46
РЕТРОSAABІПредполетнаяСамолетное прошлое есть в исторических активах многих автопроизводителей, но именно шведский SAAB сумел выжать из этого факта своей биографии максимальные дивиденды. Первым «земным» продуктом стал SAAB 92из коллектива до этого не занимался машинами, а у большинства не было даже водительских прав. Может быть, поэтому у представителей SAAB до сих пор свой собственный, неповторимый стиль – создатели просто не знали, каким должен быть нормальный автомобиль. Первенца нарекли незатейливо – SAAB 92, не став ломать голову над звучным маркетинговым именем. Тем более что гражданская продукция компании носила индекс, начинавшийся с цифры 9. Так, SAAB 92 стал достойным продолжением самолетов Scandia 90 и Safir 91, а девятка присутствует в названии моделей до сих пор – традиции дороже рыночных ярлыков. За «девяносто вторым» последовал SAAB 93, затем родстер 94 Sonnet и универсал 95. Наконец, в 1960 году публике представили SAAB 96. Все по порядку. Первенец, получивший обозначение SAAB 92001 или Ursaab (приставка Ur в шведском, также как и в немецком, используется для образования существительных, обозначающих нечто изначальное), вышел в лучших авиационных традициях. Его внешний облик скорее напоминал крыло на колесах, нежели привычные автомобили. Но не только это роднило его с небом. Выполненную в масштабе 1:10 модель прототипа в 1946 году испытали в аэродинамической трубе. В то время подобные процедуры были редким явлением, но для авиастрои-ама аббревиатура, известная сегодня скорее как автомобильная, нежели авиамарка, расшифровывается как Svenska Aeroplan Aktie Bolaget – «Шведское авиационное акционерное общество», которое учредили в 1937 году. Летающая скандинавская продукция заслужила в Европе высокую репутацию. Подразумевалась и некая претензия на оригинальность… Шведы уже тогда вовсю думали о безопасности: пикирующий бомбардировщик SAAB-21 в 1944 году стал первым самолетом, оснащенным катапультой. Но через год война закончилась, военные заказы иссякли и, чтобы не спикировать в банкротство, фирма стала осваивать новое направление.СПо порядкуСамый первый автомобиль марки SAAB в 1945 году создавала команда всего из двух десятков человек под руководством Гуннора Лунгстрема, занимавшего до этого пост конструктора отдела проектирования крыльев. Впрочем, это никого ничуть не смущало, так как никтотельной компании это являлось вполне привычным делом. В результате автомобиль продемонстрировал исключительно низкий для своего времени коэффициент аэродинамического сопротивления, равный всего 0,32. Эта цифра впечатляет даже сегодня. Например, у ВАЗ-2108 этот показатель составляет 0,46. А у новейшей Mazda6 – 0,27… Возможно, поэтому с годами облик автомобиля не сильно менялся: внешне 92-й похож и на 93-й, и на 96-й. Долгое время SAAB оставался круглобоким с высокими оконными проемами, напоминая другого национального героя – «в меру упитанного» Карлсона, кстати, тоже представителя авиационного рода-племени. Столь удачныйвнешний облик автомобиля создал Сикстен Сасон – пионер шведского промышленного дизайна. К слову, кроме нескольких моделей SAAB талантливый швед является автором фирменного стиля фотоаппаратов Hasselblad и пылесосов Electrolux. Не отставал от своего коллеги и главный конструктор Лунгстрем. Даже покинув SAAB, он продолжил заниматься конструированием, но уже, так сказать, для себя. В 80-летнем возрасте он сконструировал деревянный стул, который легко трансформировался в лестницу – такой предмет оказался хорошим помощником для пожилых людей, и его стала выпускать одна компания в Тролльхеттане, родном городе марки SAAB.46№10І май–июнь 2010 І За рулем – Регион