Похож, да не тот...

ПОХОЖ, ДА НЕ ТОТ...

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Не перепутай

ПОХОЖ, ДА НЕ ТОТ...

Тридцать лет выпускают «жигули», многие их детали не единожды изменяли и модернизировали. Подойдут ли новые к старым машинам и наоборот?

Алексей НИКОЛАЕВ

Однотипные детали двигателей одного и того же завода перепутать при покупке, пожалуй, проще всего — порой лишь прихваченный из дома штангенциркуль позволит избежать роковой ошибки. Еще обиднее тем опытным, мастеровым автовладельцам, которых подвела привычка — дескать, не раз лично перебирал потроха — знаю, как выглядит эта штука. А вот и не знает, ведь завод мог внедрить деталь нового образца, либо вовсе не взаимозаменяемую с прежней, либо применимую на старом моторе только в комплекте с другими, тоже модернизированными деталями. Зачем же учиться на собственных ошибках, когда перед вами раскрыт журнал — наша серия «Не перепутай» продолжается.

Блок цилиндров 2103–1002011: а — старого образца с отверстием под масляный щуп (показано стрелкой); б — нового образца без отверстия. С 1970 по 1995 год на двигателях, предназначенных для «жигулей», масляный щуп вставляли в отверстие на приливе блока цилиндров, тогда как на моторах для «нив» — в специальную трубку крышки сапуна, чтобы можно было проверить уровень масла, не вынимая из моторного отсека запасное колесо. В 1995 году ВАЗ унифицировал детали и с тех пор на всех ныне выпускаемых «классических» моторах применяет «нивовский» вариант щупа.

Держатель заднего сальника коленвала 2108–1005183: а — старого образца с тремя центрирующими выступами (показаны стрелками); б — нового образца, выпускаемый с 1992 года, с пятью выступами (показаны стрелками). Обе детали взаимозаменяемы для всех моторов семейств 2108 и 2110, но вторая предпочтительней, поскольку лучше центрирует сальник по фланцу коленвала, обеспечивая его равномерный износ и долгую службу.

Штуцер вентиляции картера моторов переднеприводных машин: а — 2108–1014213 (проходной диаметр 19,5 мм, под шланг — 26 мм) — только для 8-клапанных моторов семейства 2108, выпущенных до 1986 года; б и в — 2108-1014213-01 (проходной диаметр 26 мм, под шланг — 30,5 мм) — старого образца, выпускавшийся с 1986 по 1999 год и нового образца (с буртиком), выпускающийся с 1999 года — для всех 8-клапанных моторов 2108, кроме первых двух лет выпуска, причем деталь «в» предпочтительней — соединение со шлангом плотнее; г — 2112–1014213 (проходной диаметр 30 мм, под шланг — 34,5 мм) — для 16-клапанных моторов ВАЗ.

Заглушка отверстия под масляный щуп: а — 2101-1009055+2121-1009060 (из двух деталей) старого образца (1977–1983 гг.); б — 2121–1009057 нового образца (1983–1995 гг.). Применялась на «нивах» для герметизации невостребованного отверстия в блоке двигателя старого образца. Пригодится и для «жигулевского» мотора со старым блоком (выпуска до 1995 года), если придется перейти на новый комплект системы вентиляции картера: крышка сапуна, щуп, шланги.

Указатель уровня масла (щуп): а — 2101–1009050 для двигателей всех моделей «жигулей», выпущенных до 1995 года (вставляется в отверстие блока старого образца), расстояние от опорной пластины до метки «min» — 170 мм, от «min» до «max» — 16 мм; б — 2121–1009050 — для двигателей «нив» всех лет выпуска, от опорной пластины до метки «min» — 440 мм, от «min» до «max» — 24 мм; в — 2108–1009050 для всех 8-клапанных моторов семейства 2108, от опорной пластины до метки «min» — 240 мм, от «min» до «max» — 20 мм; г — 2103–1009050 нового образца для «жигулей», начиная с 1995 года (вставляется в трубку крышки сапуна), расстояние от опорной пластины до метки «min» — 430 мм, от «min» до «max» — 17 мм. Все показанные на фото щупы ставят на машины для внутреннего рынка, на экспортных они покрасивей.

Крышка маслонасоса 2108–1011052: а — старого образца с одной высокой бобышкой под винт М6х50 (показана стрелкой); б — нового образца, выпускаемая с 1993 года, на которой все бобышки одинаковой высоты под унифицированные винты М6х30. Обе детали взаимозаменяемы для всех карбюраторных моторов «Самары» и «Оки» с применением соответствующего комплекта винтов.

