В поисках света

В ПОИСКАХ СВЕТА

]

РЫНОК

ЗАПЧАСТИ

В ПОИСКАХ СВЕТА

Не старайтесь найти на рынке или в магазине то,

чего «в природе» не существует.

Максим САЧКОВ

Немало вопросов возникает у автолюбителя при покупке светотехники. Происходит это по двум причинам. Первая — вы не знаете, как точно называется нужная деталь и, соответственно, не можете внятно объяснить продавцу цель своего визита. Вторая — желаете приобрести то, что заводы не выпускают вовсе.

Разберемся сначала с терминологией. Фара — это корпус, рассеиватель (он же — стекло) и отражатель с лампами ближнего и дальнего, а часто и габаритного света (кроме моделей с подфарниками). Оптический элемент, или «оптика» — отражатель с герметично вклеенным в него стеклом. Блок-фара — фара, указатель поворота и габаритный свет в сборе. Фонарь (а не «задняя фара») лампа габаритного света, указатель поворота и стоп-сигнал. Указатели поворота и подфарники — тут названия говорят сами за себя. Все остальное (лампы заднего хода, противотуманные, подсветки номерного знака) в зависимости от модели.

Теперь разберемся что к чему. К отечественным блок-фарам (модели VAZ 2108, VAZ 2105) и фарам для «Москвича-2141», GAZ 31029/">GAZ 31029, "Газели" в качестве запасных частей поставляются только рассеиватели! Так что если вылетевший из-под колеса камешек или "неправильный" столбик на парковке разобьет "головную светотехнику", то менять придется или стекло, или фару в сборе. Хотя надо оговориться: на рынке изредка попадаются ворованные с завода или (и) бракованные детали — разрозненные части фар. Это могут быть отражатели, регулировочные болты, задние крышки и многое другое. Поощрять ли расхитителей покупкой — решать вам.

На некоторые партии VAZ 2105 и 2108 завод устанавливал блок-фары чешской фирмы PAL. Искать для них «родные» стекла — бесполезно. На «восьмой чешский блок» подходит отечественный рассеиватель, хотя рисунок его немного отличается от «паловского» оригинала. Ничего страшного: световой поток фар даже с разными рассеивателями успешно регулируется и слепить вы никого на ночной дороге не будете («несведение пучков», которым могут пугать на рынке, — миф). Что касается «пятого семейства», то здесь отечественное стекло не подходит — длиннее «родного» приблизительно на 40 мм. Соответственно, при выходе из строя одной блок-фары покупать придется две... или мириться с некоторой асимметрией «лица».

Круглые фары. Чешские оптические элементы, которые раньше стояли на многих наших автомобилях, давно уже уступили место продукции отечественных заводов, поэтому особых трудностей при замене той или иной детали не возникает. В качестве запасных частей к этой светотехнике в продажу поставляют стекла и оптические элементы. Но если у вас треснуло стекло, не спешите с покупкой. Чтобы вклеить рассеиватель в корпус оптического элемента, все равно придется разбирать фару, тратиться на растворитель, герметик... Не проще ли приобрести оптический элемент в сборе, который обойдется дороже как раз на стоимость расходных материалов? К тому же, даже очень аккуратно выполненная вклейка все равно будет отличаться от заводской.

Оптические элементы и рассеиватели к круглым фарам стандартизованы по двум размерам: первый — «оптика» для «шестой» модели «жигулей», второй — на все остальные фары (они побольше диаметром) для снятых с производства моделей ВАЗ, ГАЗ, «москвичей» и пока здравствующей «Нивы».

Ныне для VAZ 2106 и модификаций выпускают оптические элементы только под галогенную лампу. Не путайте при покупке «ближнюю» (наружные фары) и «дальнюю оптику» (внутренние). Помните, что «оптика» не различается на правую и левую. Нельзя (и это запрещено Правилами дорожного движения) ставить лампочки более 60 Вт. В сырую и холодную погоду очень чувствительная «шестая оптика» с более мощными лампами часто трескается из-за перегрева, а не от механического воздействия.

