Дело о «патриотическом» ремонте

Дело о «патриотическом» ремонте

Сергей М. всегда мечтал купить настоящий вседорожник. Только вот на новую иномарку денег не хватало, а брать подержанную он опасался: вдруг сломается что, а ремонт иностранного джипа - занятие дорогое. После некоторого размышления М. решил приобрести широко разрекламированный отечественный вседорожник UAZ-Patriot. «Патриот» понравился всем - и жене, и сыну: еще бы -салон просторный, современный, клиренс высокий… В общем, решили покупать и даже сразу наметили - будущим летом на новой машине поехать по Черноморскому побережью.

Честно говоря, самые разные мелкие проблемы из «Патриота» полезли сразу, но М. по этому поводу особенно не напрягался - с устранением дефектов справлялся сам. Желание искать помощи и совета в сервисе быстро прошло: выстоял очередь, а тебе говорят -нет у нас запчастей, надо заказывать, ждать… В общем, больше Сергей туда не ездил, даже техобслуживание, положенное по регламенту, проводил сам -благо опыт ремонта автомобилей имел.

Но вот наступило долгожданное лето. Сын успешно сдал экзамены, жена договорилась об отпуске, и семья начала готовиться к поездке…

ГАРАНТИЮ НУЖНО ЗАСЛУЖИТЬ!

Однажды вечером М. заметил, что температура охлаждающей жидкости двигателя вдруг начала расти. Остановился, вышел из машины и увидел, как снизу быстро растекается лужа - «То-сол» хлестал ручьем из нижнего патрубка радиатора. Позвонил другу, тот на буксире дотащил «Патриот» до гаража. Назавтра М. решил все-таки поехать в автосервис - сделать диагностику и исключить серьезные неполадки. Приехал (снова на буксире) в компанию «Транссервис» (ее рекомендовал завод-изготовитель, о чем гласила запись в сервисной книжке), попросил осмотреть «Патриот» и решить вопрос о ремонте по гарантии. Машине-то отроду всего полгода! Приняли М. вполне доброжелательно, только сразу предупредили, что, к сожалению, в связи с загруженностью приступят к работе через неделю. И то в лучшем случае! Так как до отъезда в путешествие еще было время, Сергей оставил автомобиль в сервисе. Через неделю оттуда сообщили, что нашли неисправность и готовы приступить к ремонту, только надо еще подвезти сервисную книжку. М. так и сделал - машину пообещали отремонтировать к вечеру. Но приехав к назначенному часу, обнаружил, что к ремонту так и не приступили! «Не волнуйтесь, завтра сделаем, - успокоил Сергея начальник смены. - Но это вам обойдется почти в 30 тысяч рублей!»

- А как же гарантия? - поинтересовался М.

- Да нет у вас никакой гарантии! Вы плановое ТО здесь не проходили? - спросил мастер.

- Нет, я сам все делал, - ответил Сергей.

- Ну вот, значит, по правилам завода вы лишены гарантии! Так будем платить за ремонт?

М., конечно, платить отказался. Дома внимательно прочел текст в сервисной книжке и нигде не нашел пункта, по которому человек, отказавшийся проходить ТО в уполномоченном сервисе, лишается гарантии. Заключив, что его просто пытаются «отфутболить», написал заявление на имя директора компании «Транссервис» с просьбой провести ремонт по гарантии. Такое же письмо отправил и на завод.

ДОБРАЯ ВОЛЯ

М. все еще надеялся, что недоразумение разрешится быстро и поездка на Черноморское побережье состоится точно в срок. Действительно, через две недели позвонили из автосервиса и попросили доставить «Патриот» на осмотр. Кроме того, пришла телеграмма с завода, где тоже предлагали отправиться в «Транссервис» «для решения вопроса». На сервисе все повторилось: доброжелательный прием, диагностика… А через полчаса М. вручили перечень дефектов… и решение об отказе в их устранении по гарантии. Основание приводилось то же самое:

- Нарушение правил эксплуатации…

М. показал мастеру телеграмму с завода, но тот невозмутимо сообщил, что у них есть такая же. «Вы видите, в телеграмме указано, что «Транссервис» должен «произвести ремонт двигателя по гарантии, но при условии соблюдения требований по эксплуатации, - как малому ребенку, объяснил начальник смены. - А раз вы ТО не проходили, то гарантии лишаетесь!»

Спорить было бесполезно. М. посоветовался с родными и отремонтировал машину в сервисе у знакомых, потратив двадцать с лишним тысяч - пришлось здорово урезать отпускной бюджет. Но поездка на море все же состоялась, хотя и в усеченном виде, да и настроение было подпорчено. А когда вернулись из поездки, дома ждала телеграмма с УАЗа: оказывается, на автозаводе все-таки приняли решение провести гарантийный ремонт автомобиля - его необходимо представить… в тот же «Транссервис»! М. поспешил по знакомому адресу, но в сервисе упорно стояли на своем: гарантии вы лишены, ремонтировать ничего не будем! Сергей попросил в таком случае возместить затраты на ремонт - с этим его отправили… опять на завод! Окончательно запутавшись, М. обратился в редакцию.