Крышка сапуна: а — 2101–1014210 старого образца, применявшаяся на двигателях «жигулей» первых («итальянских») выпусков; б — 2101-1014210-01, модернизированная для любых «жигулевских» моторов, выпущенных до 1995 года; в — 2121–1014210 для двигателей «нив» 1977–1986 гг. выпуска, то есть с одноконтурной системой вентиляции картера и карбюратором типа «Вебер»; г — 2121-1014210-10 с боковым патрубком малого контура вентиляции картера для «нив» с карбюратором «Озон» (с 1986) и всех бензиновых двигателей «жигулей», начиная с 1995 года, то есть ныне — единая унифицированная.

Болт крепления крышки шатуна: а — 2101–1004062 с лыской на головке для всех вазовских шатунов с запрессованным поршневым пальцем, применяемых на моторах 1,2–1,6 л «жигулей» и «нив», а также 0,65–1,5 л «Самары» и «Оки», кроме тех, что с индексами 2110 и 2112; б и в — 21213–1004062 с круглыми головками, соответственно, старого и нового образца для всех вазовских шатунов с плавающим поршневым пальцем, применяемых на моторах последних этапов модернизации: объемом 1,7–1,8 л для «жигулей» и «нив», а также 8- и 16-клапанных с индексом 2110 и 2112. Болт с винтовой накаткой, выпускаемый с 1999 года, предпочтительней, поскольку наиболее точно и плотно садится в отверстие шатуна.

Гайка болта крепления крышки шатуна (М9х1, S=14): а — 12555020 для всех вазовских шатунов с запрессованным поршневым пальцем, но может быть использована и на шатунах с плавающим пальцем; б — 21213–1004067 с буртиком только для шатунов 21213–1004045 и 2110–1004045 с плавающим пальцем.

Передний подшипник скольжения (разрезная втулка) валика привода маслонасоса 2101–1011240: а — старого образца с прямым стыком; б — нового образца (с 1996 года) с язычковым замком на стыке (показан стрелкой). Независимо от изготовителя (сталеалюминиевые подшипники делает завод ЗМЗ, а сталебронзовые — ДААЗ) обе детали взаимозаменяемы для всех моторов «жигулей» и «нив», но вторая предпочтительней, поскольку не заклинивает при запрессовке от смещения концов ленты.

Болт крепления головки блока: а — 2107–1003271 (длина резьбы 30 мм) для моторов «жигулей» и «нив» объемом до 1,6 л; б — 21213–1003271 (длина резьбы 70 мм), унифицированный для всех классических моторов ВАЗ с 1996 года. Второй болт предпочтителен и для малообъемных двигателей, поскольку сделан из более прочной стали.

Успокоитель цепи: 2101–1006100 для короткоходных двигателей «жигулей» с индексами 2101 и 21011 (1,2 и 1,3 л); б — 2103–1006100 с измененным углом наклона для длинноходных моторов «жигулей» и «нив» (1,5 и 1,6 л) — помечен выступающей риской на рабочей поверхности (показана стрелкой).

Гайка крепления шкива коленвала: а — 2101–1005054 старого образца с храповиком; б — 2105–1005054 без храповика, устанавливается на все моторы «жигулей» с 1993 года, «нив» — с 1998 года. Обе детали взаимозаменяемы, но бывалые предпочитают даже на современные машины ставить храповик в комплекте с радиатором системы охлаждения старого образца. Проделав отверстие в бампере, можно пользоваться заводной рукояткой — она не только многократно облегчает обслуживание автомобиля, но и бережет стартер с батареей, позволяя прокрутить закоченевший мотор перед пуском морозным утром. А любителей зимней охоты и рыбалки рукоятка не раз выручала, помогая завести машину с развалившимся «бендиксом» стартера.

Прокладка под распределитель зажигания: а — 2101–3706700 из асбеста или фритекса для «жигулей» и «нив» по одной штуке на двигатели 1,2–1,6 л и по две штуки на 1,7 л; б — 21213–3706700 металлическая толщиной 0,8 мм только для моторов 1,7 л.

Шайба маховика: а — 2101–1005128 с центральным отверстием диаметром 30 мм для двигателей «жигулей», «нив» и «Оки»; б — 2108–1005128 с центральным отверстием диаметром 40,5 мм для моторов «самар» и машин семейства 2110.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии