Пятерка для "десятки"

ПЯТЕРКА ДЛЯ "ДЕСЯТКИ"

Ниже приводятся результаты испытаний пяти "десяточных" комплектов сцепления.

ЧТО НАМЕРИЛИ?

Начнем с самого безобидного параметра - массы. Она у всех комплектов сцепления оказалась в рамках требований технической документации, причем самым легким из них был "Крафттех", а самым тяжелым - "Пиленга". Напомним, что масса сцепления влияет на крутильные колебания и инерционные нагрузки в трансмиссии, но в нашем случае можно сказать, что видимых изменений при замене одного комплекта на другой не произойдет.

С крутящим моментом ситуация немного сложнее. Формально только "Крафттех" и "Пиленга" уложились в вазовские требования: требуемый коэффициент запаса - 2,1. В то же время на Западе - свои представления об условиях работы сцепления, и, возможно, им такие запасы не нужны. В общем же, для моторов 2112 лучше использовать упомянутые брэнды, а для 2110 и 2111 - остальные.

По дисбалансу нажимного диска полностью провалился "ВАЗИНТЕРСЕРВИС" - тройное превышение нормы! На этом фоне показатели того же "Валео", не уложившегося "всего-то" процентов на 20, выглядят вполне приемлемыми. К остальным претензий нет.

Дисбаланс ведомого диска у всех оказался в норме - разве что "Пиленга" выступила на грани фола. Она же не уложилась в поле допуска по усилию выжима сцепления. Недостаточное перемещение нажимного диска при заданном ходе выключения отмечено опять-таки у "Пиленги", а также у "Крафттеха". По расстоянию от концов лепестков до поверхности трения снова "отличилась" только "Пиленга". Напомним, что эта величина характеризует узел в сборе и нормируется для конкретной модели автомобиля. При превышении нормы снижается ресурс ведомого диска.

А ЧТО СОВЕТУЮТ БЫВАЛЫЕ?

Если какой-то элемент сцепления после солидного пробега вышел из строя, экономить не стоит: лучше заменять одновременно и выжимной, и "корзину", и ведомый диск. Особенно это важно при замене одного импортного комплекта на другой - отличия могут быть серьезными. Число демпферных пружин в ведомом диске, в общем-то, особого значения не имеет - каждый завод-изготовитель подбирает его сам. Это позволяет реализовать в изделии нужную угловую жесткость - как правило, каждая фирма придерживается "своей веры". Насчет лепестков в "корзине"... ну, скажем так, чем их больше, тем сцепление работает точнее.

При замене сцепления, чтобы избежать коробления кожуха "корзины", крепежные болты затягивают постепенно и через один. Перед этим оправку, используемую для центровки ведомого диска, шевелят вверх-вниз и вправо-влево - это способствует точной центровке ведомого диска.

Постарайтесь не перепутать ориентацию ведомого диска. Если на нем нет каких-либо указывающих надписей, взгляните на него сбоку. Сторона, с которой демпферные пружины меньше выступают от уровня фрикционных накладок, как правило, обращена к маховику. Ошибка может привести к тому, что пружины начнут цеплять за болты маховика. Кстати, не допускайте, чтобы коробка висела на первичном валу: это может вызвать деформацию ведомого диска.

ВЫБИРАЕМ?

Да, пора выбирать. Идеала достичь не удалось, но лучше других выглядели "Крафттех" и, пожалуй, "ЛуК", хотя недостаточный крутящий момент ему, конечно же, не к лицу... "Валео" четко занимает середину в нашей пятерке: подвела балансировка. Про остальных будем думать, что доставшиеся нам экземпляры просто были не в форме...

1 Заявленный производитель -

KRAFTTECH,

страна не указана

Маркировка:

подшипник отсутствует

диск ведомый Y 3200A B0206

диск нажимной X2200C

Особые приметы: знак одобрения отсутствует. Ведомый диск имеет 4 демпферные пружины. У диафрагменной пружины нажимного диска ("корзины") - 18 лепестков. На упаковке

комплекта есть обозначение - 2110 W3200C B2240.

Цена - 850 руб.

2 Заявленный производитель -

LuK (Lamellen und Kupplungsbau), Германия

Маркировка:

подшипник SKF 500 063820

(приобретался отдельно)

диск ведомый 320 030810

диск нажимной 2 D24 120 0252 10

Особые приметы: знак одобрения МТ14. На ведомом диске есть маркировка для правильной ориентации при установке. У "корзины" 18 лепестков. У ведомого диска 6 демпферных пружин. Помечена сторона "корзины".

Цена - 1565 руб.

3 Заявленный производитель -

VALEO,

страна не указана

Маркировка:

подшипник VALEO SNR BB 126 18S50

диск ведомый отсутствует

диск нажимной отсутствует

Особые приметы: знак одобрения отсутствует. В комплекте есть оправка для установки. Диафрагменная пружина нажимного диска имеет 18 лепестков, маркировка стерта. Маркировка на упаковке: 21102 - 21103 - 21108 - 2111 - 2112 826622.

Цена - 1960 руб.

4 Заявленный производитель -

ЗАО "ВАЗИНТЕРСЕРВИС",

Россия

Маркировка:

подшипник отсутствует

диск ведомый отсутствует

диск нажимной отсутствует

Особые приметы: знак одобрения - АЯ70. Диафрагменная пружина нажимного диска имеет 12 лепестков. Пластина крепления накладок - цельная. Ведомый диск - с 6 пружинами (4 большие и 2 поменьше). Маркировка только на упаковке "корзины" - 2110-1601180.

Цена - 965 руб.

5 Заявленный производитель -

PILENGA,

страна не указана

Маркировка:

подшипник отсутствует

диск ведомый PILENGA

диск нажимной отсутствует

Особые приметы: знаков одобрения нет. На упаковке - СК-Р-4005 2110. Диафрагменная

пружина нажимного диска имеет 18 лепестков, но маркировка отсутствует. Ведомый диск снабжен 8 демпферными пружинами - из них 4 больших, 4 маленьких.

Цена - 1100 руб.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА К МЕТОДИКЕ ИЗМЕРЕНИЙ

Автомобили VAZ 2110 могут комплектовать сцеплениями двух типов, которые различаются жесткостью нажимной пружины в зависимости от установленного двигателя, точнее - от его момента. Первая конструкция предназначена для автомобилей с моторами 2110 и 2111 с моментом 115,7 Н.м, вторая - для 2112 (момент - 128,3 Н.м). Максимальный крутящий момент, передаваемый сцеплением, должен превышать указанную величину в 2,1 раза - таков коэффициент запаса. Отсюда и цифры - 243,0 и 269,4 Н.м.

Усилие выжима сцепления измеряют при перемещении концов лепестков нажимной пружины на 7,9-8,1 мм. Перемещение нажимного диска измеряют при ходе выключения, равном 7,9-8,1 мм от положения, определяемого расстоянием 8,26-8,34 мм между "корзиной" и маховиком. Толщину ведомого диска по накладкам измеряют под нагрузкой сжатия, равной 3400 Н.

Подпишитесь на «За рулем» в