Дело "десятое"

ДЕЛО "ДЕСЯТОЕ"

ТЕХНИКА

в серию

VAZ 2110 С АБС И УСИЛИТЕЛЕМ РУЛЯ

ДЕЛО "ДЕСЯТОЕ"

СЕРГЕЙ МИШИН

Усилители рулевого управления и антиблокировочные системы тормозов давно привычны на современных автомобилях. Наконец-то этих опций удостоилось и "десятое" семейство ВАЗа.

ABSолютные ТОРМОЗА

Антиблокировочной системой нынче никого не удивишь. Ведущие производители автомобилей все чаще включают ее в стандартную комплектацию своих моделей. Подошла и наша, "десятая" очередь.

После серии экспериментов (длившихся, к слову, аж с 1975 года), поисков партнеров в своем отечестве ВАЗ все же пошел цивилизованным путем, положившись на авторитет и опыт таких всемирно известных фирм, как "Бош" (Bosch), "Лукас" (Lucas), "Конти-Тевес" (Teves). Нашим в 1993 году приглянулся "Бош".

В итоге для "десятки" выбрали систему второго поколения - ABS-5.0 (первой была ABS-2), а позже более новую версию - ABS-5.3 (двухконтурная). Это разработка 1995 года - гидроагрегат с встроенной управляющей электроникой весит всего 2,6 кг (для сравнения - в первом поколении он тянул на 6,2 кг) и адаптирован к "десятке".

Дело за малым - купить лицензию и наладить производство. Увы, денег, как водится, не хватило и проект "замерз". Однако путь для реализации наработок все же нашли. Для начала взялись устанавливать АБС за пределами завода. Организовали своеобразную "конвенцию четырех", не считая самой фирмы "Бош". Возглавил ее, естественно, ВАЗ, как держатель документации. Тольяттинская фирма "Полад" взяла на себя закупки компонентов у "Боша" (гидроагрегат, датчики скорости и регуляторы давления) и поставку новых автомобилей для переоборудования. СТЭН - тоже тольяттинская фирма - занялась изготовлением оригинальных тормозных трубок и собственно монтажом АБС. Четвертый партнер - самарская фирма БРИС. Ей достались некоторые элементы крепления и подготовка серийных деталей "десятки" для установки АБС (доработка наружных ШРУСов, задних тормозных колодок, сверление крепежных отверстий в поворотных кулаках, изготовление роторов для датчиков скорости и т. п.).

Итак, перед нами "десятка" с АБС. Отличия от обычной машины - гидроагрегат ABS Bosch 5.3 под капотом и датчики скорости с роторами, они считывают скорость вращения каждого колеса. Электроника опрашивает все четыре датчика каждые 7 миллисекунд и вычисляет так называемую базовую скорость. При торможении, как только скорость одного из колес падает, давление в его рабочем цилиндре сбрасывается и тормозная жидкость уходит назад в главный тормозной цилиндр. Частота срабатывания клапанов гидроагрегата - до 10 раз в секунду. Именно в таком темпе тормозная педаль стрекочет под ногой водителя при срабатывании АБС.

В консоли "десятки" появилась лампа-контролька с аббревиатурой "ABS" - она загорается при включении зажигания на пару секунд и, если все в порядке, гаснет. Теперь вспыхнет только при отклонениях в работе.

Машина с АБС при плавном торможении ничем не отличается от остальных. Иное дело - при экстренном, когда ударяешь по тормозам что есть силы. Педаль начинает "похрустывать", но колеса не визжат, поскольку не блокируются. Поэтому даже при максимальном замедлении можно попытаться объехать препятствие. При торможении на неоднородном покрытии, когда, например, левые колеса на асфальте, а правые на обледеневшей обочине, обычный автомобиль просто развернет. С АБС, даже если чуть уводит в сторону, положение на дороге легко корректируется рулем.

Установка АБС на автомобиль "улучшает" его на 800 долларов. К сожалению, сегодня такой автомобиль можно купить только в Тольятти у "Полада". Наверное, на первом этапе это правильно - пока машины с непривычным устройством должны эксплуатироваться под присмотром специалистов. Да и гарантия (кстати, она при установке АБС сохраняется) осуществима только в Тольятти. Установить АБС на уже купленный автомобиль нерентабельно - слишком много деталей потребуется заменить на доработанные, а "бэушные" для обменного фонда в зачет не годятся.

Ключ к дальнейшему развитию автомобилей с АБС - в кошельках потребителей. Будет спрос - будет и предложение.

