Жигулевское меню

ЖИГУЛЕВСКОЕ МЕНЮ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ЖИГУЛЕВСКОЕ МЕНЮ

В предыдущем номере

мы рассказали о технических требованиях к бензинам и моторным маслам, принятых ВАЗом для своих автомобилей. Сегодня — о трансмиссионных маслах и других эксплуатационных материалах.

Владимир ДОРФМАН,

начальник лаборатории ГСМ ВАЗа

ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА

ДЛЯ ЗАДНЕПРИВОДНЫХ И ПОЛНОПРИВОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (ТТМ 1.97.0716–98)

Эти масла представлены в табл. 1. По API они соответствуют группе GL-5. Правда, здесь не найдете известного ТАД-17и (по ГОСТ 23652–79). Выпуск его прекращен, поскольку фирма «Лубризол» уже не производит присадку «Англомол-99» — важную составляющую ТАД-17и.

Все перечисленные масла различных классов вязкости равноценны маслу ТАД-17и или превосходят его по качеству.

Сроки смены — в соответствии с руководствами по эксплуатации автомобилей.

ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА

ДЛЯ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (ТТМ 1.97.0728–98)

Более 10 лет в коробку «самар» заливали только моторные масла, которые не обеспечивали требуемой надежности и долговечности деталей. Делали это не от хорошей жизни. Традиционное ТАД-17и из-за особенностей конструкции синхронизаторов вело себя в коробках переднеприводных автомобилей еще хуже. Резьба на латунных кольцах, призванная срывать масляную пленку с муфт и уравнивать обороты валов, быстро забивалась отложениями. Синхронизатор переставал работать, заставляя коробку рычать при каждом переключении. Моторное масло сняло это проблему, зато породило другую: у него хуже противозадирные свойства. Любители разворачиваться задним ходом с заносом передка вскоре это почувствовали — оси сателлитов дифференциалов, работающих с пробуксовкой одного из колес, очень быстро изнашивались, становясь овальными. Такие же результаты давало долгое буксование одного из колес. Но из двух зол выбрали меньшее — дифференциал дешевле коробки передач, да и «рвать» машину вовсе необязательно.

В 1993 году на ВАЗе внедрили масло ТМ-5-9П для первой заправки всех агрегатов трансмиссии, причем в VAZ 2101...2107 и VAZ 2121—213 его сливают через 2–3 тыс. км, а в коробках передач семейства VAZ 2108, 2110 и 1111 оно служит 75 тыс. км. ТМ-5-9П поступает только на конвейер, но не в продажу. В 1996 году для коробок передач «самар» разработали специальное масло — «Рексол Т» SAE 80W-85 API GL-4 ТУ 38.301-41-164-96. В 1998-м получило допуск еще одно масло, отвечающее нашим ТТМ, — «Лукойл ТМ-4» SAE 80W-85 (ТУ 38.301-29-90-97), производство которого наготове. На этом эра моторного масла в коробках, надо полагать, закончится.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА (ТТМ 1.97.0729–98)

Они понадобились для первой заправки агрегатов трансмиссии всех моделей автомобилей. В технологию розлива, принятую на ВАЗе, не вписывались трансмиссионные масла двух марок. Прообразом универсального стало все то же ТМ-5-9П, применяемое для первой заправки агрегатов трансмиссии всех моделей автомобилей с 1993 года. Однако, как мы отметили, его противозадирные свойства невысоки, и оно не очень-то подходит для постоянной эксплуатации автомобилей с гипоидными передачами.

В 1998 году завершились многолетние исследования по созданию универсального трансмиссионного масла. ВАЗ планирует использовать его уже в этом году. Это «Омскойл Транс П» SAE 80W-85 по API типа GL-4/5 (ТУ 38.301-19-106-98).

Рекомендуемые диапазоны применения трансмиссионных масел даны в таблице 2. 

АНТИФРИЗЫ

(ТТМ ВАЗ 1.97.0717–98)

Срок службы антифризов (табл. 3) — три года или 60 тыс. км пробега автомобиля при условии сохранения концентрации 53±2% (плотность при 20°С 1,078±0,002 кг/л).

Обращаем внимание, что на рынке очень много антифризов, выпускаемых теми или иными предприятиями без допуска ВАЗа. Качество их никогда не проверяли, поэтому при покупке требуйте сертификат и название изготовителя.

ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ

(ТТМ ВАЗ 1.97.0738–98)

ТТМ распространяются на высококипящие тормозные жидкости, предназначенные для гидросистем тормозов и сцепления (табл. 4). Им удовлетворяет только одна из выпускаемых в России — «Роса» и ее модификации «Роса-3» и «Роса-Дот-4». Тормозную жидкость «Томь», хоть и не отвечающую требованиям ТТМ, можно применять в гидросистемах тормозов со сроком службы два года против трех лет у «Росы». А вот «Нева» исключена из карт смазки вазовских автомобилей, но в крайнем случае и ею можно пользоваться — при ежегодной замене.

Все эти жидкости совместимы друг с другом и могут смешиваться.

ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКИ

Ассортимент пластичных смазок (табл. 5), предназначенных для ВАЗов, ограничен. ТТМ на них пока не оформлены. В настоящее время завод ведет работу только по проверке и оформлению допусков на смазки зарубежного производства.

СТЕКЛООМЫВАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ

ТТМ на них тоже пока не готовы. В список (табл. 6) внесена новая марка — «Аспект», уже появившаяся в продаже.

ПРЕДПРИЯТИЯ-ИЗГОТОВИТЕЛИ

Их продукция включена в перечень эксплуатационных материалов, допускаемых ВАЗом для своих машин.

1. АО «Рязанский НПЗ», Рязань

2. АО «Уфанефтехим», Уфа

3. АО «Ангарская нефтехимическая компания», Ангарск Иркутской обл.

4. АО «Норси», Кстово Нижегородской обл.

5. АО «Славнефть-Ярославльнефтеоргсинтез», Ярославль

6. АО «Новокуйбышевский НПЗ», Новокуйбышевск Самарской обл.

7. АО «ЛУКойлПермьнефтеоргсинтез», Пермь

8. АО «Новоуфимский НПЗ», Уфа

9. АО «Спектр-Авто», Москва

10. АО «Омский НПЗ», Омск

11. АО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка», Волгоград

12. АО «Синтез», Дзержинск Нижегородской обл.

13. АО «Капролактам», Дзержинск Нижегородской обл.

14. АО «Оргсинтез», Казань

15. АО «Химические технологии», Казань

16. СП «Синион», Нижнекамск

17. Бердянский ОНМЗ, Бердянск, Украина

18. АО «Ярославский НПЗ им. Д. И. Менделеева», п. Константиновский Ярославской обл.

19. АО «Завод им. Шаумяна», С.-Петербург

20. АО «Кемеровохимпром», Кемерово

21. ЗАО «АО Аспект», Москва

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии