Нам не страшен голый лед

Нам не страшен голый лед

Наши постоянные читатели, наверное, уже обратили внимание, что за первое место в тестах «шиповок» традиционно борются три бренда – «Континенталь», «Мишлен» и «Нокиан». Они обычно и занимают подиум, чередуясь в лидерстве. Действительно, постоянная жесткая конкуренция заставляет эти компании ежегодно модернизировать продукцию. Жизнь шин на рынке ограничена примерно пятью годами, когда на смену приходит новая модель. А появление новинок активизирует конкурентов.

Похоже, сейчас наступает время обновления моделей. В наш хит-парад вошли пять новинок, причем из разных ценовых классов: есть и дорогие – «Пирелли», и средние – «Ванли». А самым урожайным на обновки оказался эконом-класс – все основные отечественные производители представили новые модели. В ближайшее время ждем новинок от «Бриджстоуна», «Мишлена» и «Тойо», и мы не стали привлекать в тест «уходящие» модели. Вот почему в этом году состав конкурсантов выглядит скромно.

На этот раз вперед вырвалась «Нокиан» с моделью HKPL 5, подтвердив звание лучшей зимней шины. Кстати, при ее модернизации учли и замечания, высказанные в наших тестах (см. «Работа на износ», ЗР, 2007, № 11) – с этого года уменьшена высота рифления так называемых индикаторов окончания обкатки, расположенных на площадках вокруг шипов.

С небольшим отставанием на втором месте расположилась «повзрослевшая» Michelin X-Ice North – ее скоростной индекс вырос с «Q» (160 км/ч) до «Т» (190 км/ч).

Третье место среди дорогих шин, с отставанием почти в 50 баллов, у Pirelli Carving Edge («режущее лезвие»). Компания позиционирует эту шину как новую, но, на наш взгляд, если использовать автомобильную терминологию, это, скорее, рестайлинг. Увы, обновленная «Пирелли» в наших тестах выглядит не блестяще (5-е место в общем зачете), пропустив вперед менее именитые «Барум» и «Кордиант». По мнению специалистов «Пирелли», причина – в дешевых однофланцевых шипах вместо предусмотренных двухфланцевых, которыми дилеры в погоне за прибылью ошиповали «лезвие».

«Континенталь» в этом тесте не участвовал, вместо него концерн представлял «младший брат» – модернизированный Barum Norpolaris. И весьма успешно – первое место в среднем ценовом классе и третье в абсолютном зачете. А ведь в прошлом году результат этих шин был существенно, почти на 70 баллов, ниже! И пусть общий уровень этих шин ощутимо уступает «грандам», считаем, что они весьма выгодная покупка.

Второе место в среднем классе (шестое в общем зачете) у прошлогоднего дебютанта F-700Z от «Йокогамы», расположившегося вплотную к более дорогим «Пирелли» и замкнувшего строй хороших зимних покрышек.

На третьем месте здесь (седьмом в абсолюте), уступив более 20 баллов, расположилась китайская Wanli – новинка рынка. И все же она оказалась лучше, чем мы предполагали. Для нас ее результат – неожиданность, а для создателей, пожалуй, – явный успех.

Из отечественных новинок, вышедших на рынок практически одновременно, лучшей оказалась Cordiant SNO-MAX – 876,6 балла (четвертое место в общем зачете). Она выиграла у «Пирелли» и наступает на пятки «Баруму» – очень хороший результат. Впрочем, победа закономерна – ярославские шины всегда были сильны в «шипах».

Второе место в «экономе» (восьмое в абсолютном зачете) заняла KAMA IRBIS. Слабовато на общем фоне, но это вполне закономерный результат неспешного продвижения вперед.

Последнее место у новинки «Амтела» – NordMaster 2. Увы, шина слабая – результат менее 800 баллов. Впрочем, небольшое улучшение есть – предыдущая модель в прошлых тестах набирала примерно на 20 баллов меньше. Только с такими темпами для битвы за пьедестал «Каме» и «Амтелу» понадобятся долгие годы. Обращаем внимание читателей на немного измененную систему подсчета баллов. Коэффициенты значимости, начиная с зимних тестов 2008 года, перераспределены так, что результаты объективных тестов составляют 75%, а субъективных – 25%. Представители шинных компаний приняли эти изменения с одобрением. Впрочем, мы не возражаем, чтобы те, кого наша система подсчета не устраивает, подсчитал общие результаты по-своему.

