Похож, да не тот...

ПОХОЖ, ДА НЕ ТОТ...

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Не перепутай

ПОХОЖ, ДА НЕ ТОТ...

Тридцать лет выпускают "жигули", многие их детали не единожды изменяли и модернизировали. Подойдут ли новые к старым машинам и наоборот?

Алексей НИКОЛАЕВ

Однотипные детали двигателей одного и того же завода перепутать при покупке, пожалуй, проще всего - порой лишь прихваченный из дома штангенциркуль позволит избежать роковой ошибки. Еще обиднее тем опытным, мастеровым автовладельцам, которых подвела привычка - дескать, не раз лично перебирал потроха - знаю, как выглядит эта штука. А вот и не знает, ведь завод мог внедрить деталь нового образца, либо вовсе не взаимозаменяемую с прежней, либо применимую на старом моторе только в комплекте с другими, тоже модернизированными деталями. Зачем же учиться на собственных ошибках, когда перед вами раскрыт журнал - наша серия "Не перепутай" продолжается.

Блок цилиндров 2103-1002011: а - старого образца с отверстием под масляный щуп (показано стрелкой); б - нового образца без отверстия. С 1970 по 1995 год на двигателях, предназначенных для "жигулей", масляный щуп вставляли в отверстие на приливе блока цилиндров, тогда как на моторах для "нив" - в специальную трубку крышки сапуна, чтобы можно было проверить уровень масла, не вынимая из моторного отсека запасное колесо. В 1995 году ВАЗ унифицировал детали и с тех пор на всех ныне выпускаемых "классических" моторах применяет "нивовский" вариант щупа.

Держатель заднего сальника коленвала 2108-1005183: а - старого образца с тремя центрирующими выступами (показаны стрелками); б - нового образца, выпускаемый с 1992 года, с пятью выступами (показаны стрелками). Обе детали взаимозаменяемы для всех моторов семейств 2108 и 2110, но вторая предпочтительней, поскольку лучше центрирует сальник по фланцу коленвала, обеспечивая его равномерный износ и долгую службу.

Штуцер вентиляции картера моторов переднеприводных машин: а - 2108-1014213 (проходной диаметр 19,5 мм, под шланг - 26 мм) - только для 8-клапанных моторов семейства 2108, выпущенных до 1986 года; б и в - 2108-1014213-01 (проходной диаметр 26 мм, под шланг - 30,5 мм) - старого образца, выпускавшийся с 1986 по 1999 год и нового образца (с буртиком), выпускающийся с 1999 года - для всех 8-клапанных моторов 2108, кроме первых двух лет выпуска, причем деталь "в" предпочтительней - соединение со шлангом плотнее; г - 2112-1014213 (проходной диаметр 30 мм, под шланг - 34,5 мм) - для 16-клапанных моторов ВАЗ.

Заглушка отверстия под масляный щуп: а - 2101-1009055+2121-1009060 (из двух деталей) старого образца (1977-1983 гг.); б - 2121-1009057 нового образца (1983-1995 гг.). Применялась на "нивах" для герметизации невостребованного отверстия в блоке двигателя старого образца. Пригодится и для "жигулевского" мотора со старым блоком (выпуска до 1995 года), если придется перейти на новый комплект системы вентиляции картера: крышка сапуна, щуп, шланги.

Указатель уровня масла (щуп): а - 2101-1009050 для двигателей всех моделей "жигулей", выпущенных до 1995 года (вставляется в отверстие блока старого образца), расстояние от опорной пластины до метки "min" - 170 мм, от "min" до "max" - 16 мм; б - 2121-1009050 - для двигателей "нив" всех лет выпуска, от опорной пластины до метки "min" - 440 мм, от "min" до "max" - 24 мм; в - 2108-1009050 для всех 8-клапанных моторов семейства 2108, от опорной пластины до метки "min" - 240 мм, от "min" до "max" - 20 мм; г - 2103-1009050 нового образца для "жигулей", начиная с 1995 года (вставляется в трубку крышки сапуна), расстояние от опорной пластины до метки "min" - 430 мм, от "min" до "max" - 17 мм. Все показанные на фото щупы ставят на машины для внутреннего рынка, на экспортных они покрасивей.

Крышка маслонасоса 2108-1011052: а - старого образца с одной высокой бобышкой под винт М6х50 (показана стрелкой); б - нового образца, выпускаемая с 1993 года, на которой все бобышки одинаковой высоты под унифицированные винты М6х30. Обе детали взаимозаменяемы для всех карбюраторных моторов "Самары" и "Оки" с применением соответствующего комплекта винтов.