Оптические элементы второго размера делятся на категории: для «обычных» и для галогенных ламп. Из первых, казалось бы, можно легко получить вторые путем замены переходника (крепления лампы). Но нужно ли это? Даже установив в «обычную оптику» переходник, вы не сможете долго использовать ее как галогенную — не выдержит зеркальное покрытие. Амальгама настоящей «галогенки» более термостойкая. Обе категории бывают как с отверстием под патрон лампы габаритного света (с подсветкой), так и без него. Это зависит от модели автомобиля — есть у него подфарники или нет. Пример тому — две модификации «Волги». На GAZ 24 предусмотрен подфарник, и соответственно в фару следует устанавливать оптику без подсветки. На GAZ 24—10 функцию габаритных огней выполняет пятиваттная лампочка в фаре (оптика с подсветкой).

Фонари — наверное, вторая по стоимости группа после блок-фар. Можно посочувствовать владельцам моделей VAZ 2108, 2104, 21213, 2110, «Оки», «Таврии», GAZ 3110, если пострадал рассеиватель фонаря, а корпус остался цел — его тоже придется покупать. И не вступайте с продавцами в дискуссию по этому поводу, не тратьте попусту время на поиски одного рассеивателя. Они встречаются крайне редко. Имейте еще в виду: соединение рассеивателя с корпусом в заводских условиях выполняют специальным клеем-герметиком по строгой технологии. Фонари, склеенные в гараже, обычно протекают при первом дожде.

Для остальных моделей рассеиватели есть, иногда попадаются даже платы (часть фонаря, на которой нанесены контактные дорожки и установлены патроны для лампочек) или отдельно контактные дорожки.

Совсем плачевно обстоят дела с фонарями моделей, снятых с производства. Пример, дефицита — светотехника для VAZ 2101, 2102, 2103, пикапа АЗЛК-2335 (так называемый фермерский вариант) и «люксового сорокового», а также многих других ветеранов отечественного автомобилестроения. Порой за редкий фонарь просят цену, очевидно превышающую рыночную стоимость машины.

Выход есть: согласно ПДД «...на транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей». Так что можно попробовать подыскать подходящую замену прежней светотехники.

Подфарники и указатели поворота. Здесь, вроде бы, дела обстоят нормально, за исключением, пожалуй, «светильника» для VAZ 2101. Он совмещает в себе «габарит» и указатель поворота. Если повезет, найдете «бэушный», если нет — можно сделать следующее: покупаете две «оптики с подсветкой» (с габаритной лампочкой в оптическом элементе) и два «поворотника» — подфарника для VAZ 21011. Все эти детали взаимозаменяемы с VAZ 2101, и, что самое главное, в дальнейшем у вас не возникнет проблем с поиском нужной светотехники.

Материал. Для удешевления некоторых светотехнических средств заводы-изготовители заменяют металлические корпуса пластмассовыми. В наше время указатели поворота из пластмассы для «Волги» GAZ 24 и подфарники для «москвичей-412» и 2140 практически полностью вытеснили металлические. Еще сопротивляются «копеечные» указатели поворота и «шестерочные» подфарники. А истинным ценителям «металла» хотим предложить «развал», где такую светотехнику пока еще продают, даже новую.

Конечно, где-нибудь можно купить любую деталь — даже от неразборного, неразъемного узла. Можно выторговать цену, в несколько раз меньшую начальной. Можно наткнуться на партию «нулевых» фонарей от «эмки». Но это, согласитесь, случайности. А рынок (в том числе автозапчастей), по большому счету, подчиняется строгим закономерностям. И они говорят: не ищите зря!

Блок-фара для VAZ 2108. Такая же установлена на Izh 2126 «Орбита», но просят за нее на 10–20 рублей больше — за операцию по демонтажу «лишнего» указателя поворота. Лучше сделайте это сами.

Фара дальнего света, оптический элемент, рассеиватель на VAZ 2106. Что купить — решать вам.

Корпус+плата=фонарь.

Фара для «Москвича-2141», GAZ 31029/">GAZ 31029, GAZ 3110, "Газели". Отдельно можно купить только стекло.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии