юзные чемпионаты, но и принес стране немало побед в крупнейших международных соревнованиях. Успехи наших «кольцевиков» за рубежом в равной степени относятся ик ВНИИмотопрому (ранее — ЦКЭБ мотоциклостроения), создавшему 3 гоночные мотоцик3 лы С-159 (1253 см ), С-175 (175 см ), С-259 (250 см ), С-354, С-360, С-364 3 (350 см ). Эти машины быстро завоевали признание и мировую известность. Пять раз приносили они победу Н. Севостьянову на международных соревнованиях в Турку (Финляндия), а двум другим советским гонщикам — Э. Кийсе и Ю. Рандле — призовые места. Высокие качества советских мотоциклов подтвердили успешные выступления наших спортсменов в Венгрии, Чехословакии, ГДР, а также на отдельных этапах чемпионата мира. Однако «фирменных» машин было мало. Поэтому многие спортсмены сами конструировали гоночную технику. Среди «самоделок» выделялись мотоциклы, сделанные А. Олейниковым, многократным чемпионом страны К. Ошинем и В. Катоминым. К сожалению, в последние годы участие советских гонщиков в международных соревнованиях практически прекратилось. ВНИИмотопром и мотозаводы ослабили работы по созданию новых гоночных машин, а прежние конструкции устарели. Думается, это временное явление. В одной статье трудно даже перечислить имена всех спортсменов, оставивших глубокий след в истории развития отечественнога мотоспорта. Назовем лишь некоторых — обладательницу восьми золотых медалей И. Озолину, имеющих блестящий список побед Е. Грингаута, Н. Михайлова, В. Кулакова, В. Карнеева. Они уже покинули стремительные трассы и передают сейчас свой огромный опыт молодым. Г. АФРЕМОВ, судья Всесоюзной категорииАЗСнового типаЧитатели журналав своих письмах не раз критиковали принятую на большинстве автозаправочных станций планировку, когда строй бензоколонок вытянут в одну линию' и подъехавшие для заправки машины загораживают доступ к свободным автоматам. Взамен предлагалась «поперечная» планировка, чтобы машины могли проходить сквозь строй колонок, к акмежду зубьями гребенки , не мешая друг другу. О дно из таких писем было опубликовано в июньском номере «За рулем» в 1969 году. Специалисты, отвечая на читательские письма, признавали, что «поперечная» планировка, или, к акона официально называется, параллельная схема за ­ правки, значительно увеличивает" пропускную способность АЗС , но требует больш его земельного участка и поэтому применима редко . О днако автомобилизация привела кпереоценке ценностей. Главным архитектурно-планировочным управлением Москвы одобрены и рекомендованы к строительству проекты АЗС новых типов с параллельным расположением колонок. Разработаны они 11-й мастерской института «Моспроект-2». Редакция попросила авторов — главного архитектора проекта Г. А. Д онцоваи главного инженера В. П. Тростина — рассказать обосо ­ бенностях спроектированных ими АЗС .ПОЗДРАВЛЯЕМ!Экипаж автомобиля «Москвич-412» в составе шофера таксомоторного парка из г. Таллина Гунара Хольма, инженера-технолога Каунасского радиозавода Каститиса Гирдаускаса и водителя-испытателя АЗЛК Владимира Бубнова стал первым обладателем приза «За спортивную доблесть». Этот приз, учрежденный телевизионной программой «Время» и отделом спорта Центрального телевидения и Всесоюзного радио, отныне будет вручаться в конце каждого года спортсмену, показавшему в ходе соревнований мастерство, мужество, волю к победе, чувство товарищества, благородство в спортивной борьбе. Гунар Хольм, Каститис Гирдаускас и Владимир Бубнов, участвовавшие в авторалли-марафоне Лондон — Мехико, продемонстрировали на всем огромном пути соревнований не только высокое профессиональное мастерство, но и настоящее благородство в спортивной борьбе. Н ашэкипаж не раз оказывал помощь товарищам по номанде, а также зарубежным участникам , попавшим в беду. Редакция журнала «За рулем» вместе со своими читателями горячо поздравляет первых лауреатов приза «За спортивную доблесть». Мы поздравляем также Гунара Хольма, Леонтия Потапчика (Вильнюс), Эдуарда Баженова (Львов), Юрия Лесовского (Моснва) и Александра Терехина (Москва) — героев ралли Лондон — Мехико с присвоением им высокого звания «Заслуженный мастер спорта СССР».Указательные знаки оповестят вас о местоположении станции еще издалека. Въездные карманы отводят замедляющий движение автомобиль от скоростной магистрали. Территория АЗС вымощена долговечными плитами из сборного железобетона. Поперечное расположение колонок дает возможность подъехать к любой из них справа или слева (рисунок в центре), надписи позволяют быстро сориентироваться, где имеется необходимый сорт горючего. Ни один свободный автомат не может быть загорожен соседней заправляющейся машиной. Масло, другие расфасованные продукты и запасные части будут продаваться в операторской. Здесь предусмотрены гардеробная и туалетная комнаты, общее помещение для оператора и клиентов (рисунок вверху). К услугам водителей — вода и колонка со сжатым воздухом для подкачки шин . Специальный автомат выдает для двухтактных мотоциклов и мотороллеров готовую смесь горючего любого состава. Для бензовозов, чтобы они не мешали общей заправке, проложен особый подъезд. Помещение операторской со стеклянными стенами укрыто просторным навесомкозырьком из железобетонных плит. Отсюда хорошо видна вся территория АЗС, а водители, еще не заходя в операторскую, видят стенд с имеющимися в продаже товарами. Несущие конструкции помещения выполнены из металлических рам, перекрытых легкими слоеными утепленными панелями типа «сэндвич». Это при массовом изготовлении позволяет производить сборку на заводе и привозить на подготовленную площадку законченный объемный элемент. Площадка, которую займет такая АЗС, невелика. Например, станция на 200 заправок всутки потребует 0,12 гектара. Особенно удобно она впишется в угловые участки городской застройки. Деревья, к устарники , газоны образуют зеленый барьер, о тгораживающий станцию от других строений. АЗС нового типауже строятся в Москве. По 500 заправок в сутки обеспечат станции в первом микрорайоне Химки-Ховрино и на Открытом шоссе. На 200 заправок рассчитана АЗС, строящаяся на Большой Черкизовской улице возле стадиона «Локомотив». Появятся они ив других районах столицы. Г. ДОНЦОВ, архитектор, В. ТРОСТИН, инженер27