ffУраган€€ак назвали подвесной гоночный двигатель его создатели — члены самодеятельного конструкторского бюро Центрального морского клуба ДОСААФ. Любопытна история появления «Урагана». В I960 году советские водномоторники впервые выехали за рубеж, в Германскую Демократическую Республику, для участия в соревнованиях. Во время этого визита они ознакомились с новой судомоторной техникой немецких друзей. Наши спортсмены посетили лабораторию лауреата национальной премии Д. Циммермана. Он подробно рассказал нашим гонщикам о своей конструкции и подарил им один из двигателей. — Буду рад, — сказал он, — если это поможет вам построить свой гоночный мотор. Группа энтузиастов из Центрального морского клуба не только внимательно изучила конструкцию Циммермана, но и обобщила новейшие достижения отечественного и зарубежного моторостроения. Созданный самодеятельным КБ «Ураган» класса 175 см 3 — одноцилиндровый, двухтактный двигатель с золотниковым распределением. Он обладает высокой литровой мощностью и прост по своему устройству. Характерной особенностью конструкции является необычный подбор фаз газораспределения. Продолжительность впуска — 1 92 ° , выпуска — 1 89 ° ; основной продувки — 132°, дополнительной — 129°; момент открытия впускного канала — 52° после нижней мертвой точки. Трехканальная возвратно-петлевая продувка в сочетании с высокой степенью сжатия |12 : 1 ] и нижним расположением плоского золотника обеспечивает хорошее наполнение и очистку цилиндра. Два основных продувочных канала расположены под углом 120° друг к другу. Они выполняют важные функции при очистке цилиндра от продуктов сгорания, а также при заполнении его смесью. Через третий короткий какал удаляется перегретая смесь из-под днища поршня, что предотвращает его прогорание. Для улучшения продувки цилиндра свободное пространство картера уменьшено. Потоки смеси из двух основных каналов направляются на заднюю стенку цилиндра и поднимаются к сферической головке с дополнительной смещенной сферой. Это позволяет отклоТнить поток к оси цилиндра, лучше продуть центральную застойную зону и способствует образованию качественной рабочей смеси. При подходе поршня к верхней мертвой точке между его днищем и основной сферой образуется узкая щель, из которой смесь вытесняется в дополнительную сферу, что приводит к завихрению смеси. Это обеспечивает большую однородность ее состава, повышает скорость и увеличивает полноту сгорания. Выпускное окно прямоугольной формы имеет посредине перемычку, что исключает поломку поршневого кольца. Выпускной канал соединен с мегафоном, предназначенным для повышения мощности двигателя, улучшения очистки и наполнения цилиндра. «Ураган-175» работает на бензине или на метиловом спирте в смеси с касторовым маслом (в соотношении 20 : 1). Имея более высокую теплоту парообразования, спирт понижает температуру смеси и увеличивает весовой заряд засасываемого топлива, что повышает мощность двигателя. Коленчатый вал нового мотора состоит из трех частей; двух щек и шатунного пальца. В целях максимального сокращения веса шатун имеет двутавровое сечение. Верхняя и нижняя головки шатуна собраны на игольчатых подшипниках, а верхняя и нижняя опоры коленчатого вала — на шариковых. Поршень снабжен только одним поршневым кольцом (стальным), что уменьшает трение о стенки цилиндра. Ухудшения компрессии вследствие этого не происходит, так как двигатель работает на очень высоких оборотах.Крутящий момент двигателя передается через рессору и коническую пару (с передаточным отношением 13:15) на полупогруженный гребной винт с переменным шагом по радиусу лопасти. Корпус подводной части мотора тщательно отполирован для уменьшения сопротивления при движении. На «Урагане-175» установлено магнето с приводом от коленчатого вала. Оно имеет небольшой вес, компактно, в случае неисправности его можно легко и быстро заменить. Охлаждение двигателя водяное. Благодаря скоростному напору вода подается через отверстия в передней части корпуса подводной части. Недавно состоялось первое «боевое» крещение «Урагана-175». В соревнованиях, посвященных сткрытию V съезда ДОСААФ, мастер спорта И. Крючков в десятикилометровой гонке занял первое место, оставив позади скутера с импортными моторами. Серийный выпуск нового гоночного двигателя начнется в этом году на Киевском заводе ДОСААФ. Б. ГИБНЕР, член Президиума Федерации водно-моторного спорта СССР.ХАРАКТЕРИСТИКА . 26 л. с. при 9000 об/мин 60.5 мм Диаметр цилиндра 60 мм Ход поршня Степень сжатия 12 : 1 Вес . . . . 25 кг .ТЕХНИЧЕСКАЯ Мощность . .Силовая головка двигателя 1 — к рышка распределительного золотника; 2 — нижняя половина картера; 3 — магнето; 4 — шестерни привода магнето; 5 — маховик с пусковым диском; 6 — в ерхняя половина картера; 7 — коленчатый вал: 8 — цилиндр; 9 поршень; 10 — головка цилиндра; 11 впускной канал: 12 — золотник; 13 основные продувочные окна.25