42
43
44
45
БЕЗОПАСНОСТЬСезон экстримаТема номераЗимаЛеонид ПАЩЕНКО, Елена ШИТИКОВА Фото Владимира МАШАТИНАкатит в глаза...Шутка о том, что в России каждый год зима наступает внезапно, не теряет актуальности и по сей день. Совсем скоро территория нашей страны в очередной раз будет «неожиданно» завалена снегом. А под ним надолго исчезнет дорожная инфраструктура – разметка, ямы и колодцы, местами и дорожные знаки с фонарями… Проезжая часть превратится в каток, на котором мы будем лавировать, стараясь удержать автомобиль от сносовзаносов и не зацепить собрата по рулю, выписывающего аналогичные пируэты. Главный закон зимней дороги – особая42№22осторожность, ведь порой очень трудно определить длину тормозного пути на покрытии с отблеском неизвестности – это может быть лед, реагенты или даже вода… Зимние шины – вещь, безусловно, необходимая, но даже они вовсе не гарантируют столь же уверенного передвижения по дорогам, как в летний период. Поэтому настало время переключить «тумблер» в голове на зимний режим, а заодно вспомнить о тех простых правилах, которые избавят от многих неприятностей, и о тех доступных аксессуарах, которые помогут избежать зимних «сюрпризов».І ноябрь–декабрь 2010 І За рулем – Регион Около 1000 ДТПежедневно, по данным ГИБДД, совершается в столице в зимнее время. Снегопад увеличивает эту цифру в полтора-три разаПростые правила для трудной дорогиСоблюдайте скоростной режим. Все виражи и пируэты, которые сходили с рук (точнее, с колес) летом, на скользкой дороге могут привести к печальным последствиям. И не забудьте, что на снегу тормозной путь увеличивается втрое против обычного. Поэтому желанию полихачить – однозначное «нет»!1 2Зимняя дорога редко бывает сухой. Она не терпит резкого вождения. Все операции: вращение руля, переключение передач, работа газом и сцеплением – должны быть максимально плавными. Иначе колеса потеряют сцепление с дорогой, а резкая пробуксовка ведущих колес вызовет занос или снос.Если ваш автомобиль оборудован электронными средствами безопасности вроде антиблокировочной, стабилизирующей или противобуксовочной систем (кстати, вы помните перечень оборудования своей машины?), то в экстремальной ситуации следует тормозить «в пол». Не надо пугаться импульсов на педали и уменьшать усилие нажатия. Электроника сама позаботится о том, чтобы колеса не заблокировались и автомобиль сохранил способность, замедляясь, объехать препятствие. Если же машина не оборудована спасительной электроникой, тормозить надо ступенчато – быстро, но вместе с тем плавно увеличивая усилие на педали. Либо тормозить прерыви-3сто, имитируя работу ABS. Лучший способ торможения – двигателем на более низкой передаче, чем требовалось бы на сухой дороге. Пешеход зимой замечает автомобиль значительно позже. В теплой верхней одежде он хуже слышит и ему труднее следить за движением. Возле остановок маршрутного транспорта и перед светофорами от частых торможений образуется наледь. Будьте здесь особенно осторожны!Замерзшие окна ограничивают обзорность, а теплая одежда стесняет движения. Учитывайте это при маневрировании. Оставляя автомобиль на морозе, не пользуйтесь ручным тормозом, включайте передачу: увлажненные колодки могут примерзнуть к тормозным барабанам. Очень полезно найти время и свободную заснеженную площадку, чтобы освежить свои зимние водительские навыки, а если автомобиль новый, тем более надо обязательно прочувствовать, как он будет себя вести в таких сложных условиях.4 56 7 8На скользкой дороге трогайтесь с места на второй передаче: так меньше вероятность забуксовать.43За рулем – Регион І №22 І ноябрь–декабрь 2010 БЕЗОПАСНОСТЬСезон экстримаТема номераПрогноз от ГИБДДГИБДД призывает всех, кто еще не сменил лет летнюю резину на зимнюю, ср срочно переобуть свои автомо автомобили. Впереди ненастная по погода, понижение температур температуры и снег с дождем. «Погодные «Погодны условия ухудшились, что требует т от водителей повыш повышенной бдительности и аккуратности», аккура – заявил начальник отдела пропаганды Д ДОБДД МВД РФ полковник милиции Владимир Шев Шевченко. Теплые зимы ра расслабили жителей больших городов, где зачастую д до января снега не было вообще. Но предыдущая чрезвычайно чр холодная и снежная зима заставила гра граждан вспомнить о жестоких морозах, заносах и ле ледяных дорогах. Эта зима обещает быть столь же непр неприятной. По сведениям ГИ ГИБДД, владельцы машин, не сменившие покрышки на колесах, в этот период становятся виновниками большинства ДТП. При этом в законодательстве не прописана норма, обязывающая водителей в зимнее время ездить на шипованной резине, «поэтому инс инспектора ДПС будут убеждать водителей только сло словами, рассказывая им о возможных последствиях Д ДТП на скользкой дороге». Опытные сотруд сотрудники ГАИ напоминают, что также нужно внимательнее внимательн следить за уровнем незамерзающей жидкости в бочке стеклоомывателя. В условиях плотного горо городского движения качество обзора имеет большое значение. Зимой стекла загрязняются быстро, и от работы стеклоочистителя порой очень многое зави зависит. Если есть возможность, то лучше поменять дв дворники на зимние с мягкими очи-стителями. Не забывайте, что в слякоть фары и габариты автомобиля нужно чаще мыть. Свет фар повышает безопасность дорожного движения в среднем на 20 процентов. Снегопады 2010 года показали слабую подготовку коммунальных служб к содержанию уличнодорожной сети. Основные недостатки – отсутствие должного количества спецтехники по уборке проезжей части от уплотненного слоя снега, отсутствие техники по погрузке и вывозу снега. Поэтому ГИБДД в этом году будет уделять особое внимание взаимодействию всех структур.Ответит ли за ДТП погода?Если ДТП произо произошло на скользкой и неочищенной дороге, есть ли шансы получить хоть что-то с организаций, ответственных за очистку улиц? Попробуем р разобраться с помощью адвоката Сергея Радько.Теория... ТеорПунк 10.1 Правил дорожного Пункт дви движения обязывает водителя ве вести свое транспортное средств ство со скоростью, не превышающей уста установленную, учитывая при этом интенсивнос интенсивность движения, особенности и состояние транс транспортного средства и груза, дорожные и метео метеоусловия, в частности, видимость в напр направлении движения. На месте происше происшествия документы составляют сотру сотрудники ГИБДД, они вряд ли зафи зафиксируют состояние дороги и метеоусловия....и практикаИменно этот пункт обычно и вменяется в вину водителю, попавшему в ДТП в плохих погодных условиях. После этого шансы обвинить дорожников в ДТП тают до нуля – «сам виноват». Поэтому даже определение об отказе в возбуждении дела, если в нем указано про несоблюдение требований пункта 10.1, необходимо обжаловать.Необходимо настоять, чтобы в протоколе, схеме ДТП и прочих документах было отражено наличие на дороге корки льда, снега, наледи и пр., а все документы нужно обязательно прочитать перед подписанием! Состояние дорожного покрытия и всю обстановку на месте ДТП нужно сфотографировать. И записать адреса и координаты свидетелей – их показания впоследствии могут очень пригодиться.44№22І ноябрь–декабрь 2010 І За рулем – Регион К зиме готовы?УГИБДД Москвы уже провело совещание городских служб и подразделений, которое было посвящено взаимодействию и работе в зимний период сезона 2010/2011 гг. Прошлой зимой несвоевременная очистка улиц и дорог привела к увеличению числа ДТП, сопутствующим фактором которых явились неудовлетворительные дорожные условия (колейность, уплотненный слой снега, зауженность проезжей части, формирование снежных валов в нарушение норм).Службы ГИБДД неоднократно выдавали предписания на устранение выявленных недостатков организациям, отвечающим за содержание уличнодорожной сети в зимний период. Сегодня создан городской штаб по организации уборки территорий города в зимний период. Одна из его основных задач – контролировать наведение порядка на столичных магистралях, улицах и дворах, с тем чтобы обеспечить их хорошую пропускную способность. Столичная автоинспекция планирует провести учения, в которых будет отработана операция «Затор». Это поможет быстрее отреагировать на ухудшение пропускной способности улиц в случае внезапного снегопада. Патрульные машины обеспечат этой зимой сопровождение более 1400 колонн уборочной техники. Дорожные службы Подмосковья также готовы к зимнему периоду. Серьезных претензий к дорожным организациям не имеется, готовность к зимнему периоду составляет 75–90%. Более 2,5 тыс. сотрудников ДПС ежедневно осуществляют контроль за состоянием дорог Подмосковья, отслеживают прогнозы синоптиков. Уже сейчас заранее посыпаются песчаносолевой смесью мосты и путепроводы на основных магистралях области. К началу зимнего периода при управлении ГИБДД заработает штаб по координации движения автотранспорта на подмосковных дорогах. При экстремальных погодных условиях будут временно закрываться некоторые автотрассы. Подобная практика существует во многих странах. С 13 декабря по 10 января в Москве пройдет общегородской профилактический рейд «Зимние каникулы». Около школ и дошкольных учреждений сотрудники ГИБДД будут помогать обеспечивать безопасное и беспрепятственное передвижение учащихся.