Огнетушители: ангелы и демоны

Результаты масштабных испытаний огнетушителей, проведенных ассоциацией «Союз 01» совместно с департаментом надзорной деятельности МЧС РФ, а также экспертами Академии государственной противопожарной службы и ФГБУ «ВНИИПО МЧС РФ», анализирует автор.

Для чего мы возим в машине огнетушитель? Зачастую с той же целью, с какой мещане – что былые, что нынешние – заполняют книжные полки красивыми корешками: мы, мол, люди культурные! Никто не вникает, можно ли это читать. Точно так же мало кого беспокоит, удастся ли погасить пламя этим предметом красного цвета. Пофигизм – иначе не скажешь – обуял и производителей: выпускать муляжи огнетушителей проще и дешевле, чем работоспособные изделия.

Взывать к рассудку сограждан как-то неловко, хотя вполне могу считать себя бывалым по этой части. Из горящей машины меня вытаскивали, квартира от телевизора «Рубин-714» сгорала. Вот почему я с удовольствием отозвался на приглашение ассоциации «Союз 01» ознакомиться с результатами вторых всероссийских испытаний огнетушителей.

АЛЛЕ ОП-2

Эксперты проверили даже огромные изделия под индексом ОП-35, а также их заправленных углекислым газом коллег – полторы сотни образцов от 12 изготовителей. Среднему автомобилисту больше всего подходят двухлитровые порошковые огнетушители ОП-2. Двухлитровые – потому что такие рекомендуют разного рода наставления (к их статусу мы еще вернемся), порошковые – в силу распространенности и дешевизны. Правильнее было бы говорить не о двухлитровых, а о двухкилограммовых огнетушителях, потому что двойка в названии указывает как раз на массу порошка, но в быту прижился именно первый вариант.

За дешевизну придется расплачиваться. Из минусов порошковых огнеборцев отмечу, что они изрядные грязнули, в отличие от заправленных углекислым газом. Профи уверяют: если порошковым огнетушителем гасить пылающий мотор, то машине потребуется «пересадка сердца» в любом случае, вне зависимости от степени поражения огнем: порошок намертво прикипает к металлу. Зато от углекислотного можно получить обморожение, случайно схватившись рукой за металлический раструб – о-о-очень холодный.

Итак, сегодня – только про ОП-2. Таковых набралась целая футбольная команда, причем, в духе национальной традиции, откровенно слабая. Из 11 «игроков» только пятеро слышали про пожар, остальные никогда не вставали со скамейки запасных. Но денег при этом требовали…

Результаты всесторонних испытаний – в таблице. Досье каждого игрока – на фото.

СКАЖИТЕ «А»

В целом все печально. Отдельные экземпляры, по официальному заключению АГПС МЧС РФ, вообще являются потенциально опасными. Они просто откажутся работать в тот момент, когда у них попросят помощи. В одних вместо нормального порошка насыпан чуть ли не песочек с детской площадки, в других нет давления, в третьих подтравливает резьбовое соединение, четвертые кто-то недозаправил газом – его объема недостаточно для нормального тушения.

Главная проблема – в дрянном порошке. Производители, как правило, прекрасно знают, где и на ком горит шапка, – самые «честные» как бы случайно забывают указать на этикетке его название. Самые хитрые пишут правильное имя, но продолжают сыпать в баллоны что-то дешевое. А разница в цене между хорошим и недорогим – пятикратная. Основной активный компонент порошков АВСЕ – фосфат аммония, а у порошков ВСЕ – дешевенький бикарбонат натрия. Поэтому сначала снижают содержание этих самых фосфатов, затем вместо ВСЕ пишут АВСЕ – понятно, в общем.

Другой способ экономии – уменьшить размер баллона: к примеру, с 2 до 1,6 кг.

ВОПРОС ВОПРОСОВ

А обязаны ли мы вообще возить с собой огнетушитель? И какой? И где его держать? Когда-то мы с коллегой уже исследовали этот вопрос (ЗР, 2008, № 11).