Продолжение – тест зимних шин 15 и 16 дюймов – читайте в следующем номере ЗР.

9-е место

AMTEL NORDMASTER 2 (М505)

3-е место в эконом-классе

Место изготовления Россия

Индекс скорости Т / 190 км/ч

Рисунок протектора направленный

Глубина рисунка протектора 7,0–8,4 мм

Твердость по Шору 64–67 ед.

Количество / выступание шипов 110/0,8–2,3 мм

Масса шины 7,1 кг

Средняя цена 1500 руб.

Соотношение цена/качество 1,88

Новинка компании «Амтел».

Трогание на зимней дороге требует от водителя определенного мастерства – внатяг или с очень легкой пробуксовкой. А разгон наиболее эффективен лишь без пробуксовки. Тормозить тоже приходится аккуратно – поймать момент блокировки очень сложно, потому на льду любое торможение переходит в юз. С управляемостью проблемы. При небольшом переборе со скоростью в скользком повороте автомобиль вяло реагирует на действия рулем, значительно распрямляя траекторию – ярко выраженный снос передка. На заснеженной дороге «Лада» плавает из стороны в сторону. В глубоком снегу можно двигаться лишь ходом, останавливаться не стоит. Тронуться удается только внатяг, иначе велик риск закопаться.

По асфальту несут «Ладу» ровно, как летние шины, тормозят лучше всех. О комфорте придется забыть – шины воют и гудят протектором и шипами, жестко проходят любые неровности. Зато на фоне остальных довольно экономичны, особенно на высокой скорости.

Очень большой разброс выступания шипов говорит о низком качестве ошиповки.

+ Лучшие тормоза на асфальте, высокая топливная экономичность на высокой скорости, хорошая курсовая устойчивость на асфальте.

- Худшие сцепные свойства на льду и снегу, проблемная управляемость автомобиля на зимней дороге, слабая проходимость.

796,3 балла

Рекомендуем только для хорошо очищенных асфальтовых дорог.

8-е место

KAMA IRBIS (Kama-505)

2-е место в эконом-классе

Место изготовления Россия

Индекс скорости T/190 км/ч

Рисунок протектора направленный

Глубина рисунка протектора 8,4–8,6 мм

Твердость по Шору 59–61 ед.

Количество / выступание шипов 112/1,4–2,0 мм

Масса шины 7,1 кг

Средняя цена 1450 руб.

Соотношение цена/качество 1,75

Новинка Нижнекамского шинного завода.

Начало движения на льду возможно лишь внатяг, а эффективный разгон допустим и при небольшой пробуксовке. Крайне слабая информативность при торможении способствует неожиданному срыву колес в юз, а после растормаживания раскручиваются очень долго. Управлять машиной в поворотах сложно – на предельной скорости возникает глубокий занос, справиться с которым можно лишь при аккуратном действии рулем и газом.

На заснеженной дороге «Лада» плавает, реагируя на толщину снежного покрова, норовит уйти в более глубокий снег. По сугробам машина идет уверенно, если удается удержать колеса от буксования, и довольно уверенно выбирается из снежной ловушки задним ходом.

На асфальте автомобиль слегка плавает, но на подруливания откликается четко и быстро. Тормозит средне. Шины немного шумноваты и жестковаты. Расходы топлива средние при любой скорости.

Разброс по выступанию шипов средний, величина выступа – в допустимых пределах.

+ Удовлетворительные проходимость, уровень комфорта и курсовая устойчивость на асфальте.

- Слабые тормоза на льду и снегу, поперечные сцепные свойства на льду и на укатанном снегу, сложная управляемость на зимней дороге.

830,3 балла

Рекомендуем для зимних дорог, частично покрытых снегом и льдом.

7-е место

WANLI WINTER – CHALLENGER (S-1086)

3-е место в среднем ценовом классе

Место изготовления Китай

Индекс скорости T/190 км/ч

Рисунок протектора направленный

Глубина рисунка протектора 8,6–9,2 мм

Твердость по Шору 62–65 ед.

Количество / выступание шипов 110/1,3–1,9 мм

Масса шины 7,6 кг

Средняя цена 1800 руб.

Соотношение цена/качество 2,15

Эти шины только что появились на нашем рынке.