НЕ СТОИТ ОПУСКАТЬ РУКИ

Я изучил все документы и пришел к твердому убеждению, что отказ автосервиса устранить недостаток по гарантии в этой ситуации незаконен. По закону «О защите прав потребителей» изготовитель устанавливает на товар гарантийный срок. Это период, в течение которого все недостатки, возникшие по вине изготовителя (например, некачественная деталь), устраняются самим изготовителем или уполномоченной им организацией за его счет. Исключения составляют случаи, когда установлено, что недостаток возник в результате нарушения правил использования, хранения или транспортировки. Отказ в гарантийном обслуживании должен быть основан на убедительных доказательствах, в противном случае это нарушение закона!

Ссылка представителей «Транссервиса» на то, что М. не проходил ТО в авторизованных сервисах, несостоятельна! Во-первых, необходимо еще доказать, что неисправность в автомобиле стала именно результатом того, что автомобиль обслуживали не на конкретных сервисных станциях. Во-вторых, в сервисной книжке на автомобиль «Патриот» четко прописано, что «гарантийные обязательства завода утрачивают свою силу при нарушении правил пользования, установленных заводом в руководстве по эксплуатации». Но обслуживание автомобиля и проведение ТО в организациях, не указанных в сервисной книжке, не может служить основанием для отказа в гарантийном обслуживании. Так что недостатки должны были устранить незамедлительно после первого обращения М. в автосервис.

Теперь Сергей М. вправе предъявить требование о компенсации затрат на ремонт, проведенный за собственный счет. Я составил претензию и направил ее в компанию «Транссервис». Увы - ответа мы не дождались. Ничего не оставалось, как составить исковое заявление, где содержались уже иные требования. Помимо компенсации затрат на ремонт, мы потребовали выплатить неустойку за то, что автосервис не устранил недостаток незамедлительно - а это ни много ни мало 1% от стоимости автомобиля в день!

Дело рассматривалось в Бабушкинском районном суде Москвы. Юристы «Транссервиса» заняли глухую оборону: мы машину не производили и не продавали, не обслуживали, мы всего лишь автосервис, поэтому к нам никаких претензий и быть не может! Моя позиция была иной: «Транссервис» - это организация, уполномоченная заводом-изготовителем проводить гарантийное обслуживание автомобилей, а потому именно ей надлежит отвечать за невыполнение обязательств. Суд с моими доводами согласился (собственно, спорить-то было не о чем - это прописано во всех документах и законах).

Тогда представители «Транссервиса» вообще перестали посещать судебные заседания - видимо, рассчитывая таким образом избежать ответственности. Но суд вынес заочное решение - взыскал в пользу М. деньги, потраченные им на ремонт, неустойку, оплату услуг юриста и судебные издержки! Понятно, что за время тяжбы сумма выросла, достигнув… 363 тыс. рублей! Между прочим, если бы в самый первый приезд М. «Транссервис» просто провел гарантийный ремонт, в конечном итоге он бы техцентру ничего не стоил: ведь все затраты по гарантии компенсирует производитель. Зато теперь…

Научит чему-либо эта история владельцев и руководителей автосервисов? Очень надеюсь. Но читателям хочу посоветовать: не бойтесь отстаивать свои права, и если правда на вашей стороне, идите до конца! Только настойчивостью мы заставим автопроизводителей, продавцов и работников сервиса относиться к нам, автомобилистам, как к Потребителям (именно так, с большой буквы).

Отказ в гарантийном обслуживании должен быть подтвержден убедительными доказательствами - в противном случае это нарушение закона.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ -ЗА ЧЕЙ СЧЕТ?

Хотелось бы отметить один нюанс. Следует различать гарантию изготовителя и гарантию дилера. Как правило, вторая является дополнительной и действует после окончания заводской. Продавец очень аккуратно подходит к этому вопросу и детально описывает обязанности покупателя, касающиеся эксплуатации и обслуживания. В этом случае требования гарантии автосалона необходимо выполнять, иначе устранить тот или иной недостаток за счет продавца вряд ли удастся. Связано это с тем, что предоставляя собственную гарантию, магазин принимает на себя расходы по ремонту автомобиля и не сможет потребовать возмещения затрат с завода. Именно поэтому «магазинная» гарантия, как правило, обязывает проходить техническое обслуживание и устанавливать дополнительное оборудование только в рекомендованных сервисных центрах. Чтобы не возникло проблем с гарантийным ремонтом, владельцу стоит внимательно ознакомиться с условиями предоставления гарантии, которые должны быть зафиксированы в договоре. В любом случае, перед тем как выбрать гарантию от магазина, взвесьте все «за» и «против», иначе бесплатное устранение неисправности с лихвой перекроет весьма круглая сумма, которую вы уплатите за регулярное (иногда -чаще, чем предписано заводом!) обслуживание в фирменном сервисе.

Подпишитесь на «За рулем» в