ГАЕТАГА ЗЕЗТАОБОЗРЕВАТЕЛЬрепортажТанцы на льдуВ этом году зимний сезон Школы водительского мастерства quattro впервые проходил в Югре, под ХантыМансийском. Полигоном служило огромное замерзшее озеро. А в качестве обучающих снарядов выступалиА5, оснащенные 211-сильным бензиновым турбомотором и полноприводной трансмиссией quattroтекст: Сергей Федоров, фото: фирма-производительПредварительный инструктажизвестный раллист, главныйтренер Школы quattro Евгений Васин начал словами: «Учитывая специфику движения по льду,наши автомобили обуты в зубастыепокрышки с острыми и длиннымишипами. И оснащены трансмиссиейquattro, распределяющей крутящиймомент между передними и задними колесами в пропорции 40:60.Для начала мы освоим базовыеупражнения, которые в дальнейшемпомогут вам правильно управлятьавтомобилем на более сложнойтрассе. И запомните, каждый маневр начинается со сброса газа илиторможения...»Начали «курс молодого бойца»с традиционной змейки. Но по мереосвоения этого упражнения каждоеследующее становилось все сложнееи интереснее. Вот, например, этусвязку S-образных поворотов следовало пройти в постоянном скольжении. Многие курсанты ошибались.И тут же в рации раздается голосТрансмиссия quattro делит моментмежду передними и задними колесами в соотношении 40:60. В экстренных случаях на одну из осей можетподаваться до 85% тяги мотораинструктора: «Сброс газа или торможение перед виражом, поворотруля, добавляем газ, возвращаем баранку в нулевое положение и сновагаз. Интенсивнее работайте рулеми газом, рулем и газом...»УРОКИ ГЕОМЕТРИИНо не так-то просто, увеличиватьгаз там, где обычно я его сбрасывал, а ведущие колеса интуитивновыставлял в сторону поворота,когда сейчас их надо держатьпрямо... Но постепенно взаимопонимание с машиной стало на-Схема прохождения длинного поворота: 1 Перед пологим виражом смещаем автомобиль ближе к внешнемурадиусу, максимально распрямляя траекторию 2 Интенсивно разгоняемся и заранее, перед вершиной поворота (апексом), сбрасываем газ или притормаживаем3 Управляемые колеса нагружаются, совершаем маневр. Как только задняя ось пошла в занос, выравниваем передние колеса и, работая рулем и акселератором,удерживаем машину в боковом скольжении 4 На выходе из поворота поворачиваем руль в сторону заносаи увеличением тягу 5 Как только машина стабилизировалась, добавляем газ и выходим из повороталаживаться. Дальше отрабатываемболее сложные «гантели», «восьмерки» и «эллипсы». Вот где пригодились начальные упражнения,из которых, как из кирпичиков,выстраиваются геометрическиефигуры повышенного пилотажа.Главное, правильно работатьгазом, постоянно контролируятраекторию рулем. И снова, какмолитву, про себя повторяю: «Задняя ось пошла в занос, добавляюгаз. Выставляю колеса в нулевое положение и, работая акселератором,корректирую траекторию рулем,удерживаю автомобиль в боковомскольжении. Когда корма обгоняетнос, поворачиваю руль в сторонузаноса, восстановив траекторию,и снова поворачиваю колеса внутрьвиража, добавляю газ».Нелегко безоговорочно следовать советам инструктора – ужочень крепко во мне засели заложенные годами стереотипы. Пришлось преодолевать себя...Напоследок проводились контрольные заезды, которые должны были продемонстрировать все,чему мы научились за эти несколько дней. Никогда раньше я не отважился бы преодолеть ледяную трассу с такой скоростью, как в тот день.Просто не хватило бы смелости. Даи опыта. В этом, кстати, и состоит главная задача Школы quattro –привить спортивные навыки обычным автомобилистам. Чтобы в критической ситуации не растерятьсяи справиться с автомобилем, сохранив его, а также спасти жизнь себеи своим близким.5432110За рулем – Регион №06/апрель/2012