Что положить в багажникПожалуй, самый необходимый «тандем» «т тан ан зимних аксессуаров – скребок и щет ет тка (часто они щетка о об ъединены в одно целое) для для очистки о объединены стекол, покрытых инеем и снегом. по снего ом. Так что не забудьте ос остовериться, ос что эт эти и приспособления лежат в удостовериться, ем багажник ке. е. П вашем багажнике. Продвинутые владельцы могут ест с ис сь э обзавестись электроскребком. Внешне он напоб минает о обычный скребок, но в его корпус встроена ен а эл элек ектр ек трич тр ичес ич еска ес кая ка я сп спир ирал ир аль ал ь, к ко о электрическая спираль, которая нагревается под воздействи воздействием тока из бортовой й сети автомобиля и способна быстро растопить налет или даже ледяную ю корку орку на стеклах и кузове авт т мобиля. автомобиля. Еще один важный предмет т – неа покабольшая лопата. Прошлая зима зала, что обильный покров мокрого нуть, так снега к утру может подмерзнуть, шку» причто образовавшуюся «подушку» , но и скадется не только отбрасывать, но, чтобы лывать. Поэтому желательно, чно прочсовок лопаты был достаточно орму. ным и имел заостренную форму. Забуксовать на наших их до. Как рогах – проще простого. уациправило, в таких ситуациях под ведущие колеса подкладывают подручные матеи кусков риалы вроде веток или а. Но наупаковочного картона. дежнее на этот случай возить в ба багажнике специальные противобуксовочные прид ( р способления – складные (или сворачиваемые) пластиковые и или резиновые траки. Е Есть и более демократи демократичный, но вполне эф эффективный вариант – п пластиковая «колюча «колючая» дорожка ка, которую об обычно рассти стилают перед офисам офисами для вытирания ног. Выгребать слякоть и выливать воду из рело не небл благ бл агод аг одар од арно ар ное но е. Да Да зиновых ковриков – дело неблагодарное. е грязная таи микроклимат в салоне от лая вода не улучшает, а в вот ся. обувь и низ брюк пачкаются. жет Решением проблемы может ий стать влаговпитывающий ен коврик, который способен ов вобрать в себя пару литров жидкости, сохраняя внешнюю поверхность практически сухой. Потом такой «памперс» просто выбрасывается и заменяется на новый.В территориальное подразделение ГИБДД подается заявление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц и организации, ответственных за данный участок дороги (статья 12.34 КоАП).В случае, если вина дорожников будет установлена, шансы водителя отстоять свои права повышаются. С постановлением ГИБДД (органа, уполномоченного следить за обеспечением безопасности дорожного движения) очень трудно будет поспорить. Однако для подтверждения вины дорожников в этой ситуации (и взыскания ущерба) надо доказать противоправность их действий, точнее, бездействия, что в данном случае весьма проблематично.Пункт 3.1.4 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию…» устанавливает, что коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной ПДД скоростью и быть не менее 0,3 (без рисунка протектора) и 0,4 (с рисунком протектора).Однако измерять коэффициент сцепления можно только прибором ПКРС-2 (прибор контроля ровности и сцепления). А на вооружении ГИБДД такие приборы есть только в службе Дорожной инспекции и организации движения (ДИОД). Сотрудники этой службы не выезжают на место происшествия, а потому зафиксировать нарушение требований ГОСТа предусмотренным им способом практически нереально. Поэтому надо самим фиксировать ситуацию на дороге.Пункт 3.1.6 того же ГОСТа устанавливает сроки ликвидации зимней скользкости.Хотя сроки эти сравнительно небольшие (для дорог разных категорий они составляют от 4 до 6 часов), исчисляются они с момента обнаружения скользкости дороги, а это означает, что точно установить время бездействия дорожников практически невозможно.Даже при всей очевидности ситуации юридически обосновать претензии к дорожникам сложно. Решения судов о взыскании с них компенсаций за ДТП практически неизвестны. Но свои права надо знать.45За рулем – Регион І №22 І ноябрь–декабрь 2010