Крышка сапуна: а - 2101-1014210 старого образца, применявшаяся на двигателях "жигулей" первых ("итальянских") выпусков; б - 2101-1014210-01, модернизированная для любых "жигулевских" моторов, выпущенных до 1995 года; в - 2121-1014210 для двигателей "нив" 1977-1986 гг. выпуска, то есть с одноконтурной системой вентиляции картера и карбюратором типа "Вебер"; г - 2121-1014210-10 с боковым патрубком малого контура вентиляции картера для "нив" с карбюратором "Озон" (с 1986) и всех бензиновых двигателей "жигулей", начиная с 1995 года, то есть ныне - единая унифицированная.

Болт крепления крышки шатуна: а - 2101-1004062 с лыской на головке для всех вазовских шатунов с запрессованным поршневым пальцем, применяемых на моторах 1,2-1,6 л "жигулей" и "нив", а также 0,65-1,5 л "Самары" и "Оки", кроме тех, что с индексами 2110 и 2112; б и в - 21213-1004062 с круглыми головками, соответственно, старого и нового образца для всех вазовских шатунов с плавающим поршневым пальцем, применяемых на моторах последних этапов модернизации: объемом 1,7-1,8 л для "жигулей" и "нив", а также 8- и 16-клапанных с индексом 2110 и 2112. Болт с винтовой накаткой, выпускаемый с 1999 года, предпочтительней, поскольку наиболее точно и плотно садится в отверстие шатуна.

Гайка болта крепления крышки шатуна (М9х1, S=14): а - 12555020 для всех вазовских шатунов с запрессованным поршневым пальцем, но может быть использована и на шатунах с плавающим пальцем; б - 21213-1004067 с буртиком только для шатунов 21213-1004045 и 2110-1004045 с плавающим пальцем.

Передний подшипник скольжения (разрезная втулка) валика привода маслонасоса 2101-1011240: а - старого образца с прямым стыком; б - нового образца (с 1996 года) с язычковым замком на стыке (показан стрелкой). Независимо от изготовителя (сталеалюминиевые подшипники делает завод ЗМЗ, а сталебронзовые - ДААЗ) обе детали взаимозаменяемы для всех моторов "жигулей" и "нив", но вторая предпочтительней, поскольку не заклинивает при запрессовке от смещения концов ленты.

Болт крепления головки блока: а - 2107-1003271 (длина резьбы 30 мм) для моторов "жигулей" и "нив" объемом до 1,6 л; б - 21213-1003271 (длина резьбы 70 мм), унифицированный для всех классических моторов ВАЗ с 1996 года. Второй болт предпочтителен и для малообъемных двигателей, поскольку сделан из более прочной стали.

Успокоитель цепи: 2101-1006100 для короткоходных двигателей "жигулей" с индексами 2101 и 21011 (1,2 и 1,3 л); б - 2103-1006100 с измененным углом наклона для длинноходных моторов "жигулей" и "нив" (1,5 и 1,6 л) - помечен выступающей риской на рабочей поверхности (показана стрелкой).

Гайка крепления шкива коленвала: а - 2101-1005054 старого образца с храповиком; б - 2105-1005054 без храповика, устанавливается на все моторы "жигулей" с 1993 года, "нив" - с 1998 года. Обе детали взаимозаменяемы, но бывалые предпочитают даже на современные машины ставить храповик в комплекте с радиатором системы охлаждения старого образца. Проделав отверстие в бампере, можно пользоваться заводной рукояткой - она не только многократно облегчает обслуживание автомобиля, но и бережет стартер с батареей, позволяя прокрутить закоченевший мотор перед пуском морозным утром. А любителей зимней охоты и рыбалки рукоятка не раз выручала, помогая завести машину с развалившимся "бендиксом" стартера.

Прокладка под распределитель зажигания: а - 2101-3706700 из асбеста или фритекса для "жигулей" и "нив" по одной штуке на двигатели 1,2-1,6 л и по две штуки на 1,7 л; б - 21213-3706700 металлическая толщиной 0,8 мм только для моторов 1,7 л.

Шайба маховика: а - 2101-1005128 с центральным отверстием диаметром 30 мм для двигателей "жигулей", "нив" и "Оки"; б - 2108-1005128 с центральным отверстием диаметром 40,5 мм для моторов "самар" и машин семейства 2110.

Подпишитесь на «За рулем» в