Трогаться и разгоняться на льду, как и на «Амтеле», лучше без пробуксовки. С увеличением ее интенсивности и разгон и трогание менее эффективны. Тормозить приходится аккуратно, иначе колеса резко блокируются. Правда, при растормаживании раскручиваются чуть охотнее, чем с «Камой». Скорость прохождения поворотов на зимней дороге ограничена резким глубоким заносом. Если его удалось парировать, восстановление сцепления колес с дорогой происходит неприятно резко. Изначально реакция на действия рулем замедленная, хотя при выводе машины из заноса она хорошо реагирует на повороты руля.

По заснеженной дороге идут ровно, но только по неглубокому снегу. С увеличением глубины покрова «Лада» начинает плавать из стороны в сторону. По проходимости эти шины занимают промежуточную позицию между «Камой» и «Амтелом». Замечания те же – при буксовании колеса норовят закопаться.

По асфальту идут ровно, но тормозят слабо. Экономичны на любых скоростях. Разброс по выступанию шипов – средний, высота выступания близка к норме.

+ Высокая топливная экономичность, хорошая курсовая устойчивость на асфальте.

- Слабые тормоза на асфальте, разгон, поперечные сцепные свойства на льду и укатанном снегу, проходимость; сложная управляемость автомобилем на зимней дороге.

836,1 балла

Рекомендуем для зимних дорог, частично покрытых снегом и льдом, в том числе тем, кому важна топливная экономичность.

6-е место

YOKOHAMA ICE GUARD STUD F-700Z

2-е место в среднем ценовом классе

Место изготовления Филиппины

Индекс скорости Q/160 км/ч

Рисунок протектора направленный

Глубина рисунка протектора 8,4–8,6 мм

Твердость по Шору 60–61 ед.

Количество / выступание шипов 110/1,2–1,9 мм

Масса шины 7,8 кг

Средняя цена 1900 руб.

Соотношение цена/качество 2,20

Эта модель «Йокогамы» дебютировала в прошлом году, показав в наших тестах неплохие результаты. Эффективные трогание и разгон на скользкой дороге возможны лишь при аккуратной дозировке газа. Чем больше буксование, тем хуже разгон. Момент блокировки колес при торможении чувствуется слабо, но стоит отпустить педаль – колеса быстро раскручиваются. Надежному и понятному входу в поворот мешают запаздывающие реакции. На дуге возможен плавный уход в занос, требующий корректировки. Радует лишь плавное же восстановление. На заметенной снегом дороге идут ровно, режут снег, как нож масло.

В глубоком снегу позволяют чувствовать себя довольно уверенно, предпочитая движение без буксования. Назад выезжают лучше, чем вперед.

Четко и цепко идут по асфальту, тормозят средне. Жестко проходят мелкие неровности, шумят умеренно, но на высокой скорости начинают сильно гудеть. Топливом не злоупотребляют.

Качество ошиповки хорошее: разброс и само выступание удовлетворительные.

+ Хорошие поперечные сцепные свойства на льду, курсовая устойчивость на заснеженной дороге.

- Слабые тормоза на льду, комплекс поперечных сцепных свойств и уводных характеристик на укатанном снегу, невысокий уровень комфорта.

862,2 балла

Рекомендуем для любых зимних дорог.

5-е место

PIRELLI WINTER CARVING EDGE

3-е место в элитном классе

Место изготовления Турция

Индекс скорости T/190 км/ч

Рисунок протектора направленный

Глубина рисунка протектора 9,0–9,2 мм

Твердость по Шору 57–58 ед.

Количество / выступание шипов 110/1,6–2,2 мм

Масса шины 8,1 кг

Средняя цена 2250 руб.

Соотношение цена/качество 2,57

Эти шины производитель позиционирует как новинку, хотя ее рисунок практически повторяет обычный «Карвинг». Трогаться лучше внатяг, зато при наборе скорости газ можно жать смелее – даже с пробуксовкой разгон весьма эффективный. В торможении момент блокировки хорошо чувствуется и легко дозируется. Машина неплохо управляется на зимней дороге – четко реагирует на действия рулем, хорошо управляется в скольжениях. Оценка снижена за прогрессирующий занос, возникающий на дуге поворота. По заснеженной дороге идут ровно, но при определенном сочетании глубины и плотности снега имеют склонность к затягиванию в более глубокий снег.

Сугробы преодолевают легко, прорубая дорогу как трактор, но более уверенно – на грани буксования. По асфальту идут как по ниточке, очень хорошо тормозят. Потряхивают кузов на дорожных неровностях, очень сильно шумят. Топливной экономичностью не отличаются. Качество ошиповки по разбросу выступания вполне приличное, но величина выступа чуть больше нормы.

