Четверть века без дорог

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА БЕЗ ДОРОГ

ТЕХНИКА

/ЮБИЛЕЙ

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА БЕЗ ДОРОГ

25 ЛЕТ НАЗАД

С КОНВЕЙЕРА ВАЗА СОШЛА ПЕРВАЯ "НИВА"

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН

ФОТО / ВАДИМ КОТЛЯРОВ

Началась история "Нивы" традиционно для того времени. Летом 1970 года завод и город Тольятти посетил Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. С удовлетворением отметил достижения заводчан - создание автомобиля "Жигули" VAZ 2101 и макета "Люкс" - VAZ 2103. Однако, заботясь о трудящихся сельской глубинки, глава правительства предложил сконцентрировать усилия на новом направлении - создать автомобиль, подобный "Жигулям", но повышенной проходимости.

Для этого было два пути. Первый, более простой - улучшить проходимость уже готового к производству VAZ 2101, приподняв его над землей и оснастив передним ведущим мостом. Отечественный автопром имел опыт таких разработок: вспомните полноприводную "Эмку" ГАЗ-61, позже "Победу" М-72 и "Москвич-410". Но тот же опыт, сын ошибок трудных, подсказывал: настоящего "проходимца" так не получить. Оставался второй путь, более сложный, но многообещающий - создавать оригинальный автомобиль. Его и приняли. Решили сотворить полноприводник с несущим (!) кузовом, максимально используя детали и узлы "Жигулей".

Времени для проектирования было так мало, что на первом этапе решили обойтись без дизайнерской проработки внешнего вида. А компоновочные решения принимали по ходу разработки машины. И меньше чем через два года на свет появился первый опытный образец полноприводного ВАЗа. По тем временам - небывалые темпы создания автомобиля. У него был открытый, как и полагалось джипам той эпохи, утилитарный кузов с плоскими панелями, легким тентом и откидывавшимся вперед ветровым стеклом. Но со своей изюминкой - весьма передовой "начинкой".

По-настоящему уникальным стал силовой агрегат. К опытному образцу 1,6-литрового двигателя с коробкой передач жестко пристыковали "раздатку". Ее входной вал соединили с валом коробки передач эластичной резиновой муфтой. Редуктор переднего моста был жестко связан с мотором. Таким образом двигатель, коробка передач, раздаточная коробка и редуктор переднего моста составляли единый агрегат. Отменная конструкция. "Раздатка" крутила передний мост через обычный вал без карданов! ШРУСов у нас тогда еще не было, поэтому внутренние шарниры передних приводов имели скользящие сухари. А наружные представляли собой двойные крестовины.

Самой интересной в трансмиссии, несомненно, была раздаточная коробка. У рычага управления пять позиций: подключен только задний мост, подключен только передний мост, подключены оба моста (с жесткой связью), понижающая передача (при этом "жестко" подключены оба моста), нейтраль.

С такой "раздаткой" автомобиль в секунду превращался в задне-, передне- или полноприводный. Эта многовариантность оказала неоценимую услугу испытателям при исследованиях проходимости и управляемости. Впоследствии, удешевляя производство, от такой "раздатки" отказались (а жаль!), оставив постоянный полный привод с межосевым дифференциалом. Передний оказался малопривлекательным в условиях бездорожья, а задний "не проходил" с точки зрения устойчивости и безопасности. Такую, попроще, раздаточную коробку применили уже на следующих образцах будущей "Нивы" - 2Э2121.

После полугода испытаний и сравнения машины с ГАЗ-69 появилась уверенность: вазовский вездеход получился! Между тем, помня наказ премьера, дизайнер Валерий Семушкин, увлеченно работавший над обликом будущей "Нивы", и ее ведущий конструктор Петр Прусов представили коллективу первый вариант закрытого несущего кузова. С ним комфорт будущего вездехода предполагалось довести до роскошного, близкого к "жигулевскому". Круто! Даже по меркам западных ведущих автостроителей. Кузов понравился и главному конструктору В. Соловьеву. Так молодые вазовцы надолго определили направление развития комфортабельных вазовских вседорожников.

Образцы 2Э2121 второй серии уже были с закрытыми кузовами. Таких машин, с постоянным полным дифференциальным приводом, собрали четыре. Эта схема позволила использовать с небольшими изменениями задний мост "Жигулей", так как на него передавалась лишь половина крутящего момента. К великому сожалению, стремление упростить производственные технологии и удешевить машину привело к тому, что корпус "раздатки" "отделился" от корпуса коробки передач. На "Ниву" встала коробка от "Жигулей" практически без изменений. Неплохо? Да. Но возникла новая проблема: карданные валы, соединяющие теперь "раздатку" с коробкой передач и передним мостом, оказались источником дополнительных вибраций и шума.

На серии 2Э2121 тормоза передних колес стали дисковыми, а запасное колесо улеглось под капотом.

Образцы 2Э2121 вынесли груз испытаний на надежность, в том числе южных и "горных" - в Средней Азии. Послужили они и для многочисленных лабораторных работ. А одна из машин больше года находилась в кремлевском гараже. Поговаривали, будто сам Генсек, товарищ Леонид Ильич Брежнев, на ней на охоту ездил.

В начале 1974 года два образца "Нивы" уже третьей (3Э2121) серии были представлены на приемочные испытания - и успешно их выдержали, преодолев почти по 60 тысяч километров. Затем построили образцы четвертой серии - на них проверяли эффективность доводочных работ по полученным в ходе государственных испытаний замечаниям. Чем быстрее устранялись недостатки нового автомобиля, тем реальнее вырисовывалось его массовое производство.

А в феврале 1976 года собрали опытно-промышленную партию из 50 автомобилей - так рапортовали XXV съезду КПСС (точнее, людям, возложившим на заводчан столь ответственное задание). Наконец, в апреле 1977 года, через пять лет после рождения первого образца, автомобили VAZ 2121 начали сходить с заводского конвейера. Эти "нивы" положили начало целой когорте удачных полноприводников. Поздравляем!

Апрель 1972. Первый выезд Э2121 (В. Котляров, О. Тарасов, В. Давыдов).

Лето 1972. Испытания двух образцов Э2121 на проходимость в сыпучем песке.

Весна 1973. Испытания Э2121 на проходимость (О. Тарасов и П. Кузнецов).

Осень 1973. На грунтовой трассе. Сзади - образец первой серии.

1973. Вброд через Эмбу (первый испытательный автопробег).

1974. Госиспытания, пробег по Уралу.

1975. Образцы 4-й серии, доработанные после госиспытаний на Памире.

1975. Образцы 4-й серии в Средней Азии: проверка бродопроходимости.

Сентябрь 1973. Первый испытательный пробег, пограничный город Термез на Аму-Дарье (В. Фатеев, П. Прусов, С. Четвереков, В. Котляров).

Подпишитесь на «За рулем» в