'КМ ВйЕБШКАЛЕНДАРЬна котором нельзя обгонять, но ио том, что здесь необходимо снизить скорость. Старайтесь не оставлять автомобиль для стоянки на уклонах. Если же произошла вынужденная остановка, то включите низшую передачу, ручной тормоз и обязательно подложите камни или клинья под колеса. Автолюбителям, не имеющим достаточного опыта вождения автомобиля по горным дорогам полезно установить на автомобиле так называемый «горный тормоз» (описание его дано в книге Г. М. Соловьева иД . Н. Иванова «Движение автотранспорта в СССР», 1961 г., стр. 164). В любом случае длительной стоянки (ремонт, ожидание, ночлег) необходимо отвести автомобиль за пределы дорожПетом, в пору отпусков, многие автоного полотна. Не спешите при первом ' "любители устремляются на юг, в же открывшемся красивом виде остаКрым или на Кавказ, где дорожные усновить свой автомобиль — ведь дорожловия значительно отличаются от обычники позаботились о вас, и достаточно ных. Езда на горных дорогах очень спепроехать еще немного, чтобы найти цифична, трудна и требует большой специально подготовленную для отдыха практики и умения. Поэтому, если ваш площадку, с которой откроется еще бомаршрут лежит через горы, подготовьлее красивый вид. тесь заранее к предстоящим испытаниям. «Городские» водители уже отвыкли Перед поездкой откройте еще раз от подачи звуковых сигналов, но на крутых горных поворотах, серпантинах и «Правила движения» и прочитайте вновь перевалах придется временно изменить те разделы, которые касаются движесвои привычки. Подача звуковых сигнания и стоянки автомобиля на спусках и лов в этих условиях необходима. В ночподъемах. ное время при встречных разъездах Помните, что на горных дорогах, где обязательно включите ближний свет, а встречный разъезд затруднен, правом если вы ослеплены, не сворачивайте в преимущественного проезда пользуетсторону; в этом случае необходимо ся автомобиль, у которого обрыв нахоостановиться и включить подфарники. дится с правой стороны (независимо от Ввиду того, что горные дороги извилитого, в гору или с горы он движется). В сты, неплохо иметь на переднем бампеостальных случаях вы должны уступить ре автомобиля две малогабаритные дорогу любому транспорту, идущему на фары мотоциклетного типа. Регулируют подъем. Особенно внимательно в горах их так, чтобы левая фара освещала пранадо следить за дорожными знаками. вую обочину метров на 20—30 вперед, Перед перевалом знака «Скользкая доа правая — точно так же левую обочирога» может и не быть, но не исключену, т. е. они должны светить как бы но, что на перевале дорожное покрыкрест-накрест. Такая установка фар с устие окажется влажным. пехом применяется на автомобилях, Наиболее часто на вашем пути будут участвующих в ралли, трасса которого встречаться знаки «Сужение дороги», проходит по горным дорогам. «Извилистая дорога», «Неровная дорога», «Крутой спуск», «Крутой поворот». Аналогичного эффекта можно доНе забывайте, что они предупреждают стигнуть, применив специальные протине только об опасном участке дороги, вотуманные фары. Установка последних особо желательна, так как в горах туманы — довольно частое явление. Следует тщательно отрегулировать и основные фары, для чего на некоторых горных дорогах установлены специально размеченные щиты. Если по какой-либо причине вам придется использовать буксир, помните, что он должен быть жестким, длиной не более 4-х метров. Само собой разумеется, что тормоза должны быть в полном порядке. Вы, безусловно, проверите их еще в предгорье, но учтите, что в горных условиях тормоза надо беречь особенно тщательно. Тормозить следует, не выжимая сцепления до тех пор, пока автомобиль почти полностью не остановился. На время забудьте о накате: при движении, особенно с крутого спуска, включайте одну из низших передач с тем, чтобы использовать торможение двигателем. На подъемах старайтесь сразу выбрать необходимую передачу, иначе, если у вас нет достаточного опыта, могут быть неприятности. Особую осторожность соблюдайте на перевалах и закрытых поворотах. Когда впереди движется автомобиль или какой-либо другой транспорт, держитесь от него на «почтительном» расстоянии. Помните, что с увеличением высоты над уровнем моря температура кипения воды понижается. Например, на высоте 3000 метров вода закипает при 90°С. Но если двигатель начал перегреваться, а конец подъема уже близок, то лучше все-таки не останавливаться, а закончить подъем. Потом, на обратном спуске, двигатель несколько охладится, и вы сможете продолжать движение. Ввиду того, что спирто-касторовые тормозные жидкости типа БСК и ЭСК имеют относительно низкую температуру кипения, применять их в жаркую погоду, особенно при движении в горных условиях, когда за счет частого торможения температура поднимается, не желательно, так как не исключено образование паровых пробок. Поэтому лучше применять тормозную жидкость типа ГТЖ-22.Редакционная коллегия: В. В. БОГАТОВ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, М. И. КОЛПАКОВ, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (зам главного редактора), А. М. КОРМИЛИЦЫН, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, В. Я. СЕЛИФОНОВ, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ Художественно-технический редактор И. Г. Имшенник. Корректор Н. И. Питерцева.Адрес редакции: Москва, И-51, Рахмановский пер., 4. Тел. К 5-52-24, Б 9-61-91. Подл, к печ. 21.06.62 г. Сдано в набор 28.05.62 г. Вум. 60X92'/, 2,25 бум. л. - 4 печ. д. Тираж 360 000 экз. Зак. 251. Цена 30 коп. Г-82322. 3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР.