От советского Левши: палец вместо насоса, велодвигатель, Ермак из НАМИ

Как в СССР экономили металл, создавали комфорт водителям и пассажирам и решали другие насущные задачи, вспоминает эксперт ЗР Михаил Колодочкин. Есть вопросы? Задавайте! Электронная почта: kolodochkin@zr.ru.

ПОЛТОРА АВТОБУСА

Как увеличить число мест в небольшом автобусе? Можно пристроить к нему прицеп! Так в 1959 году появился на свет ПАЗ‑750 — эдакий кусочек автобуса без кабины и моторного отсека. Его создавали для перспективного ПАЗ‑672, а также капотного ПАЗ‑671А. От классической рулевой трапеции быстро отказались, потому что с ней прицеп выписывал кренделя на дороге, - в итоге переднюю ось разместили на поворотном круге, как у обычных прицепов. В дальнейшем испытания протекали нормально, однако вскоре наверху решили, что любой пассажирский поезд подобного типа априори опасен. Зеленый свет затее так и не дали.

ПАССАЖИРОВ НЕ БЕРЕМ!

Полвека назад создателям нового самосвала МАЗ поставили задачу: надо обеспечить экономию металла, снизить площадь остекления кабины, убрать спальное место, облегчить доступ к мотору. В рамках этих требований был создан семитонный МАЗ‑510 с оригинальной одноместной кабиной. Однако экономия аукнулась неважной эргономикой тесной кабины и повышенным расходом топлива из-за ухудшения аэродинамики: часть самосвального кузова оказалась неприкрытой от встречного потока воздуха. Возможно, что все эти доводы были отчасти надуманными —- взять ту же аэродинамику... Необычная машина успешно прошла заводские испытания, но минусов в ней всё-таки оказалось больше, чем плюсов, а потому от подобной экономии решили отказаться.

ПЕДАЛИРУЕМ ГАЗУЛЬКУ

В 1956 году, когда любой транспорт — от мопеда до автомобиля — был дефицитом, в Ленинграде организовали выпуск велодвигателей семейства Д. Особенностью моторчиков была их самобытность — конструкцию ни с чего не копировали! Двигатели семейства Д устанавливали на мотовелосипеды рижского, львовского, пензенского и харьковского заводов. За сорок с лишним лет выпустили примерно 11 миллионов экземпляров. Каких только прозвищ не было у этих моторчиков и соответствующих двухколесных транспортных средств! «Дэшник», «дырчик», «газулька»… Впрочем, некоторые автомобильные историки утверждают, будто бы слово «газулька» связано с тем, что подобные движки устанавливали на велосипеды, с которых снимали педали, заменяя их подножками. А раз нет тормозов, то остается только газ — так и возникла «газулька»…

БОЕЦ НА ПОДУШКЕ

Боевой цельнометаллический вездеход на воздушной подушке Л‑5, созданный в СССР восемьдесят лет назад, был оснащен двумя авиационными двигателями воздушного охлаждения — по 850 л.с. каждый. Он развивал на воде скорость свыше 130 км/ч и не боялся шторма до четырех баллов. При этом успешно двигался над сплошным льдом и, конечно же, лихо выбирался на сушу, преодолевая болота, бревенчатые заграждения и прочие неприятности. Машина могла разворачиваться почти на месте. Из недостатков уникальной конструкции отмечали шумность двигателей, а также их склонность к перегреву при длительной эксплуатации. Изготовили множество вариантов вездехода, но затем началась Вторая мировая война, а потому до массового производства дело не дошло.

ЕРМАК ИЗ НАМИ

Масса 21 тонна, длина 10,75 метра, колесная формула 6×6, глубина преодолеваемого снежного покрова — до полутора метров! Таким был автомобиль НАМИ‑076 Ермак, созданный в 1963 году. Тягач-лесовоз на армейском шасси с танковым двигателем мощностью 320 л.с. оснащался трехступенчатой гидромеханической коробкой передач. Конструкция лесовоза предусматривала использование двухступенчатой раздаточной коробки с блокируемым дифференциалом. Его оснастили автоматической системой изменения давления в шинах. Внешне Ермак был узнаваем по короткой кабине, вынесенной на передний свес рамы. Испытания он прошел на отлично, и приняли решение производить машину на Могилевском автомобильном заводе. Однако тут же последовали указания что-то немного видоизменить, переделать… А затем МоАЗ сосредоточился на карьерных самосвалах, после чего производство Ермаков пришлось прекратить.