В ПДД лучше не лазить – взаимопонимания не найдете. Разве что в «Перечне неисправностей и условий…» увидите п. 7.7, запрещающий эксплуатировать транспортное средство без аптечки, огнетушителя и аварийного треугольника. Хорошо, приобретаем красный баллончик с надписью «Огнетушитель»: хоть аэрозольный, хоть вообще пустой… Можно ехать?

Бывалый гаишник скажет что-то про нормы пожарной безопасности – НПБ 166-97. Но не скажет о том, что Приложение № 4 («Использование огнетушителей на автотранспортных средствах») к нему – рекомендуемое. Мы нашли и некий свод правил СП 9.13130.2009, в котором есть Приложение В с тем же названием. Но и оно лишь рекомендация! В этих документах есть ссылки на объем или массу – 2 л или 2 кг. Советуют использовать огнетушители «порошковые, газовые или с зарядом на водной основе», но тут же указано, что можно использовать и углекислотные, если они, скажем так, тушат пожар не хуже своих собратьев. Но как это выяснить покупателю?

А еще запрещено класть все это хозяйство в багажник! И даже упоминается кронштейн – дескать, крепить только к нему!

На мой взгляд, всё это, во-первых, непрофессионально и, во-вторых, устарело. Пусть авторы этих инструкций сядут в любой современный седан и укажут место для огнетушителя. Причем не просто укажут, а объяснят, как согласовать их рекомендации с категорическим запретом ГИБДД вносить какие-то изменения в конструкцию, предусмотренную заводом изготовителем авто. Проще говоря, не имею я права сверлить дырки и прикручивать куда-то кронштейн! Остается одно: кинуть огнетушитель под ноги или на заднюю полку. И ждать, когда при резком торможении или, хуже того, во время ДТП массивный снаряд разобьет то ли стекло, то ли чью-то голову.

Словом, ничего не изменилось. Лично я вожу огнетушитель в багажнике. Причем на самом видном месте, а не где-то под запаской (да туда он и не влез бы). Крепление – резиновый ремень с пряжкой, отстегиваемый одним движением. Если додумаюсь до чего-то лучшего, расскажу.

ОГНЕТУШИТЕЛИ

11. ООО «ФортПожСистема»,

Россия, Малоярославец

Ориентировочная цена, руб. 425

Заявленный тип порошка АВСЕ

Мнение экспертов - Струя маленькая, остаток заряда большой, этикетка не по ГОСТу, цена нереальная. Испытаний не выдержал.

10. ООО «ПКФ «СпецТехнолог»,

Россия, Тольятти

Ориентировочная цена, руб. 250

Заявленный тип порошка «Эдельвейс-АВС» АВСЕ

Мнение экспертов - Гасить не умеет, заряд израсходован не полностью, резьба плохая. Испытаний не выдержал.

9. ООО «ФАЭКС»,

Россия, Ярославль

Ориентировочная цена, руб. 200

Заявленный тип порошка – нет

Мнение экспертов Гасить не умеет, тип порошка не указан. Испытаний не выдержал.

8. ООО «Ярпожинвест»,

Россия, Ярославль

Ориентировочная цена, руб. 350

Заявленный тип порошка «Фоскон-430» АВСЕ

Мнение экспертов - Справиться с тушением стандартного очага не сумел. И цена не низкая. Испытаний не выдержал.

7. ОАО «Новогрудский завод газовой аппаратуры»,

Белоруссия

Ориентировочная цена, руб. 230

Заявленный тип порошка – нет

Мнение экспертов - Гасить не обучен, заправлен плохо. Испытаний не выдержал.

6. ООО «ГП «Пожтехавтоматика»,

Россия, Москва

Ориентировочная цена, руб. 245

Заявленный тип порошка – нет

Мнение экспертов - Гасить не умеет, этикетка нестандартная. Испытаний не выдержал.

5. ОАО «Трансмаш»,

Россия, Белёв

Ориентировочная цена, руб. 340

Заявленный тип порошка «Вексон-АВС 50»

Мнение экспертов - Дорого, но испытания выдержал: можно приобретать.

4. ООО «Самарский завод противопожарного оборудования»,

Ориентировочная цена, руб. 235

Заявленный тип порошка «Волгалит-АВС» АВСЕ

Мнение экспертов - В баллоне осталось много порошка, однако испытания в целом выдержал.

