Формула-1: передозировка

За двадцать с лишним лет автор посмотрел больше трехсот Гран-при и вдруг обнаружил, что Формула-1 ему не нравится.

Я все равно включаю телевизор в положенные дни, чтобы быть в курсе событий и отслеживать тенденции. Но взволнованное ожидание старта давно исчезло. Да и финиша дожидаюсь с трудом, порой превозмогая дрему. Я по-прежнему люблю автоспорт! Но Формула-1 стала мучением. Почему так произошло?

Причина 1.

Из года в год меняя регламент и вводя порой абсурдные правила, организаторы добились своего. В каких-то эпизодах я просто не понимаю, что происходит на трассе. Ведь сегодняшняя гонка Формулы-1 – это по меньшей мере полсотни питстопов. Такая же ситуация с обгонами. Когда-то мы жаловались, что их слишком мало, а теперь их слишком много! И они, как бы сказать, ненатуральные, механистичные – нажал кнопку DRS, выйдя на специально выделенную для обгонов прямую, ускорился, обошел. Как под копирку. Каждый Гран-при – какая-то чехарда и каша. В чем прелесть того, что лидеры меняются раз по десять-двенадцать, если все равно большинство из них – промежуточные, то есть созданы искусственно и на победу не претендуют?

Именно Эдди Джордан в 2002 году сказал, что Формула-1 – это жесткий корпоративный бизнес. Спорт и шоу лишь опции.

Причина 2.

Изменение некоторых правил никогда не смогу простить и принять. Например, новые системы начисления очков, которые перечеркнули историческую статистику чемпионата мира. Нелепые игрища с шинами и размером топливного бака – отдельная песня. Сначала был один комплект на всю гонку и три дозаправки, теперь строго наоборот: заправка только одна, а шины меняешь как заведенный. Что за чудо-покрышки изобрели, которые катят лишь пять-шесть кругов?

Раздражает сам факт, что правила меняют каждый год. Не вижу в том никакой нужды. Представьте, в футболе начнут постоянно варьировать размеры ворот, мяча, поля и задним числом, после окончания матча, пробивать штрафные. Во что превратится футбол? Правильно, в цирк.

Заезды Формулы-1 утомляют не только меня. Некоторые смотрят Гран-при именно так.

Причина 3.

В любом виде спорта для меня главное – люди и их эмоции. И не только для меня, наверное. Я застал времена, когда в Формуле-1 выступали матерые человечищи – Пике-старший, Прост, Сенна, Мэнселл. Они позволяли себе публично говорить то, что думают, а в запале могли и соперника в район лица стукнуть. Последним живым и человечным был, наверное, Жак Вильнёв, охотно ругавший Формулу-1 как раз за ее выхолощенность и чрезмерную политкорректность. За это, собственно, ему прикрыли вход в «элитный клуб». Нынешние пилоты обучены прятать свои эмоции. Их речи до и после гонок сводятся к «мы проделали большую работу» и похожи одна на одну. Где яркие личности? Не за кого болеть! Чуть более других мне импонирует Кими Райкконен. Все-таки он немного не такой, как все. Правда, финн тоже говорит типовыми абзацами. А на прямой вопрос, что ему не нравится в Формуле-1, ответил: в ней, мол, все отлично!

Типовые эмоции на лицах гонщиков. За одного я болел раньше, за другого болею сейчас.

Причина 4.

Технический регламент добивает инженерную мысль. Все новое, что придумывают инженеры, моментально попадает под запрет. Чтобы разобраться, как устроен современный болид Формулы-1, достаточно посмотреть на одну машину, причем любую. У них даже моторы с будущего года станут почти идентичными! В компенсацию совершенно абсурдно засекречивают банальные вещи, – например, на заводе одной из команд журналистам запретили фотографировать внешний вид коробки передач. Не смешно ли?

Причина 5.

Откровенная дискриминация пилотов вызывает неприязнь к отдельным командам и чемпионату в целом. Сколько побед у Марка Уэббера отобрал «Ред Булл» в пользу Себастьяна Феттеля?! О том, что Фелипе Массе позволят обогнать Фернандо Алонсо за три круга до финиша, вообще не может быть речи. Самое досадное, что Уэббер и Масса даже не возмущаются. Не могу поверить, что для них главное в Формуле-1 – участие и высокая зарплата. Но, видимо, так и есть.

Не слишком ли много народа занято выстраиванием тактики и стратегии езды всего двух пилотов?

Причина 6.

Спорта в Формуле-1 становится все меньше, а помпезность и гламур растут невиданными темпами. По сути, зрелище, называемое Гран-при, ныне не больше чем шикарный рекламный ролик. Включаю трансляцию с квалификации, и первое, что вижу, – крупный план рекламного баннера главного хронометриста чемпионата. Очень многое для меня стало очевидным из интервью, в котором менеджер Виталия Петрова прямо назвала своего подопечного «маркетинговым инструментом». Чемпионат мира среди маркетинговых инструментов – это сильно!

Причина 7.

Это уже давно не самые мощные и быстрые машины в мире.

Машины и пилоты – передвижные рекламные афиши, над дизайном которых трудятся целые департаменты.

А может, я просто устал от Формулы-1 в таких больших дозах?

Подпишитесь на «За рулем» в