ПАЛЕЦ ВМЕСТО НАСОСА

На первых Жигулях ВАЗ‑2101 и ВАЗ‑2102 не было электрического насоса стеклоомывателя — его заменял… палец водителя. В левой части торпедо находилась резиновая кнопка-диафрагма, на которую нужно было нажимать, чтобы подать жидкость на ветровое стекло. При каждом нажатии омывайка выталкивалась через выпускной клапан к жиклерам. Распрямляясь, диафрагма засасывала жидкость в полость через впускной клапан. А сам бачок, сделанный из поливинилхлорида, был похож на медицинскую грелку, притулившуюся на брызговике левого крыла.

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (87)

Самые новые

====================
Заработок от 6OOO рублей в день!
БЕЗ ваших усилий и ежедневной работы!
Вот вам — нужен заработок в интернете?
Так, чтобы без обмана и доход хороший — порядка 6ООО рублей в день!
Да... Именно готовый заработок, а не какой-то бесполезный курс!
Подробности узнаете перейдя по ссылке ссылка
====================

906345906345906345906345906345906345

906345906345906345906345

Ответить#
0

Двигатель газульки действительно полностью наша разработка. Из особенностей стоит отметить золотник на впуске, причем оригинальной конструкции, смесь от карбюратора поступала в кривошипную камеру через цапфу коленчатого вала, которая для этой цели представляла из себя трубу. Золотник позволял выдать не плохой крутящий момент, а он нужен был ведь КПП отсутствовала. Но в любом случае мотору всегда можно было помочь педалями...

Ответить#
+1

Ножной привод омывателя имел контакты под 4х штекерную колодку.Нажимаешь ногой — щётки взмах делают.А на кнопочном не помню — был он завязан с электрикой или нет.

Ответить#
0

Не было раньше такого. Впервые на 2103 появилось. Это отметили и в №1 за 1974 год, назвав удобным усовершенствованием. По мне мне так это только неудобство вызывает. Хочешь просто брызнуть на стекло или проверить омыватель, так тут эти щётки дёргаются. Зачем?

Ответить#
0

Из-за этого «пальца вместо насоса» чуть в аварию не попал.
Ехали по улице, движение довольно плотное было. А какой-то умник решил всех объехать справа, по снежной каше. Меня накрыло этой грязью так, что в машине темно стало. А в «копейке» моей мало того, что омывайка пальцем на стекло подавалась (слева от руля), так еще и дворники включались клавишей на торпедо (справа от руля), и во все эти кнопки и клавиши надо было попасть в темноте. Хорошо, что никто впереди меня не затормозил. На следующий же день пошел покупать современный подрулевой переключатель.

Ответить#
0

Я сам ставил от 21011

Ответить#
0

От чего ставил, уже не вспомню, но радовался недолго — «копеечный» переключатель силовой, а купленный был коммутирующий. Поэтому при включении света очень быстро сгорел. Пришлось переделывать всю проводку.

Ответить#
0

Я еще фары через релюшки пустил. Очень хотелось:)

Ответить#
0

Дворники можно и без омывателя включать. Я часто так делаю, может правда песком стекло затереть, но у меня пока такого не было ниразу.

Ответить#
0

«газовые» мопеды так называли из-за отсутствия коробки передач, моторчики такие, кстати, до сих пор выпускают в Китае.

Ответить#
0

Можно конкретизировать- не палец вместо насоса, а палец ПРИВОД насоса.Было дело, пользовался в середине 70-ых...

Ответить#
+2

Комментарий удален

#
0

Не буду с этим спорить:)

Ответить#
0

Механический омыватель не ради экономии был, а просто в духе того времени. Были в то время и с ножным приводом и ручная «потягайка» на себя, электрических просто еще не было, их эра в СССР и началась с жигулей.

Ответить#
0

С Жигулей или с Москвича-2140? Он вроде чуть раньше шестёрки появился.

Ответить#
0

Я про экономию, вроде бы, и не говорил... Хотя электрический все-таки гораздо удобнее, да и проще, как мне кажется...

