Перспективная модель М-107 (125 см ), разработанная Минским заводом (слева). Опытные образцы мопеда «Юниор» с 3 двигателем класса 50 см и клиноременной бесступенчатой передачей. должат строить малыми партиями спортивные мотоциклы с коляской. У гонщиков чрезвычайно популярны машины Ковровского и Ижевского заводов. Многодневный ИЖ-М11 недавно отмечен Знаком качества. В этой пятилетке оба завода дадут спортивным клубам и секциям несколько новых моделей для кроссов, многодневных и кольцевых соревнований. Не будут забыты и сборные команды страны, которые с 1972 года получат к международным выступлениям более совершенные машицы для мотомногоборья и кросса (250- и 500-кубовые). Существует мнение, будто работы над спортивной техникой распыляют силы заводов. Это неверно. Именно опыт, накопленный при доводке спортивных машин, позволил Ижевскому заводу создать такие модели, как «Юпитер-3» и «Планета-3». Большую помощь в отработке конструкций дорожных и спортивных мотоциклов оказывает мотоциклетным предприятиям Всесоюзный научно-исследовательский конструкторско-технологический институт мотоциклов и малолитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания (ВНИИмотопром). Под его техническим руководством разрабатываются новые перспективные модели мотоциклов. Так, в тесном содружестве института и Львовского мотозавода спроектировано и поставлено на производство семейство мопедов «Верховина», конструируется новый двигатель для микромотоциклов 3 класса 50 см . Много внимания уделяет институт решению проблем, касающихся отрасли в целом, — в частности, увеличению долговечности мотоциклов, снижению токсичности выхлопных газов, шума выпуска. Конструкторы института заняты поисками новых решений как для машины в целом, так и для отдельных узлов ее. Автоматическое сцепление, золотниковое распределение, раздельная смазка двухтактных двигателей — вот основные темы из перечня перспективных работ. Давно уже отпала необходимость доказывать равноправие мотоциклов с автомобилями. Огромный спрос населения предъявляет к мотоциклостроению высокие требования. Совершенствование конструкций и производства на основе достижений науки и техники — главная задача в новой пятилетке. Г. САМСОНОВ, начальник Главмотовелопрома Министерства автомобильной промышленности СССР Слева направо: Микромотоцикл «Рига-8-спорт» (50 см\ 4,5 л. с , 3 передачи. 65 кг, 65 км/час) — одна из экспериментальных моделей, разработанных заводом «Саркана Звайгзне» совместно с ВНИИмотопромом. Гоночный мотоцикл РИС (50 см1, И л . с), построенный рижским заводом. На одной из таких машин в прошлом году одержана победа на чемпионате страны. Мотоцикл «Стрела» (М63С) для кольцевых гонок. Партия этих машин с двигателями класса 650 см3 (60 л. с.) и пятиступенчатой коробкой передач построена Ирбитским мотозаводом для спортивных клубов и секций.1АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ. ЕГО СЕГОДНЯ И ЗАВТРАОкончание. Начало на стр. втехническим параметрам мог бы встать в ряду лучших зарубежных образцов. В ее конструкцию планируется заложить наиболее прогрессивные технические решения. Мощность двигателя возрастет до 15 л. с. На Минском заводе уже в прошлом году началась реконструкция. Ее завершение позволит создать условия для повышения качества продукции. Познакомимся теперь с перспективными моделями самого малого «калибра». В большой семье двухколесных машин важное место отводится мопедам и мотовелосипедам. В новой пятилетке и Рижский и Львовский заводы значительно обновят ассортимент своей продукции и увеличат масштабы производства. На смену «Риге-7» придет «Рига-9», заметно отличающаяся внешними формами. К концу пятилетия появится облегченная модель мопеда с новым двигателем мощностью 1,21,5 л. с. Львовский мотозавод готовит на смену «Верховине» МП-048 конструкцию с автоматическим сцеплением и клиноременной трансмиссией, что позволит полностью автоматизировать управление сцеплением и изменением передаточного числа силовой передачи. Важное значение в совершенствовании серийных машин наши мотоциклетные заводы придают спортивным и гоночным образцам и отводят им в своих планах особое место. На трассах соревнований появятся новые модели. Так, Минский завод подготовил кроссовый мотоцикл М-210 класса 125 см 3 . Одновременно он планирует выпускать небольшие партии машин и для многодневных соревнований, для шоссейнокольцевых гонок. «Саркана Звайгзне» увеличит производство кроссовых мотоциклов для юношеских спортивных школ и начнет строить в небольших количествах машины для шоссейно-кольцевых гонок (модель Р7С) с 50-кубовым двигателем мощностью 6—7 л. с. Выпуск спортивных мотоциклов того же класса будет вскоре организован и во Львове. Ирбитский и Киевский заводы про-городов, часто удалены от центра и места работы людей. Не всегда экономически оправдано подвести к этим районам линии метрополитена или наземного электротранспорта. Автобус в подобных случаях более удобен и экономически эффективен. Однако наиболее распространенные у нас автобусы ЛиАЗ-158 не очень вместительны, скорость их ограниченна. Новые 80-местные автобусы ЛиАЗ-677 значительно лучше. Но и они не могут в полной мере справиться с густыми пассажирскими потоками. Переполнение автобусов стало повсеместно характерным. На очереди — создание производства и развитие применения автобусов особо большой вместимости (сочлененного типа) на 160200 пассажиров. Наряду с общественным транспортом в нашей стране из года в год развивается индивидуальный. Легковой автомобиль все прочнее входит в быт советского человека. Нам незачем гнаться за иностранными капиталистическими фирмами в разнообразии марок и моделей машин. Оно, это разнообразие целиком продиктовано законами конкуренции и мало соответствует истинным потребностям общества. Четыре-пять моделей вполне удовлетворяют запросы всех слоев населения. Эту задачу мы практически уже решили. Наращивая выпуск автомобилей и производя естественную смену моделей, промышленность постепенно насытит потребность в них всего населения страны и доведет численность их парка до оптимального уровня. Уровень этот поддается прогнозированию и составляет примерно 180—200 автомобилей индивидуального пользования на тысячу человек населения. Это, разумеется, дело будущего. А в нынешней пятилетке максимум усилий следует приложить еще и для резкого увеличения парка автомобилей-такси. Постоянное повышение благосостояния трудящихся давно уже сделало такси доступным видом транспорта для самых широких масс. Однако пока еще их не хватает. Перед автомобилестроением стоит также задача освоить производство автомобилей-такси специализированной конструкции. Для эффективного использования автомобильного транспорта как грузового, автобусного, так и особенно легкового индивидуального, предстоит создать разветвленную сеть заправочных станций, пунктов технического обслуживания, современных ремонтных предприятий, мест хранения индивидуальных автомобилей в непосредственной близости от мест, где живут их владельцы. Словом, автомобилизация выдвигает много сложных задач. Их решение требует времени. И в новой пятилетке будет взят важный рубеж на этом пути.