+ Хорошие тормоза и разгон на снегу, комплекс поперечных сцепных свойств и уводных характеристик на укатанном снегу, тормоза на асфальте, управление торможением на зимней дороге, курсовая устойчивость на любой дороге.

- Слабые тормоза на льду, повышенный расход топлива, особенно на высокой скорости, сильный шум.

876,2 балла

Рекомендуем для любых зимних дорог.

4-е место

CORDIANT SNO-MAX PW-401

1-е место в эконом-классе

Место изготовления Россия

Индекс скорости T/190 км/ч

Рисунок протектора направленный

Глубина рисунка протектора 8,8–9,3 мм

Твердость по Шору 56–57 ед.

Количество / выступание шипов 110/1,8–2,4 мм

Масса шины 7,8 кг

Средняя цена 1650 руб.

Соотношение цена/качество 1,88

Новинка компании «Сибур», созданная на Ярославском шинном заводе. Трогание и разгон уверенные в любом варианте, пробуксовка вполне допустима. Так же четко тормозят, момент блокировки колес даже на льду хорошо понятен. Управлять автомобилем при быстром прохождении скользких поворотов не настолько просто, как разгоняться или тормозить. Скорость ограничена прогрессирующим заносом, требующим от водителя опережающих действий. На заснеженной дороге «Лада» слегка плавает, сползая в сторону более глубокого снега. Снежную целину преодолевают довольно уверенно, но только если не буксовать. Асфальтовая дорога – не для этих покрышек. Автомобиль рыскает, с запаздыванием реагирует на подруливания. Тормозит средне.

Шины прыгают на стыках, шумят и подвывающе гудят на любой поверхности. Самые прожорливые из всех шин, участвующих в нашем тесте. Качество ошиповки вполне приличное по равномерности. А вот выступание шипов, на наш взгляд, великовато, что вызывает сомнение в их долговечности.

+ Хорошие тормоза и разгон на льду, управление торможением и разгоном на зимней дороге.

- Самый высокий расход топлива, посредственное поперечное сцепление на льду, замечания по курсовой устойчивости на асфальте и уровню шума.

876,6 балла

Рекомендуем для заснеженных и обледенелых дорог.

3-е место

BARUM NORPOLARIS

1-е место в среднем ценовом классе

Место изготовления Германия

Индекс скорости Q/160 км/ч

Рисунок протектора направленный

Глубина рисунка протектора 9,2–9,5 мм

Твердость по Шору 58–60 ед.

Количество / выступание шипов 110/1,3–1,8 мм

Масса шины 6,9 кг

Средняя цена 2000 руб.

Соотношение цена/качество 2,26

Трогаться на льду придется аккуратно, без проворачивания колес. Но при разгоне эти шины буксования не боятся – машина хорошо разгоняется, даже при газе в пол. Момент блокировки колес при торможении хорошо понятен, даже при интенсивном торможении их легко удерживать от срыва в юз. Управлять «Ладой» на зимней дороге удобно, предельная скорость в повороте ограничивается легким сносом. Есть совсем небольшое замечание – если автомобиль удалось-таки сорвать в занос, восстановление происходит чуть резче, чем хотелось бы. На заснеженной дороге машина слегка гуляет по полосе влево-вправо.

Сугробы лучше преодолевать с разгона. Но если придется останавливаться, трогайтесь очень аккуратно, без пробуксовки. По асфальту шины рыскают в пределах полосы, но реакции на подруливания четкие; тормоза – среднего уровня. Машину практически не трясут и не досаждают излишним шумом. По расходу топлива вполне экономичны, особенно на высокой скорости. Шиповка отменная: разброс выступания меньше среднестатистического, а умеренная величина выступания – залог долгой ходимости шипов.

+ Лучший комплекс поперечных сцепных свойств и уводных характеристик на укатанном снегу; хорошие тормоза на снегу, управляемость автомобиля, управление торможением и разгоном на зимней дороге, а также плавность хода; хорошая топливная экономичность на высокой скорости.

- Слабая проходимость, небольшие замечания по курсовой устойчивости и уровню шума..

884,7 балла

Рекомендуем для любых зимних дорог.

2-е место

MICHELIN X-ICE NORTH

2-е место в элитном классе

Место изготовления Италия

Индекс скорости T/190 км/ч

Рисунок протектора направленный

Глубина рисунка протектора 8,7–9,2 мм

Твердость по Шору 54–56 ед.