Ответить#
0

Кстати, цвет ВАЗ-2101 на фото немного не соответствует действительности. Это и от фотоаппарата зависит. Реальный васильковый цвет был несколько светлее.

Ответить#
0

Фото позаимствовал — сорри

Ответить#
0

Помню,были «копейки» алого цвета — почти оранжевые,яркие.У них ещё передние подфарники были белые и «горбатые».И вот это сочетание алого с белой светотехникой и хромированными клыками как-то агрессивно смотрелось и мне совсем не нравилось.И почему-то именно копейки имели такой окрас. 011 и др. не видел с таким цветом.

Ответить#
0

Первые 2101 были семи цветов —- это я прекрасно помню. За названия не ручаюсь, но смысл такой: белый, св.-голубой, вишневый, серый, палевый, темно-зеленый и синий

Ответить#
0

Помню каждый...

Ответить#
0

А вот этот ярко-ало-агрессивнокрасный как назывался?Не коррида?Это был заводской окрас.Помню во дворе такая копейка появилась.Новая,явно заводского окраса — году,примерно,в 81м.

Ответить#
0

Я, честно говоря, не понял, о каком цвете речь идёт. А последующие модели в него окрашивали? Фото бы...

Ответить#
0

Корриду хорошо помню, но её вряд ли можно назвать ярко-алой.

Ответить#
0

Фото нет,но помню.Коррида потемнее будет.Москвичи 412 в этот цвет окрашивали.А этот цвет можно представить как корриду с оранжевым оттенком и ярче — алый с оранжевым.Ещё был цвет,который не упомянули,в народе называемый «кирпичным».В него окрашивали и москвичи и «шиньоны» и жигули всех моделей.

Ответить#
0

Что за кирпичный, в который окрашивали все Жигули?

Ответить#
0

Кирпичный — по оттенку половую краску напоминает.

Ответить#
0

Ещё не упомянули жёлтый.

Ответить#
0

Жёлтый, красный, васильковый и прочие яркие позже появились.

Ответить#
0

это позже появилось

Ответить#
0

У нас светло-голубой был в 1971 году. Номер 77–47 свф.

Ответить#
0

Св.-голубой. 1972 г. 25–15 мкт

Ответить#
0

Игорь, там, как всегда, без ляпов не обошлось. На каком двигателе впервые появился полнопоточный фильтр? Уж точно не на ВАЗ-2101. Москвич-412 его уже имел к тому времени.

Ответить#
0

А автоматическая регулировка зазоров между колодками и барабаном? Я видел и на Чайке ГАЗ-13 такие цилиндры. Но не знаю, с самого начала на ней появились, или потом пошли.

Ответить#
0

Самодельные конструкции были ссылка и здесь ссылка

Ответить#
0

Насчёт ГАЗ-51П вот не знаю. Слышал, что были всё же тормоза (гидравлические, естественно). ГВУТ на них стоял точно. И вообще, я толком не понял, где их делали и как. Вроде как полукустарные были.

Ответить#
0

Про Газ 51П знаю точно.Водитель из автобазы на таком работал.Говорил,что ГВУТ действительно на нем появился.Из расчета,что пульман нужно нужно «держать» посерьезнее.чем одиночку.Но вот тормозов на пульмане не было точно.Помню,в армии разбирал ГВУТ от Газ 66,и на мембране ГВУТа был выштампованный оттиск «51П» — т.е. ГВУТ от Газ 53 и 66 были в точь такими же.И в номенклатуре мембрана значилась «51П».

Ответить#
0

Я про тормоза здесь читал ссылка Хотя разные могли быть. Живые я видел, и много. Только тогда не задумывался над этим. В 1974 году читал в журнале, что на них впервые появился ГВУТ. То, что он аналогичен узлу ГАЗ-53, вполне логично.

Ответить#
0

В справочнике НИИАТ 84 про ЦКТБ А402 читал,но про его тормоза не знаю.Причем этот ЦКТБ стыковался к 51П и 52–06.А ещё вспомнил,что мост от газ 63 устанавливался в заводской комплектации.

Ответить#
0

7,6 ему ещё и мало.

Ответить#
0

Интересно,а бумажный воздушный у Москвича 412 сразу появился,или какое-то время после начала его выпуска.А-то если с началом выпуска,то тогда получается,что не в 70м появился,а раньше — в 67м.Помню,что у 408х был инерционно-маслянный дугообразной формы,если сверху посмотреть.Возможно, и 412й имел какую-нибудь переходную модель (?)

