Стоп-линия: Номер не определен

Стоп-линия: Номер не определен

…Это было похоже на страшный сон или злую шутку судьбы. Я отстоял жуткую очередь, прошел через неразбериху на площадке осмотра автотранспорта – и все для того, чтобы инспектор, заглянув в глубь моторного отсека моей «КИА-Рио», скучно произнес: «Так, номер двигателя не читается…». Ощущение, будто он знал об этом заранее! «Ищите криминалиста», – и лейтенант с загадочным видом агента Малдера перешел к следующему автомобилю. А я отправился искать криминалиста.

Спец в спортивном костюме и форменной жилетке бегло поинтересовался моделью автомобиля. «КИА? Даже искать не пытайтесь! У «корейцев» номер на двигателе живет год, от силы два, а вашей машине сколько лет? Четыре? Понятно… С другой стороны здания есть дверь, позвоните – выйдет Миша. Он все расскажет».

Миша тоже был одет в спортивный костюм и тоже оказался в курсе про «корейцев». Попросил открыть капот, ловко снял воздушный фильтр, установил свет и сделал несколько кадров фотоаппаратом с длиннофокусным объективом. Рядом спокойно и споро трудились два его помощника: один искал номер двигателя у «Дэу-Нексия», другой занимался американским «Шевроле-Люмина». А в очереди томились еще пяток машин…

– С вас 800 рублей за фотографии, – буднично сообщил Миша. – В 312-м кабинете оформят документы и отправят их в УВД. Да вы не волнуйтесь, все будет нормально. Правда, ждать придется не меньше месяца. Увы, снять машину с учета пока нельзя!

УЧЕТ ЗА КОНТРОЛЕМ

Смешно: вроде бы автомобиль есть, есть у него хозяин (то есть я), никто не сомневается в том, что я не украл этот самый движок, но государство в лице офицера ГАИ и эксперта-криминалиста в этом почему-то не уверено.

«Строжайший учет и контроль», по словам основателя нашего предыдущего государства, был в нем главной темой. Считали все: от чугуна, выплавленного на сэкономленной электроэнергии, до бытовых кипятильников, выпущенных в таком-то квартале такого-то года. Что касается автомобилей, тут учет был строжайший! Собственно, и за границей за автотранспортом следят не хуже нашего – и в целом, и в частностях, – однако двигатель там, как правило, не относят к числу номерных агрегатов. И поэтому имеющиеся на нем цифры не фиксируются ни в немецком «брифе», ни в американском техпаспорте.

Да, моторы импортных автомобилей тоже несут на себе номер, но он – технологический, то есть нужен лишь при сборке автомобиля на заводе да для заказа запчастей. Поэтому он не набивается на века, как на моторах «жигулей», а наносится лазером (или с помощью другого приспособления). Такой «татуаж» живет в наших условиях совсем недолго. Три-четыре московских зимы, и от номера двигателя какого-нибудь «Форда», «Дэу», КИА или «Хёндай» не остается даже следа. Или только след, но очень слабый. Тут-то начинает действовать вполне советский механизм, изложенный в приказе МВД РФ от 27.01.2003 года № 59 «О порядке регистрации транспортных средств».

Из регистрационного отдела ГАИ документы вместе с фотографиями отправляют в экспертно-криминалистическое управление, оттуда – в УВД, где следователь собирает пакет материалов для возбуждения уголовного дела (!) по факту перебивки номеров. В прокуратуре другой следователь их внимательно изучит, чтобы… в возбуждении уголовного дела отказать! Далее бумаги неспешно проследуют по обратному маршруту, и через месяц-полтора (почта даже в Москве работает неторопливо) владелец получит документ следующего содержания: «Анализируя собранный материал, дознание пришло к выводу, что признаков состава преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ, не усматривается. Маркировочное обозначение, имеющееся на двигателе… повторяет последние шесть знаков идентификационного номера автомобиля, однако не является номером двигателя, пригодным для идентификации, и представляет собой производственный технологический номер». Так ведь все это было понятно сразу! Зачем же отвлекать множество людей, тратить почти два месяца?

Вы полагаете, проблема исчезающих номеров касается только тех, кто польстился на покупку ненового иностранного автомобиля? Нет и еще раз нет! На сегодняшний день в России собирают 26 моделей иномарок.

На ГАЗе нам рассказали, что по их просьбе на моторном заводе компании «Крайслер», откуда в Нижний Новгород поступают силовые агрегаты, наносят на двигатели номера в соответствии с российским ГОСТом. То есть – на века. Остальные производители идут европейским путем, и сколько времени номер продержится в читабельном состоянии, зависит от того, как щедро будут лить реагенты зимой и сколько дождей выпадет летом и осенью. Та же проблема с иностранными грузовиками, причем мало найти номер двигателя, надо еще отыскать номер рамы и кузова! Как будто каждый ДАФ или «Кенворт» приобретается в нашей стране для оборонных нужд. Кстати, порой найти собственно номер на силовом агрегате импортного грузовика даже в рамках одной серии двигателей – то еще развлечение, не говоря уже о разных конструкциях.

Почему же на Западе двигатель давно и прочно обезличен, подобно масляному фильтру или тормозным колодкам? Любому полицейскому патрулю вполне достаточно идентификационного номера (VIN), чтобы получить всю необходимую информацию об автомобиле; лишняя им просто не нужна. Но у нас свои резоны. А вдруг кто-то украдет двигатель от «Астон-Мартина», чтобы установить на свою «шестерку»?!

В результате сменить двигатель легко, а вот потом зарегистрировать его по закону очень даже трудно, поскольку долго и муторно. Но как счастливы те, у кого в ПТС и свидетельстве о регистрации написано заветно-волшебное «б/н»! То есть «без номера»…

ПРИ ДЕЛЕ

Краткий итог: в одной только Москве 27 МОТОТРЭРов, то есть отделов, занятых регистрацией автотранспорта. При каждом минимум один эксперт-криминалист, да в УВД каждого округа есть экспертно-криминалистический отдел. Разумеется, ко всем отделам пристраиваются фирмочки, где работают сотни людей, таких как дядя Миша. Затем в цепочку включаются почтальоны, следователи УВД и прокуратуры... Только зачем вся эта суета?

Кстати, на мой запрос «Проблемы с номером двигателя» только на одном из поисковых порталов Рунета я получил 938 752 документа! Большинство – с жалобами таких, как я, «безномерных»... 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Виктор Похмелкин, лидер Движения автомобилистов России:

«Двигатель как исключительно номерной агрегат – это архаизм, наследие Советского государства, с которым мы в современной России никак не расстанемся. Тогда машина была роскошью, потому и нумеровали все и вся. К сожалению, в цепочке «автомобилист-государство» не произошло кардинальных изменений. ГИБДД ничего не делает для облегчения жизни автовладельцам.

Зачем учитывать мотор отдельно от самой машины? А возьмите нашу регистрацию автотранспорта! Нет самого главного – единой базы данных. Так что пока сплошные вопросы».

Александр Федоров, старший эксперт Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте РФ:

«В стране продается немало двигателей, попросту краденых или нерастаможенных. Советую всем, кто собирается приобрести бэушный мотор, особенно для иностранного автомобиля, показать его перед покупкой эксперту, иначе ваши деньги могут пропасть зря. К сожалению, борьба с кражами автотранспорта в стране находится не на должном уровне, оттого и все беды. Поверьте, я не сторонник жестких мер, но считаю, что обязательный учет двигателей как номерных агрегатов с соответствующей записью в документах на автомобиль сегодня необходим».

Подпишитесь на «За рулем» в