ВАТТный РУЛЬ

Разработка электромеханического усилителя рулевого управления началась на ВАЗе еще в 1996 году. В то время только-только появился в продаже первый автомобиль с подобным устройством - " Рено Твинго".

За дело взялось трио компаньонов - научно-технический центр АвтоВАЗа, научно-производственное объединение "Эметрон" и завод "Авиаагрегат" в Махачкале. Конструкцию "срисовали" у "Твинго" - усилитель на рулевом валу. Такая компоновка позволяет внедрить устройство в уже готовый автомобиль, не затрагивая рулевой механизм. И не важно, червячный он или реечный.

Принцип работы электроусилителя прост: в начальный момент поворота руля скручивается встроенный в вал торсион, включая электродвигатель. Тот, в свою очередь, через червячный редуктор старается раскрутить торсион, прикладывая усилие к его противоположному концу - и таким образом помогает водителю. Конструкция хороша тем, что не потребляет энергии, пока ее не "попросят", то есть пока к рулю не приложили усилие. Еще одно преимущество "электро" перед "гидро" - усиление легко контролируется электроникой.

Задачи между соавторами распределили так: ВАЗ определяет техническое задание, организует испытания и доводочные работы по адаптации устройства к конкретной модели. "Авиаагрегат" отрабатывает конструкцию и налаживает производство. "Эметрон" создает электродвигатель (стало ясно, что нужен оригинальный вариант) и систему управления усилителем.

К слову, параллельно шла разработка подобного изделия в воронежском НПО "Энергия", а позже появилась и третья версия конструкции (безредукторная), разработанная в Новосибирске.

Конструкцию электроусилителя создали всего за год. Специалисты "Эметрона" разработали ее основу - уникальный электродвигатель: бесщеточный, бесколлекторный, реактивно-индуктивный. Зато на доводочные работы ушло несколько лет. АвтоВАЗ - Джи-Эм предпочел для своей машины ГУР тольяттинских "Рулевых систем", созданный на основе ZF, но наработки по электроусилителю не пропали даром. В конце прошлого года электромеханический усилитель для "Нивы" VAZ 21213, 21214 появился в товарном виде, получив сертификат Госстандарта. Его начала монтировать на автомобили одна из тольяттинских фирм. Чуть позже конструкцию адаптировали для "десяток". На подходе модификации для "Самары", "Оки" и даже "классики", а в перспективе - ЭУР для "Калины". Здесь подробнее рассмотрим усилитель для "десятки".

На место верхнего вала рулевой колонки через переходной кронштейн ставится другой вал - со встроенным усилителем. Подключение к бортовой сети - отдельным жгутом проводов. Силовая его часть из-за больших токов соединена напрямую с батареей (через отдельный предохранитель 50 А), а управляющая - с замком зажигания и датчиками скорости автомобиля и оборотов двигателя. Чтобы не разряжать батарею, усилитель функционирует только при работающем двигателе. Максимальная эффективность - на неподвижном автомобиле, а с увеличением скорости его помощь плавно слабеет. Новая рулевая колонка остается регулируемой и закрывается штатным кожухом, чуть подрезанным в нижней части.

Пускаю двигатель. Руль тут же становится таким легким, что даже на месте его можно вращать одной рукой. О том, что работает именно электро-, а не гидроусилитель, подсказывает легкое, но усердное жужжание электродвигателя. Парковаться - удовольствие. Трогаюсь - руль все такой же легкий. При увеличении скорости до 30- 40 км/ч усилие чуть заметно растет. Теперь, чтобы повернуть руль, приходится преодолевать небольшое пороговое усилие и хорошо чувствуется обратная связь. С дальнейшим ростом скорости руль слегка наполняется тяжестью, что помогает контролировать поведение автомобиля.

В общем, электроусилитель - штука полезная, что в первую очередь оценят, конечно, дамы. Да и мужчины, думается, не будут против. Кстати, установить его можно и в Тольятти, и в Питере, и в Москве. Цена вместе с монтажом - около 500 долларов, гарантия - 2 года или 30 тыс. км пробега.

Гидроагрегат АБС установлен под капотом на левом переднем брызговике.

Комплект "Бош" и наши доработки.

За скоростью каждого колеса следит свой датчик.

...Пускаю двигатель. Руль тут же становится таким легким, что даже на месте его можно вращать одной рукой.

Ротор-помощник.

Электроусилитель для "Нивы"... и "десятки".

Подпишитесь на «За рулем» в