Ответить#
0

У Москвича-412 вначале был тоже инерционно-масляный фильтр. Надевался прямо на карбюратор. До какого года, точно сказать не могу. В книге есть описание.

Ответить#
0

Вот этот фильтр ссылка

Ответить#
0

Вот здесь ссылка про первые,разные технические решения в отечественном автомобилестроении

Ответить#
0

Интересно,а как у Паз 750 с тормозами проблема решалась?Тормоза-то гидравлические.Это пневмопривод со шлангами,соединительными головками можно было соединять-разъединять.Например,даже Шишига Газ 66 от середины 80х до окончания выпуска оснащалась пневмовыводами для прицепа,причём кран для управления пневмовыводами прицепа приводился гидравликой тягача.У шишиги-то тормоза были гидравлические с ВУТом.А на Газ 51П у прицепа тормозов и вовсе не было ссылка

Ответить#
0

Спасибо Михаил Вл. 70% информации для меня новость.

Ответить#
0

Пассажирский прицеп ПАЗ-750 был далеко не первым. Проводились во второй половине 50-х эксперименты, строили такие прицепы АРЕМКУЗ и в Борисове, тягали их автобусы ЗиС-155 и ЗиЛ-158. Но скорость автобусов-тягачей снижалась, двигатели не были рассчитаны на такую нагрузку, да и сами прицепы создавались что называется «на коленке».
Что касается МоАЗа, то он с трудом освоил производство самосвалов и оно было относительно незначительным. Длилось освоение самосвалов практически 15 лет. А основной продукцией завода были одноосные тягачи. Единственные в СССР, если не считать более тяжёлые БелАЗ-531, хотя те выпускали в меньшем количестве.

Ответить#
0

Спасибо, Владимир!

Ответить#
0

Я на Риге ездить начал в 12 лет. Мотовелосипеду Рига 2 Гауя на тот момент было 27 , с родным Д6. Расход как около 1.5 л на, бак был около 2 л. Движок работал как электродвигатель. Резина подвела если камеры подобрать можно было, то покрышки рассыпались. Так глядишь и моим детям бы покататься пришлось. А двигатель и д6 и д8 очень удачные были в отличие от двухскоростных со сцеплением в масляной ванне, что ставились на Карпаты и Дельту.

Ответить#
+5

По поводу ручного омывателя. Раньше вообще без таковых ездили. А вот рукой или ногой его приводить... Вроде как ногой удобнее. Так и ножные переключатели света удобны были.

Ответить#
+1

Мне ручные больше нравятся

Ответить#
+1

Ручные были на первых Жигулях, у нас в семье был 2101 1971 года, мне нравилось давить на резинку и смотреть на струйки воды на стекле. А когда вода заканчивалась, доставалось от отца за это. Потом, ближе к 80-м ставили ножной насос.

Ответить#
0

Куда стали ставить ближе к 80-м ножной насос? Ближе к 80-м уже все на электрические насосы перешли.

Ответить#
0

21011 —- сам видел

Ответить#
0

На 21013. У нас в семье второй автомобиль такой был. Около педали сцепления на щитке передка стоял.

Ответить#
0

Это могло на ранних выпусках стоять. Изначально на них так и было (на 21011). Потом перешли на электрические насосы.

Ответить#
0

Матиас, так ведь и я об  этом ;—))

Ответить#
0

ВАЗ-21011 появился в 1974 году. В каком году там появились электрические насосы, я точно не помню, но к 80-му уже были. В 1976-м пошли шестёрки. Они с самого начала были с электрическими омывателями. После 1976-го их стали внедрять на остальные модели.

Ответить#
0

21013 до 89 года с грушей были. Тазы в совке не модернизировали, а только упрощали.

Ответить#
0

Ничего подобного! На нашем ВАЗ-21013, купленном в 1982, стоял электрический насос. И модернизация шла постоянно

Ответить#
0

В 88-м знакомый купил новую(из последних) —013 с кнопкой.

Ответить#
0

Кое-какую информацию удалось найти ссылка

Ответить#
0

На моей первой машине Ваз 03 — 1979г.в. установлен был ножной привод.Т.е. не в 1976 году,а позже.

Ответить#
0

Возможно. Разные варианты могли в реальности появляться. Неужели на 21013 и позже мог ножной насос стоять? Вот не обращал никогда внимания.

Ответить#
0

Про 013 не знаю.Имел ввиду 2103(точнее 033)

Ответить#
0

Так я специально такое фото и нашел! на 21011 появился ножной, а потом стали применять подрулевой с тремя рычажками!

Ответить#
+1

Ножной на 2103 был. Кстати, помню, на ГАЗ-13 тоже.

Ответить#
0

Ермак хорош, слов нет... Кстати, у Могилёвского автозавода любопытная эмблема. ЗиК — завод имени Кирова. Не всякий поймёт, в чём дело.

Ответить#
0

Кстати, насчёт «газульки» — были у неё педали! Даже у «Риги» первых моделей с движком Д-6 они были.

Ответить#
+1

Я ее сам,к сожалению, не видел, поэтому высказался обтекаемо. Всех, кто знает больше, как всегда прошу высказываться.

Ответить#
0

Да! Да! Первые Риги были педальными. Даже 2-х скоростные. А ещё был велодвигатель Иртыш, Ставился под педальным узлом велосипеда и передавал на заднее колесо крутящий момент трением. Посуху ехал, а после лужи уже нет. И «Газульки» были, вместо педалей втыкали палку, чтоб ноги ставить, и вперёд!

Ответить#
0

Большое спасибо!

Ответить#
+1

Я, хоть и вырос в не очень большом городе, где было много всяких мопедов, но слово «газулька» никогда не слышал. Такие называли односкоростными.

Ответить#
0

У Риги11","Риги-13" педали были.А ещё был мотовелосипед ЗиФ — тоже с педалями.А вот у "дельты","карпат","мини-мокика" педалей уже не было.

Ответить#
+1

ВСЮ ЖИЗНЬ С ГРАЖДАНИНА ДРАЛИ ТРИ ШКУРЫ И ОБЛАПОШИВАЛИ И СОВАЛИ ВСЯКУЮ ДРЯНЬ..НИКТО И НИКОГДА НЕ СЧИТАЛСЯ С ИНТЕРЕСАМИ ГРАЖДАН....ЭТО Я ПРО СФЕРУ АВТОСТРОЕНИЯ.БЕДНАЯ КЛАССИКА НОЛЬ ОДИН-НОЛЬ СЕМЬ-40 ЛЕТ НА КОНВЕЙЕРЕ!!!!!НИ УСИЛИТЕЛЯ,НИ ДВИЖКА НОРМЛЬНОГО,НИ КОНДЕРА ЗАХУДАЛОГО....УЖАС.А ДРАЛИ ЗА НЕЕ В ТРИ ШКУРЫ!!!!И ЗАРПЛАТЫ МИЗЕР БЫЛИ-И СЕЙЧАС ТАКЖЕ.

Ответить#
-2

И что бы сделали Вы? Окажись на месте генсека, министра, директора?

Ответить#
+1

ВЗЯЛ БЫ ВМЕСТО 124АГО 123Й.ДЛЯ НАЧАЛА.

Ответить#
0

И что? Продавали бы по 500 рублей?

Ответить#
-1

судя по фотографии «ильича владимир» на месте генсека он ушел бы в беспросветный запой...

Ответить#
0

Ай-яй-яй!!! Совсем о людях не заботились! Автомобили без кондеев были! Мобильной связи не было, интернета! Как же так? А теперь только тем и заняты, что о людском благе думают. Прям с утра до ночи!

Ответить#
+5

Сейчас , как и тогда, думают о том чтобы производить побольше танков, ракет, атомных бомб и захватить весь мир. Проблемы рабов никого не волнуют.

Ответить#
+3

Дяденька, а вы кем работали? Ваши изделия за валюту с руками отрывали?

Ответить#
-1

А он скулил, наверное

Ответить#
0

Очень жаль, что все, обладающие истинным умением управлять государством, уже заняты как таксисты.

Ответить#
+11

:)

Ответить#
0

Или, как оппоненты в зарулёвских посиделках

Ответить#
0

ДУМАЕШЬ ТЫ ЧЕМТО БЛЕСНУЛ?

Ответить#
+3

:-)

Ответить#
-1