3. «МИГ», ЗАО «Пожтехника»,

Белоруссия, Витебск

Ориентировочная цена, руб. 250

Заявленный тип порошка «Вексон-АВС 25» АВСЕ

Мнение экспертов - Можно приобретать!

2. ООО «Производственный комплекс «РИФ»,

Россия, Тула

Ориентировочная цена, руб. 280

Заявленный тип порошка «Вексон-АВС 50» АВСЕ

Мнение экспертов - Можно приобретать!

1. ООО «Меланти»,

Россия, Рудня

Ориентировочная цена, руб. 220

Заявленный тип порошка «Волгалит-АВСЕ»

Мнение экспертов - Можно приобретать!

Таблица открывается в полный размер по клику.

СТАТИСТИКА

По данным ассоциации «Союз 01», в России на пожарах гибнет примерно 100 человек на миллион населения. Для сравнения: в США, Чехии, Польше – от 10 до 20, во Франции и Великобритании – от 6 до 9, а в Швейцарии, Голландии, Германии и Италии – не более 5 человек. В нашей стране каждые 20 минут сгорает один автомобиль.

И ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО?

Чтобы не было проблем с сотрудниками ГИБДД, достаточно иметь на борту любую сувенирную фитюльку с правильной надписью. Производство огнетушителей гробится бездарными законами, поощряющими выпуск брака. В итоге мы возим в машине откровенную дрянь исключительно для гаишников. Или кто там теперь проводит техосмотр?

Коллеги, постарайтесь приобрести себе нормальный огнетушитель! И пусть он вам никогда не пригодится!

ВОПРОС-ОТВЕТ

- Что означают символы типа ВСЕ или АВСЕ?

Пожары бывают разные – могут гореть дрова или, скажем, бензин. Указанные символы как раз и обозначают те виды возгораний, с которыми может бороться данный огнетушитель.

Различают следующие:

А – горение твердых веществ;

В – горение жидких веществ;

С – горение газообразных веществ;

D – горение металлов или металлоорганических веществ (нужны огнетушители специального назначения);

Е – возгорание электрооборудования, находящегося под напряжением.

Для автомобилей самыми актуальными считают классы А, В, С и Е. Поэтому огнетушитель, заряженный порошком типа АВСЕ, можно считать универсальным, в отличие от ВСЕ. Но последний в несколько раз дешевле, а потому многие производители закрывают глаза на слабые стороны своей продукции. То же делают и продавцы.

- Нужно ли присматриваться к марке порошка, указанной на огнетушителе?

Это просто необходимо! Если вместо марки на этикетке указаны просто символы (например, АВСЕ), тут прямое указание на обман – не покупайте такое! Отметим несколько марок хорошего порошка и его производителей: «Вексон-АВС 50», изготовитель – ЗАО «Экохиммаш» (протокол испытаний от 7.02.2012); «Вексон-АВС 25», изготовитель – ЗАО «Экохиммаш» (протокол испытаний от 6.04.2012); «Волгалит-АВС», изготовитель – ЗАО «В.В.П.» (протокол испытаний от 19.04.2012); «ПФКЧС», изготовитель – ЗАО «ФК» (протокол испытаний от 7.02.2012).

- Существуют ли порошковые огнетушители в пластмассовых корпусах?

Да, к сожалению. Все, которые попали в руки экспертов, на поверку оказывались «кастрюлями» для хранения порошка; такие изделия были признаны откровенной пародией на средства борьбы с огнем. Информацией о качественных изделиях с такими корпусами мы не располагаем.

- Что разумнее – перезаряжать или покупать новый?

Проще приобрести новый. Пункты перезарядки огнетушителей сегодня практически бесконтрольны, а потому нет смысла тратить время и деньги на подобную процедуру.

ИЗ КАЖДЫХ ЧЕТЫРЕХ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЧАСТНЫХ АВТОМОБИЛЯХ, ТРИ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ГОСТу И НЕ ТУШАТ ОГОНЬ.

Редакция благодарит ассоциацию «Союз 01»

за помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на «За рулем» в