Эко диво экоралли

ЭКО ДИВО ЭКОРАЛЛИ

]

ИСПЫТАНИЯ

Экономим топливо

ЭКО ДИВО ЭКОРАЛЛИ

Меньше 5 литров на 100 км Вам по силам?

Вадим КРЮЧКОВ

Нынче для очень многих каждый визит на бензоколонку сродни подходу тяжелоатлета к штанге. Знакомясь со свежими цифрами на ценнике, стараешься угадать — выдержит ли теперь семейный бюджет заправку полного бака или надломится, так и не взяв вес. Повлиять на цены мы, увы, не в состоянии — придется потуже затянуть пояса. А может поискать пути экономии горючего?

Проблема эта сейчас столь актуальна, что заинтересовала Волжский автозавод, организовавший экологическое ралли журналистов «АвтоВАЗ-2000». Собственно, сама идея ралли, в которых главным критерием мастерства экипажа становится не скорость прохождения спецучастков, а сэкономленные литры топлива, не нова. В прошлом подобные состязания проводились регулярно, организовывал их и журнал «За рулем». Но надо отдать должное тольяттинцам, обычно не отличающимся расторопностью: на сей раз они быстро отреагировали «на злобу дня». Аккурат в ходе осеннего повышения цен на бензин.

Итак, десяти экипажам, представляющим весьма уважаемые издания, за три дня надо было одолеть дорогу от Москвы до Тольятти. Дистанция — 1100 км по обычным шоссе. Маршрут разбит на три участка или, по-раллийному, секции. Первая — отрезок Москва — Нижний Новогород, вторая — от Нижнего до Чебоксар и заключительная — Чебоксары — Тольятти. Автомобили — серийные VAZ 2112 с 16-клапанными двигателями — предоставил АвтоВАЗ. Чтобы качество топлива оставалось неизменным, колонну участников ралли сопровождал бензовоз с эталонным АИ-95 от нефтяной компании «Юкос». Перед стартом каждого этапа баки «двенадцатых» заправляли под завязку и пломбировали. После финиша снова доливали до полного с помощью мерных емкостей, определяя расход топлива с точностью до 0,1 литра.

Незадолго до начала состязаний организаторы обнародовали прогноз вазовских специалистов: ни один журналистский экипаж не сможет «привезти» средний расход топлива меньше 5 литров на 100 км. Видимо, заводчане хорошо знали возможности собственных машин. Но вот водительские навыки работников прессы они явно недооценили. На первом же перегоне прогноз опровергли семь экипажей из десяти! Лучший показатель на участке Москва — Нижний Новгород — 4,12 л/100 км при средней скорости 66,22 км/ч. Без ложной скромности отметим, что принадлежит он нам, «зарулевцам».

Следующие секции оказались куда сложнее. Организаторы задали достаточно жесткий режим движения с высокими скоростями, местность стала холмистой, временами шел дождь. Все это отнюдь не способствовало экономии топлива. Однако после финиша ралли и долгих подсчетов выяснилось: шести экипажам все же удалось удержать средний расход ниже 5 литров на 100 км. Заметим, речь идет не об отдельных участках, а обо всем маршруте протяженностью 1102,2 км.

А теперь поделимся нашими «секретами», расскажем, как экономить топливо на автомобилях «десятого» семейства с 16-клапанными двигателями.

Правило первое — при езде по трассе пользуйтесь только пятой передачей. При этом с учетом особенности мотора и коробки передач выбирайте такой режим движения, чтобы обороты были в пределах 1900–2300 об/мин, скорость 65–85 км/ч. Почему, спросите, неэффективен принцип, чем тише, тем лучше? При скорости ниже 60 км/ч на пятой передаче обороты падают и двигатель перестает «тянуть». Малейший уклон, и для поддержания скорости вам придется слишком сильно давить на газ, что сведет на нет экономию.

Правило второе — как можно реже пользуйтесь педалями тормоза, газа, сцепления и рычагом переключения передач. Помните — за торможением следует разгон, который опустошает ваш карман, так что старайтесь ехать равномерно. Загодя просчитывайте обгоны и проезд перекрестков со светофорами. Представьте, будто автомобиль — лодка, скользящая по течению. Вы когда-нибудь видели, чтобы она это делала рывками?

Правило третье — по возможности используйте накат. Если после спуска прямая — скатывайтесь вниз на нейтрали. Чем больший ход наберет машина, тем лучше. Потом, когда скорость упадет до 70 км/ч, включайте пятую передачу. Если же вслед за уклоном следует крутой подъем, забудьте о накате. Разгоните машину с горки на пятой передаче, плавно нажимая на газ. Выбирайте такую скорость, чтобы ее хватило для завершения подъема без переключения передач и топтания педали акселератора. В идеальном случае к вершине подъема спидометр должен показывать 70–75 км/ч, передача пятая, газ почти в том же положении, что при движении по прямой. Впрочем, если отрешиться от конкретных цифр, эти правила справедливы для большинства серийных автомобилей с пятиступенчатыми коробками передач.

Под занавес — о результатах спортивных. Второе место, показатель 4,7 л/100 км, кубки, награды стали для экипажа «За рулем» лишь утешением. Мы лидировали на протяжении всего соревнования. К началу третьей секции имели значительный отрыв от ближайшего преследователя. К сожалению, подвела техника. Созданный в первые дни запас позволил остаться на подиуме, но его не хватило для удержания первого места. На собственном опыте и опыте других экипажей убедились — подготовка автомобилей к экоралли могла бы быть и лучше. Первое место завоевали представители газеты «Клаксон», третье — у экипажа из «Авторевю».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии