Танцоры "диско"

ТАНЦОРЫ «ДИСКО»

]

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

КОЛЕСНЫЙ ДИСК: В РЕМОНТ ИЛИ В УТИЛЬ?

ТАНЦОРЫ «ДИСКО»

АНДРЕЙ БОЙКО. ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Со школьной скамьи помним, что не каждое колесо способно доехать до Казани и до Москвы. Не важно, где оно сделано — в родном Отечестве или за рубежом: российские дороги легко «справятся» с любым. Чуть разгонишься, как — бабах! Под маленькой, безобидной с виду лужицей здоровенная яма глубиной в полколеса... Автомобиль резко бросает в сторону. Первичный осмотр показывает, что покрышке место на свалке. Но это полбеды, хуже, что изрядно пострадал купленный совсем недавно красавец — литой диск. Выбрасывать жалко — 200 у. е.! Новых не напасешься, так что попробуем отдать этот в ремонт. Благо, объявлений типа: «восстановление колес любой сложности», «ремонт литых и кованых дисков», «новая жизнь ваших колес» или «прокатка дисков», найдешь немало.

ХОТЬ СТО ЛЕТ!

В качестве «подопытных» выбрали три изрядно битых литых диска зарубежного производства: «OZ Рейсинг» (17 дюймов), БМВ и «Форд» (15 дюймов). Один из них выглядел вполне пристойно: на наших дорогах пострадал только его внутренний край; на двух других «восьмерки» были видны невооруженным глазом, да еще и трещины...

Первая на нашем пути мастерская на Ярославском шоссе. Не слишком чистый подвальчик, в котором сидит приемщик. Оборудование, видимо, в другом месте. «Нам бы диски отремонтировать. Возьметесь?» — показываем один из «убитых» образцов. Осмотрев его, мастер изрекает: «Три трещины варить. Стоит это... 2000 рублей. Если надо потом прокатывать, еще 500». Ловко он это, однако: диагностика — на глазок и цена с ходу! Интересуемся: а можно ли после этого с таким ездить? Гарантию дадите? Мастер выходит из положения с честью: «Ну, если по ямам долбать, конечно, может снова треснуть, но если аккуратно...» Любопытно, ничего не скажешь: лучше, наверно, вообще потом не ездить, зачем рисковать? Но у нас другая цель: сгружаем испорченный диск. Отремонтировать пообещали за несколько часов.

Едем дальше. На Варшавском шоссе натыкаемся на заманчивое объявление: «Профессиональный ремонт литых дисков любой сложности». Немного настораживает вид мастерской, но не это главное: может, в самом деле здесь настоящие «профи». Снова тащим «горбатые» диски. На пороге нас радостно встречают несколько сотрудников сервиса и тут же предлагают свои услуги: «Миша, поставь в станок, проверь биение!» Немного опешив от такого напора, излагаем просьбу: «Там по паре трещин, надо отремонтировать» — «Видим, все видим! Палыч, сколько за сварку?» Из соседнего помещения появляется дедушка в толстых очках, в руках рулетка. Оглядев диск и замерив трещины, Палыч осторожно называет стоимость ремонта: «Три тысячи, устроит?» — «А сколько после сварки прослужат?» — «Да хоть сто лет! Будет диск как новый. Нагреем, прокатаем, биения уберем, сделаем все в лучшем виде!»

Конечно, дороговато, но делать нечего — оставляем диски здесь.

Объехав еще несколько мастерских и пристроив последний «образец», констатируем: если верить приемщикам, починить можно все, были бы деньги, только вот легкость, с которой готовы принять от вас любую работу, несколько настораживает. Так ли просто «правятся» любые диски, мы еще раньше узнали у авторитетных специалистов.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

В авторизованном центре, занимающемся ремонтом литых отечественных дисков К и К, ВИЛС и ПРОМА, а также дисков иностранного производства, два наших «образца» из трех нам посоветовали сразу... выбросить. Даже если «отремонтировать», пользоваться ими в дальнейшем крайне опасно!

— «Прокатывать» литой, а тем более кованый диск (а именно такую «технологию» предлагает большинство мастерских) категорически нельзя! — объяснил нам Валерий Алексеев, старший мастер фирмы. — Это нарушает структуру металла. Диск после «прокатки» становится хрупким, и дальнейшая его эксплуатация практически невозможна. Еще опаснее точечный нагрев литого диска, что ведет опять же к изменению структуры сплава со всеми вытекающими отсюда последствиями, когда, в частности, даже небольшая яма может привести ослабленный диск и покрышку в негодность.

И все же из всего этого не следует, что ремонт дисков вовсе не возможен. Мало того, профессионалы объяснили, что большую часть испорченных изделий в современной мастерской восстановить можно. Требуется для этого специальное оборудование и строгое соблюдение технологического процесса по рекомендациям производителей. В зависимости от материала колес выбирается температура нагрева. И не точечного, скажем, с помощью газовой горелки, как нам где-то предлагали, а полного, в специальной печи. После этого металл вытягивают на специальном стенде (да-да, вытягивают, ни о какой прокатке не может быть и речи), придавая диску первоначальную форму. После такого ремонта литой или кованый диск действительно может еще служить — утверждают в центре.