Количество / выступание шипов 110/1,7–2,2 мм

Масса шины 8,0 кг

Средняя цена 2900 руб.

Соотношение цена/качество 3,17

Трогание и разгон на скользкой дороге возможны при любой степени пробуксовки колес. Информативность при торможении высокая. Начало блокировки колес чувствуется хорошо.

Автомобиль хорошо и понятно управляется. Скорость прохождения скользких поворотов ограничивается легким заносом. Причем автомобиль уходит в него очень плавно и так же плавно восстанавливается. И даже в скольжениях управляется четко и надежно. На засыпанной снегом дороге машина слегка плавает, ее затягивает в более глубокий снег. Снежную целину преодолевают довольно уверенно, но все-таки предпочитают буксованию натяг.

По асфальту идут ровно, хорошо и четко подруливаются. Только вот тормозят плохо. Шумят певуче-разноголосо, реагируя на изменение покрытия. Любые дорожные неровности преодолевают плавно.

Экономичны на любой скорости.

Разброс выступания шипов лучше среднестатистического, хотя выступание чуть больше, чем хотелось бы.

+ Лучшие разгон на снегу и льду, топливная экономичность; отличная управляемость автомобиля и удобство управления разгоном на зимней дороге; очень хорошие тормоза и разгон на снегу и льду, поперечное сцепление на льду.

- Слабые тормоза на асфальте, небольшие замечания по проходимости, курсовой устойчивости и уровню шума.

915,6 балла

Настоятельно рекомендуем для любых зимних дорог, в том числе тем, кому важен расход топлива.

1-е место

NOKIAN HAKKAPELIITTA 5

1-е место в элитном классе

Место изготовления Россия

Индекс скорости T/190 км/ч

Рисунок протектора направленный

Глубина рисунка протектора 7,3–8,7 мм

Твердость по Шору 53–56 ед.

Количество / выступание шипов 110/1,9–2,3 мм

Масса шины 8,0 кг

Средняя цена 3300 руб.

Соотношение цена/качество 3,54

При модернизации этих шин были учтены результаты наших тестов – уменьшена величина рифления так называемых индикаторов обкатки, расположенных вокруг шипов. По заверениям «Нокиан», после изменений индикаторы работают более информативно. Шины обеспечивают эффективное трогание и разгон в любых режимах, даже с интенсивной пробуксовкой.

Тормозят, позволяя хорошо чувствовать момент блокировки колес. После растормаживания даже на льду колеса раскручиваются очень быстро. Управлять машиной на этих шинах приятно – в скользком повороте скорость ограничена мягким плавным заносом. На заснеженной дороге машина слегка плавает. В глубоком снегу движутся уверенно, если не буксовать, иначе зарываются и просто упираются в снег. По асфальту держат курс довольно четко, но на подруливания откликаются вяло. Тормозят очень слабо.

Гудят, шумят и потряхивают машину чуть больше, чем хотелось бы. Экономичны на любой скорости.

Разброс выступания шипов лучше, чем среднестатистический. Хотя само выступание считаем великоватым.

+ Лучшие тормоза и разгон на льду и снегу, поперечное сцепление на льду, топливная экономичность; отличная управляемость автомобиля и управление торможением на зимней дороге.

- Худшие тормоза на асфальте, небольшие замечания по проходимости, курсовой устойчивости и уровню комфорта.

932,3 балла

Настоятельно рекомендуем для любых зимних дорог, в том числе тем, кому важен расход топлива.

КОММЕНТАРИЙ

Йоуни Кайнулайнен, руководитель службы испытаний легковых шин компании Nokian tyres:

«Победа в тесте – это здорово, но ее явно недостаточно, чтобы рынок сразу же проявил интерес к шине. Для нас более важно постоянное присутствие в лидирующей группе и повторение высоких результатов из года в год – это показатели хорошего качества и стабильности. Нам очень интересны оригинальные упражнения в шинных тестах журнала «За рулем», например, переставка на плотном снегу – теперь мы используем ее и в наших внутренних тестах. Финские дороги, как правило, очищены от снега, но мы решили ввести это испытание, ориентируясь на российские условия. Планируем включить в наши тесты и проходимость в глубоком снегу – это особенно важно для автомобилей SUV».

Вместе с автором шины испытывали Антон АНАНЬЕВ, Вадим КОРАБЛЕВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН, Антон МИШИН, Андрей ОБРАЗУМОВ и Валерий ПАВЛОВ.

Подпишитесь на «За рулем» в