоростях, мы еще до старта будем иметь упрощенные графики, составленные в зависимости от интервала времени между проверками. Подсчет времени движения до пунктов СКВ и KB тоже упрощается. Выбрав заранее из таблицы время на прохождение 1км , производим соответствующее умножение на арифмометре ис учетом поправки показаний спидометра определяем пройденное расстояние. П еремножаем эти две величины и получаем расчетное время в минутах. Сопоставив его с показаниями часов, находим отклонение от графика. Многие спортсмены пользуются предварительно составленным графиком на 3 — 4 часа движения с заданными скоростями. Еще удобнее соединить его с часами так, чтобы минутная стрелка показывала через каждые 5 или 10 ми ­ нут расчетное расстояние. Тогда при сопоставлении последнего с показаниями спидометра, м ожно будет быстро Автор публикуемой статьи, спортсмен Вильнюсского автомотоклуба ДОСААФ Лев Шувалов несколько лет выступает в автомобильных ралли. В прошлом году он стал чемпионом Прибалтики и завоевал бронзовую медаль в соревнованиях на первенство СССР. Работая на Вильнюсском заводе электросчетчиков, Л. Шувалов одновременно учится в вечернем институте, готовит дипломную работу, тема которой — «Двигатель для спортивного автомобиля». Н аснимке : Лев Шувалов готовит двигатель к соревнованиям. Фото А^ Злотникова. определить отклонение от графика в километрах. Шкалу расчетного расстояния крепим на часах. Наносим цифры чернилами на ватмане и снизу подсвечиваем для удобного наблюдения при езде ночью. Значения расстояний округляем с точностью до 0,1 км . М ожно составить подобные, сменные шкалы заранее на 3 — 4 часа движения или, заготовив бланки, заполнять их после подсчета средних скоростей в предстартовый период. После участия в нескольких соревнованиях у нас будет ряд сменных шкал, которые мы сможем использовать на очередных ралли. Если в соревнование включен участок равномерного движения с заданной средней скоростью, то для его прохождения строим уточненный график, цена делений которого зависит от допускаемого отклонения. Вот характерный пример. В 1961 году на ралли «Прибалтика» не локализировалось отклонение от графика в пределах 1 мин. Для поддержания заданной скорости (60 км/час) мы пользовались графиком, в котором время в пути подсчитывали в минутах и секундах, а пройденное расстояние — в километрах и сотнях метров. Каждые 15 секунд мой напарник, спортсмен I разряда Юр гис Олека, говорил мне, е соответствии с правой шкалой графика, каково расчетное расстояние, округленное доде ­ сятков метров, а я, находясь за рулем, в этот момент смотрел на спидометр и определял фактически пройденное расстояние, причем не допускал отклонения более 50 м. Такой же метод нами применялся ив 1960 году на первенстве РСФСР. В обоих случаях контроль времени вели по секундомеру, включаемому при отмашке судьи на старте. Опыт показывает, что для соблюдения заданной средней скорости можно пользоваться либо таблицами и арифмометром, либо графиками на сменных шкалах, которые надеваются на часы, показывающие время в пути. Последний метод более удобен. М ы убедились, что при подготовке к ралли помимо таких графиков нужно иметь: компас, который в некоторых случаях может пригодиться для определения направления движения; спидометр, позволяющий сбрасывать показания счетчика пройденного расстояния, или таксометр с соответствующим тарифом; двое часов, одни из которых должны показывать точное астрономическое время, а другие — время в пути; секундомер, необходимый на участках 'равномерного движения, а также для контроля времени при скоростных состязаниях; * Продолжение. Начало см. в <3а рулем» № 6. арифмометр, позволяющий в случае необходимости заменить график и облегчающий различные расчеты в предстартовый период и на дистанции. O r применения линеек и других нецифро*вых счетных приборов мы отказались, так как, пользуясь ими, легко ошибиться. Для того чтобы обеспечить движение по графику, необходимо заранее выверить показания спидометра по километровым столбам в различных дорож ­ ных условиях. Изменение давления воздуха в шинах и их износ вызывают отклонения. Показания в этом случае будут неправильными, вследствие изменения радиуса качения колеса. К роме того, показания спидометра могут вообще иметь некоторые отклонения, определяемые качеством изготовления шестерни его привода. Вот почему первый же этап, «обозначенный расстоянием», используем для «привязки» нашего спидометра к судейскому, по которому определяли расстояние на дистанции. Для этого тре ­ буется следовать точно по заданному маршруту и не допускать изменения давления в шинах. Например, этап от КВ-12 до КВ-13 проходит по хорошей дороге. Судейское расстояние, обозначенное в маршрутной карте, равно 178,5 км . Фактически же расстояние по спидометру нашего автомобиля Sen. составило 182,5 км . Нам известно, что при предварительной выверке по стакилометровым столбам спидометр показывал 102 км . Таким об ­ разом, на каждые 100 км по хорошей дороге наш спидометр «прибавляет» 2 км. Показания его для определения действительного расстояния необходимо умножить на поправочный коэффициент Ксп.улкт, г который находим следующим образом. При предварительной проверке: SfAKT.КСИ Т АКТ= Sen.где SOIAKT. (100 км ) — действительное расстояние по километровым столбам; Sen. (102 км ) — расстояние по спидометру. 100 0,98. Тогда Ксп.(рлКт. 102 При проверке на этапе КВ-12 и КВ-13: 178,5 К1 = 0,978 = 0,98.сп.<рА,кг. -1 82,5Следовательно, предварительно определенный коэффициент приемлем и для подсчетов в данных соревнованиях, т. е. судейский спидометр был проверен. Вместе с тем, для поддержания заданной средней скорости, необходимо учитывать ошибку прибора, что несколько усложняет расчеты. Если показания нашего спидометра отличаются от показаний судейского (не соответствуют обозначенному в маршрутной26