Не доверять оснований не было. Тем не менее, когда мы получили после ремонта все три наших диска, закрались сомнения: а не нагнетают ли наши консультанты страха? Невооруженным взглядом отремонтированные от новеньких было не отличить!

Чтобы не оставалось сомнений, отремонтированные изделия решили передать в испытательную лабораторию колес автомобилей Московского автодорожного института (ТУ). Ученые, понятное дело, сами ремонтом не занимаются, но располагают современным контрольным оборудованием. Вот какими оказались результаты исследований в МАДИ.

— Обещания ремонтников — «диски прослужат сто лет» — не более чем неудачная шутка, — так прокомментировал суть дела директор лаборатории Александр Вахромеев. — Не берусь предсказать срок их жизни, но следующего серьезного испытания (приличной ямы) они уже не выдержат — изменилась структура металла. Анализ первых полученных результатов не позволил нам вообще провести усталостные испытания ни на изгиб с вращением, ни при динамической радиальной нагрузке в соответствии с ГОСТ Р 50511–93. Величины радиальных биений превосходили номинальное значение этого параметра, по конструкторской документации, в 1,5 раза! А заваренные трещины на колесе OZ, помимо существенного дисбаланса, могут внезапно появиться и увеличиться (с непрогнозируемым временем разрушения) вследствие вибрационной нагрузки.

Не удалась и попытка отбалансировать образцы с надетыми покрышками. На одном из них чуть не слетела резина, а сам диск «выписывал» на проверочном стенде такие кривые, что испытания решили прекратить. Лишь один из дисков (с дефектом внутреннего края) хоть и с трудом, но уложился в требования производителя и ГОСТа.

ИМЕТЬ ИЛИ НЕ ИМЕТЬ

Результаты хоть и неутешительные, но прогнозируемые. Если изделие только слегка пострадало, то при наличии «правильного» оборудования и мастеров высокой квалификации отремонтированный диск может еще послужить. Хотя специалисты рекомендуют использовать такой только при большой необходимости или в качестве запаски. Если же повреждения диска более серьезны, лучше все заранее обдумать. Да, красивый литой диск стоит немало и обидно его лишиться. И все же отдавать его в ремонт или выбросить? Ведь экономия средств может обернуться большими проблемами, имея в виду, прежде всего, вашу безопасность.

Если вы все-таки предпочли ремонт, следуйте нескольким простым советам. Во-первых, обратите внимание на то, вывешены ли в мастерской на видном месте сертификат соответствия на проведение такого рода работ и сертификаты от производителей дисков. Во-вторых, остерегайтесь даже слова «прокатка». В-третьих, запомните, что к ремонту серьезных «травм» дисков можно приступать после точной диагностики на специальном станке. Вам обязаны объяснить, как будет отремонтирован диск. Если увидите сварщика с газовой горелкой — от ремонта отказывайтесь. Короче говоря, семь раз отмерь... На «квадратном» колесе далеко не уедешь.

ДО И ПОСЛЕ. КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА ЗР СЕРГЕЯ СМИРНОВА

Если ваш автомобиль попал в яму (колодец) и получил при этом повреждения, есть возможность возместить ущерб по закону. Для этого необходимо прежде всего задокументировать происшествие. После этого сотрудники ГИБДД обязаны провести административное разбирательство и привлечь виновное лицо к административной ответственности. В случаях, когда водитель Правил дорожного движения не нарушал, а выбоина не была обозначена знаками (при этом ее размеры превышают предельные, установленные ГОСТ Р 50597–93), к ответственности будет привлечено должностное лицо дорожной службы, отвечающее за этот участок дороги (статья 12.34 КоАП РФ). Для возмещения ущерба организацией, обслуживающей аварийный участок дороги, придется обратиться в суд с исковым заявлением, предоставив доказательства причиненного ущерба (калькуляция, заказ-наряды).

Отношения потребителя и организации, оказывающей услуги по ремонту колесных дисков, регулируются Законом «О защите прав потребителей». Если в результате некачественного ремонта диска автовладельцу причинен ущерб (диск пришел в негодность, случилось ДТП), отвечать за это должна мастерская. Для этого необходимо предъявить претензию ремонтникам с подтверждением причиненного ущерба (заказ-наряды, чеки, калькуляции и т. д.). Если мастерская добровольно ущерб возмещать не желает, надо обращаться в суд.

Хороший ремонт закраины помог диску пройти испытания.

«OZ Рейсинг»: и до, и после сварки к эксплуатации не пригоден.

Благодарим за помощь в подготовке материала специалистов МАДИ и фирмы «ДИСК СЕРВИС» на «ПЕТРОВСКО-РАЗУМОВСКОЙ».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии