Интрига с контроллером

Интрига с контроллером

Казалось бы, свечам все равно — впрысковый мотор или карбюраторный: те же бензин да воздух! Все это так, вот только в карбюраторном моторе свеча работает сама по себе, а движок смиренно терпит ее капризы. А во впрысковом моторе — все не совсем так: у него есть мозги контроллера. Поэтому через обратную связь он пытается отреагировать на чудачества искрообразования изменением подачи топлива. Выяснить, какие свечи милее контроллеру — первая цель нашей экспертизы.

Вторая задача возникла из «разбора полетов» по нашим предыдущим экспертизам. Представители фирм, не нашедших себя на пьедестале, неизменно кивают на фактор случайности. Хорошо — в этот раз специально возьмем по нескольку комплектов свечей и оценим стабильность их качества по каждому производителю. А испытывать будем одноэлектродные свечи для впрысковых ВАЗов.

Что сразу поразило — так это более чем десятикратный разбег в ценах — от 120 рублей у APS Приоритет от «Группы Бош» до 1310 рублей за Denso Iridium! Неужели оно того стоит? Вот и выясним.

ВЕСОМОСТЬ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ

Базовый вариант методики мы отработали еще пару лет назад со свечами на вазовский восьмиклапанник. Теперь понимаем — в целом получилось хорошо. Не случайно многие из фирм-производителей свечей впоследствии доводили свои изделия именно подобным образом — хотя, конечно, кое-что в методике пришлось скорректировать. Подробности — в нашей справке.

Результаты всех тестов получены, обработаны и сведены в итоговую таблицу. Там приведены промежуточные оценки каждого теста по пятибалльной шкале. Высший балл — 5, низший — 1. Эти данные объективны, поскольку в их основе лежат результаты прямых измерений — без влияния человеческого фактора. А вот итоговый балл подсчитан с учетом весовых коэффициентов, предложенных нами. Не согласны с ними? Тогда расставьте свои коэффициенты и получите свой, индивидуальный рейтинг свечей!

СВЕЧА И КОНТРОЛЛЕР — НЕ ПАРА?

Сразу бросается в глаза довольно большой разброс полученных параметров двигателя на разных свечах. Даже на базовом цикле испытаний, в штатном режиме, разброс по расходу топлива и мощности доходил до 3–4%, а по токсичности — еще больше, до 12–15%. На аварийном же цикле испытаний все усугубилось — на одних комплектах мотор вообще не реагировал на «вольтовую диету», а на других «ломался» уже при половине нагрузки!

Конечно, нечто подобное мы видели и на карбюраторном моторе, но не до такой же степени! Налицо любовь и нелюбовь контроллера к определенным свечам. На некоторых режимах, когда условия воспламенения смеси в цилиндре достаточно затруднены, отдельные свечи начинают «сачковать», давая пропуски вспышек. В отработавших газах возрастает количество несработанного кислорода, и система управления, через лямбда-зонд, получает команду на его обогащение. Топлива добавили, кислорода стало меньше — проходит команда: на обеднение! Это фиксировал компьютер, но и без него все было видно по измерителю крутящего момента. На одних комплектах стрелка стояла как влитая, а на других — металась вверх-вниз. Причем либо вблизи холостого хода, где вентиляция цилиндров плохая и воспламенение смеси затруднено, либо с определенной нагрузки, где свеча начинала не справляться с давлением. На таких непредсказуемых комплектах будет нехорошо не только с мощностью, но и с остальными параметрами мотора. И пониженное напряжение усугубляло ситуацию!

Здесь-то и проявилась степень неравномерности зазоров и сопротивлений! Чем она выше, тем, в большинстве случаев, ниже место комплекта в моторном рейтинге. Аккуратность побеждает!

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

На безмоторном этапе мы измерили искровые зазоры и сопротивления, оценили качество изготовления свечей. Это позволяет оценить уровень производства и технологии изготовления свечей — кроме того, можно уже на начальной стадии выявить заведомый брак. Отсеяли те свечи, которые выбивались из общего ряда собратьев по зазору и по сопротивлению. Сформировали для каждого испытания усредненный комплект свечей, наиболее близких к средним значениям по выборке. А сам разброс параметров по всей выборке взяли в качестве одного из критериев оценки: чем этот разброс меньше, тем лучше. И дальнейшие моторные тесты это лишь подтвердили!

Вновь сформированные комплекты отправили на стендовые моторные испытания. Они проходили в несколько стадий. Сначала — цикл измерения мощности, расхода топлива и токсичности на заданных двадцати точках при различных оборотах и нагрузках на мотор. Затем — то же самое, но при пониженном напряжении в бортовой сети: так имитировали ситуацию с усложненными условиями искрообразования (собственно падение напряжения, а также износ, загрязнение свечи и т.п.). Определяли, насколько равномерно работают свечи методом отключения подачи топлива в отдельные цилиндры. Измеряли минимальное напряжение в бортовой сети, при котором свечи на заданном режиме работы перестают работать и мотор глохнет.

15-е место

ENKER SFE 65 CPR 11 

Босния и Герцеговина, Черногория

Ориентировочная цена

(за 4 свечи) — 140 руб.

Указанная применяемость —

ВАЗ-2112 

Зазор рекомендовано проверить — для ВАЗ указано 1,1 мм

Стабильность параметров низкая, понижения питающего напряжения боится — в общем, до лучших образцов еще далеко. Впрочем, цена приемлемая, так что свою нишу получит!

+ Невысокая цена, красивая полиграфия.

— Нестабильность параметров, невысокие моторные показатели.

14-е место

APS ПРИОРИТЕТ АУ17 ДВРМ 1.0 

Россия

Ориентировочная цена

(за 4 свечи) — 120 руб.

Указанная применяемость — ВАЗ

Зазор — 1,0 мм

Кто-то должен остаться в конце — с этим комплектом так и произошло. Особых нареканий его работа не вызвала, но в моторной серии оказался последним, да и разброс по сопротивлениям значительный. Зато — рекордсмен по низкой цене.

+ Самая низкая цена.

— Невысокие моторные показатели.

13-е место

WEEN 372 

Ориентировочная цена

(за 4 свечи) — 135 руб.

Указанная применяемость —

ВАЗ-2112 

Зазор — 1,1 мм

В «подвал» испытаний свечи попали отчасти «за одежку»! Визуальное изучение электродов показывает, что кое-где боковые — перекошены. А при первых же испытаниях на одной из свечей лопнул изолятор! Но остальные — работают, да и цена не раздражает.

+ Доступная цена.

— По всем позициям троечник.

Непонятен изготовитель: Бельгия?

12-е место

АУ-17ДВРМ «ПЕРЕСВЕТ-3»,

Люберцы

Ориентировочная цена

(за 4 свечи) — 205 руб.

Указанная применяемость —

ВАЗ-2112 

Зазор — не указан

Никаких двух искр, конечно же, здесь нет и быть не может! Да, открытый разряд чуть-чуть поднял мощность, но какой у пиленых электродов будет ресурс? Впрочем, качество хромает во всем.

+ Прирост мощности двигателя на 2–3%.

— Низкое качество изготовления, нестабильность параметров, низкие моторные показатели.

11-е место

FINWHALE F516 

Ориентировочная цена

(за 4 свечи) — 170 руб.

Указанная применяемость —

ВАЗ-2110 

Зазор — 1,1 мм. Рекомендовано проверить зазор согласно требованиям завода-изготовителя автомобиля.

Результаты средненькие, без особого блеска, но и без явных провалов. Существенный разброс по зазорам.

+ Невысокая цена соответствует качеству.

— Необходимость обязательной регулировки зазоров. Неявно указана страна-изготовитель: Германия?

10-е место

BOSCH FR7 DCX, Германия

Ориентировочная цена

(за 4 свечи) — 240 руб.

Указанная применяемость —

ВАЗ-2112 

Зазор — 1,1 мм

Откровенно говоря, удивили своими скромными результатами. Качество изготовления — высокое, идентичность параметров — такая же, а вот по моторному циклу — все достаточно средне. Впрочем, может, за этим и таится немецкая надежность?

+ Высокое качество изготовления, сравнительно небольшая для этого бренда цена.

— Невысокие параметры работы при усложненных условиях.

9-е место

CHAMPION RC9YCC4 

Ориентировочная цена

(за 4 свечи) — 410 руб.

Указанная применяемость —

ВАЗ-2112 

Зазор — не указан

Весьма средний комплект. Почему-то сопротивление резистора помехоподавления в несколько раз выше, чем у всех остальных. Специально для автомеломанов? На высоких нагрузках мотор работает не очень стабильно. Да и цена кажется завышенной.

+ Лучше всех переносит падение напряжения в бортсети.

— Высокая цена, не лучшие моторные показатели. Непонятно происхождение товара.

8-е место

CHAMPION 702 EON 2 

Ориентировочная цена

(за 4 свечи) — 675 руб.

Применяемость — не указана

Зазор — не указан

Скромные показатели за нескромную цену. Абсолютно гладкий изолятор, без канавок для удержания колпачка высоковольтного провода. При испытаниях один провод периодически хотел спрыгнуть со свечи. Но работают в целом без особых замечаний.

+ Высокая идентичность зазоров, неплохие моторные показатели.

— Высокая цена, неудачная форма изолятора. Не указана страна-изготовитель.

7-е место

DENSO Q20PR-U11,

Япония

Ориентировочная цена

(за 4 свечи) — 250 руб.

Указанная применяемость —

ВАЗ-2112 

Зазор — предлагается «отрегулировать согласно характеристикам мотора».

Зазоры и сопротивления почти не имеют разброса. Моторные показатели — уступающие лидерам, но при этом вполне достойные. В общем — неплохо.

+ Высокая стабильность параметров, приемлемые показатели.

— Непонятная инструкция по регулировке зазоров.

6-е место

BOSCH PLATIN FR 7 DPX,

Германия

Ориентировочная цена

(за 4 свечи) — 320 руб.

Указанная применяемость —

ВАЗ-2112 

Зазор — не указан

Этот комплект прогнозировался в лидеры, но — не свершилось. При очень высокой стабильности качества и неплохих показателях на основном моторном цикле малость сдал на аварийных режимах испытаний.

+ Образцовая стабильность качества.

— Не любит усложненных условий работы, особенно пониженного напряжения питания.

5-е место

BERU ULTRA 14FR-7DUX,

Франция

Ориентировочная цена

(за 4 свечи) — 160 руб.

Указанная применяемость —

ВАЗ-2112 

Зазор — 1,1 мм

Крепкий «хорошист», стабильно набирающий «четверки» по большинству тестов. С учетом невысокой цены — неплохой выбор для любого вазовского шестнадцатиклапанника. Лучшим нигде не стал, но в среднем — очень хорошо.

+ Качество — достойное, цена — невысокая.

— Не любит пониженного напряжения питания.

4-е место

FINWHALE ProSeries FS11 

Ориентировочная цена

(за 4 свечи) — 240 руб.

Указанная применяемость — ВАЗ-2112 

Зазор — 1,0 мм

Достаточно высокие показатели по всем тестам — особо отметим стабильность искровых промежутков и невысокий разброс параметров.

+ Невысокая цена, неплохое качество работы.

— Ухудшение моторных показателей при усложненных условиях эксплуатации. Неявно указана страна-изготовитель: Германия?

3-е место

EYQUEM RFC58LS5,

Франция

Ориентировочная цена

(за 4 свечи) — 190 руб.

Указанная применяемость —

ВАЗ-2112 

Зазор — 1,1 мм

Очень неплохой комплект, честно замкнувший тройку лидеров. Высокое качество изготовления, хорошие моторные параметры — и все за крайне привлекательную цену. Откровенно неожиданный результат — молодцы, французы!

+ Высокое качество изготовления, хорошие параметры работы, доступная цена.

— Несколько недолюбливают низкое напряжение питания.

2-е место

DENSO IRIDIUM POWER 0.4 mm,

Япония

Ориентировочная цена

(за 4 свечи) — 1310 руб.

Указанная применяемость —

ВАЗ-2112 

Зазор — не указан

Абсолютный рекордсмен по цене проявил себя лучшим образом — очень высокие баллы во всех тестах. Тонкий центральный электрод справляется с любыми условиями работы, свеча «гаснет» при напряжении, существенно меньшем порогового для контроллера.

+ Высокие показатели работы и качества изготовления.

— Заоблачная цена.

1-е место

NGK BCPR 6 E

Ориентировочная цена

(за 4 свечи) — 240 руб.

Применяемость — не указана

Зазор — не указан

Явный лидер во всех номинациях. Мотор на всех режимах и при любых условиях работает абсолютно устойчиво, а пониженного напряжения вообще не замечает. Что это — следствие качества или самого малого искрового зазора из всех испытанных?

+ Уверенная работа на всех режимах, высокие показатели при реальной цене.

— Не указаны применяемость и страна-производитель: дана некая ссылка на Японию.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии