34
35
36
37
МЕСТО РОЖДЕНИЯC Д Е Л А Н О В К И ТА ЕНынешним летом новая партия автомобильных брендов из Китая высадится в России. И сопротивляться этому нашествию все тяжелее, ибо бесполезно: китайцы стремительно прогрессируют.ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ДЕРЖИТЕ ШАГ!сах – а обнаружил что? – высокоразвитых автосуществ. И, поверьте, тут уже никакой шампунь не поможет.Вы смотрели фильм “Эволюция”? Это про то, как в пустыню с ясного неба свалился метеорит с микроорганизмами, которые за считанные дни превратились чуть ли не в млекопитающих, пройдя все необходимые стадии – от одноклеточных до человекоподобных птеродактилей. Ну а находчивые и доблестные американцы, как водится, спасли мир от инопланетной напасти при помощи шампуня. Бешеный темп развития китайской автопромышленности, который я застал воочию во время поездки в Поднебесную, заставил вспомнить штатовскую кинофантастику. Подумать только: я, наивный русский вьюноша, ожидал встретить там динозавров на коле-Они “отакуют”!Собственно, причиной поездки в Китай стало непреодолимое желание посмотреть, в каких таких гнездах вылупляются все эти многочисленные механические зверушки с пока что диковинными названиями. Вот ведь неугомонные же – не сидится им у себя на родине. Мировую экспансию им подавай! О, смотрите – очередные экземпляры нарисовались: в Россию приходят три новых марки – “Джили”, ZX и JMC. Что это за звери такие? “Джили” – крупнейшая частная китайская компания, которая начинала с производствахолодильников и запчастей для мотоциклов, а теперь выпускает автомобили не только под титульной маркой, но и совсем неизвестные у нас машинки “Мэпл” на заводе SMA (“Шанхай Мэпл Отомотив”). Первое знакомство произошло в головном офисе “Джили” в Шанхае. На первом этаже хозяева организовали своего рода выставку своих достижений за последние девять лет – с тех пор, как в 1998-м они собрали первые две сотни копий японской “ДайхатсуШарада”. Любопытное получилось собрание – и поучительное, доложу я вам. Помимо модернизированного три года назад первенца модели HQ (“личико” ему оформили в стиле позапрошлого “мерседесовского” С-класса, W202 – преза-бавнейшее зрелище!) здесь можно было увидеть и более поздние разработки. Скажем, предназначенная для нашего рынка “Отака” (здесь ее называют CK-1 или “Фри-Круизер”) увидела свет в 2005 году. Седаны FC-1 и MK еще на год моложе и представляют вполне практический интерес: если “Отака” продемонстрирует достойные продажи, то и другие автомобили имеют все шансы попасть к нам. А вот красное “спорткупе” BL, похоже, предназначено исключительно для внутреннего пользования. Потому как по нашим меркам, конечно, машина препотешная: декоративные пластиковые “глушители”, совершенно колхозная имитация дисковых тормозов на задних колесах – это что-то34 | w w w.k u p i av t o.r u КИРИЛЛ БРЕВДОМЕСТО РОЖДЕНИЯгромкая. И, естественно, запах – резковатый запах новой китайской машины. Говорят, со временем выветривается... Должен сказать, что те СК-1, которые китайцы приготовили для теста, были оснащены 1,3-литровым мотором – в то время как на наш рынок придут более мощные полуторалитровые “Отаки”. Сказать по правде, самой привлекательной чертой “Джили” мне показалась цена – стоимость в базе обещают сделать до десяти тысяч долларов. Но другие воз-С 1,5-литровым мотором “Отака” должна ездить ЗАМЕТНО РЕЗВЕЕ 1,3-литровой версии, которую удалось опробовать в КитаеУРОВЕНЬ ИСПОЛНЕНИЯ интерьера модели FC-1 гораздо выше, нежели у более возрастной “Отаки”новенькое в мировом автомобилестроении! Кстати, обозначение BL не что иное как Beauty Leopard. “Красивый Леопард”? Уж увольте! Впрочем, в компании “Инком-Авто”, которая будет у нас представлять интересы китайцев, уверили, что на российскую землю лапа “Леопарда” не ступит.Уральское собраниеЗавод, на котором выпускают “Джили”, расположен в изрядном удалении от главного штаба компании – в городке Нинбо. Вполне цивилизованное предприятие, но только без роботов: ручной труд используется на всех этапах производства – от штамповки кузовных деталей до окончательной сборки. Хотя нет, вру: на участке сварки кузова как раз-таки трудятся специально приглашенные роботы. По прохождении конвейера каждый автомобиль проходит инструментальный контроль с обязательной настройкой головной оптики, проверкой тормозов и испытанием на промокаемость в дождевальной камере. “Отака”, которой господин Ли Шуфу (ему принадлежит почти три четверти акций “Джили”) и его подчиненные определили роль пионера освоения российского рынка, этонебольшой седан с оригинальной передней частью и срисованным под копирку задком от теперь уже предыдущей “Тойоты-Королла”. Кстати, на подходе и фейслифтинг машины – один такой модернизированный экземпляр я увидел в шоуруме при заводе. Корма попрежнему от “Короллы”, но зато нос – один в один все та же “мерседесовская” “цешка”, только поновее – W203. Здесь же, в Нинбо, удалось вкусить немножко “Отаки”. Машина оставила довольно скудное впечатление: динамика вялая – зато трансмиссияВ багажнике этой машины спрятался еще один ряд сидений. Но у нас будет продаваться исключительно пятиместный “ЛЕНДМАРК”w w w.k u p i av t o.r u| 35 МЕСТО РОЖДЕНИЯC Д Е Л А Н О В К И ТА ЕВседорожник “Лендмарк” будут собирать на АМУРе, а пикап “ГРАНД-ТАЙГЕР” повезут из Китая как естьможные машины будут дороже: например, более крупный и хорошо оснащенный седан “Вижн/FC-1” с 1,8-литровым мотором может попасть к нам с прайсом в районе $15 000. Но это уже куда более интересная модель – уровень ее исполнения на порядок выше. Любопытно, что “Отаку” будут выпускать в России, на заводе АМУР – то бишь “Автомобили и моторы Урала”. Речь идет о крупноузловой сборке по технологии SKD-1: грубо говоря, “Джили” повезут к нам без колес и с недособранным салоном. В текущем году на Урале планируют изготовить порядка 17 тысяч седанов. И здесь же, в точности по такой же технологии, будет “оживать” вседорожник “ZX-Лендмарк” – ежегодным тиражом 3600 штук.От первого пикапа к лучшемуЗавод компании ZX (“Чжунсин”) находится в Баодине – там же, где и хорошо известный у нас “Грейт-Уолл”. Здесь выпускаются вседорожники “Лендмарк” и пикапы “ГрандТайгер”. Кстати, именно отсюда есть пошли вообще все местные пикапы – появлением первого отечественного грузопассажирского автомобиля такого типа Китай обязан как раз “Чжунсину”. А помните пикапы “Адмирал”, что продавали у нас пару лет назад? Так вот, они тоже суть “Чжунсины”. И хотя само предприятие мне показалось чуть попроще, нежели завод “Джили” (ни единого робота!), однако автомобили, которые здесь выпускают, приятно разочарова-ли. По сравнению с приснопамятным “Адмиралом” с его ископаемым салоном из невкусного пластика, средневековой эргономикой и повсеместным деревом, интерьер “Ориентира” и “Большого Тигра” весьма неплохо исполнен с точки зрения дизайна и сработан из приличных материалов. Качество сборки показалось если не первоклассным, то, как минимум, без видимых огрехов. Удобнейший руль, четкий механизм переключения передач, со вкусом подобранная обивка сидений и совершенно уместная отделка пластиком под металл. Кроме того, машины производят более чем достойное впечатление и снаружи. Если говорить про “Гранд-Тайгер”, то здесь нет псевдотюнинговой прозрачной оптики – это-го родового признака китайских пикапов. Что же касается “Лендмарка”, то и он, хоть и являет собой собирательный образ многих представителей жанра, все-таки не выглядит копией чего-то. Обе машины практически идентичны по технической части и салону, но пикап можно будет приобрести еще и в заднеприводном варианте, а вседорожник доступен не только с механической трансмиссией, но и с АКП. Мотор – один на двоих: лицензионный “Мицубиси” объемом 2,4 л и мощностью 126 л. с. Цены – разумные: $15 000–17 000 за “Гранд-Тайгер” и $20 000– 22 000 за “Лендмарк”. И я впервые всерьез задумался: а не хотел бы я себе завести китайский пикап? Вроде толковая машина...Ящик маленький, рычаг длинный. В таком виде КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ для пикапов приходят на завод “Чжунсин” от смежниковАвтоматизация минимальна: подавляющее большинство производственных процессов находится В РУКАХ китайского пролетариата36 | w w w.k u p i av t o.r u КИРИЛЛ БРЕВДОМЕСТО РОЖДЕНИЯмасса. Нью-Йорк – город контрастов? Ерунда! Вот Китай – целая страна контрастов! Удивительный многомиллионный древний Шанхай, вдоль и поперек утыканный небоскребами, между которыми широкими лентами растянулись великолепные автобаны. А под ними – городские улицы, запруженные велосипедами, мотороллерами и чудными двухколесными повозками на электротяге, которые в диком хаосе протискиваются между новеньких сверкающих “Мерседесов” и “Порше”. Но не меньше впечатляет и провинция с ее огромными промышленными зонами, где для жадной до иномарок России собирают новые машины. Неплохие, кстати. Даю вам слово: через несколько лет эпитет “китайский” применительно к автомобилю будет означать что угодно – “недорогой”, “практичный”, “экономичный”... Но только не “плохой”. Они эволюционируют в единственно верном направлении. Благодарим компанию “ИНКОМ-АВТО” за помощь в подготовке материалаКстати сказать, в административном корпусе, расположенном на территории предприятия, я несколько раз пронаблюдал лиц европейской национальности, которые зашли сюда на пообед. Впоследствии представители “Чжунсина” подтвердили, что, действительно, в компании ряд ответственных должностей занимают специалисты из Европы. Логично: чтобы самим стать профессионалами, надо учиться у профессионалов. Ну а работоспособности китайцам не занимать: отсутствие отпуска при рабочей шестидневке – норма для Поднебесной.“JMC-Кэррин” оказалось на удивление ЛЕГКО УПРАВЛЯТЬ. Даже отсутствие усилителя руля на одной из модификаций не вызвало сложностейБлижний бойНаньчан встретил тридцатиградусной жарой и почти стопроцентной влажностью. А также “Фордом-Транзит” местной сборки, который отвез меня с коллегами в гостиницу. Обычный такой “Транзит” – в жизни не скажешь, что китайский! Между прочим, в этой стране полнымполно вроде бы знакомых ав-томобилей – “Ауди”, “Фольксвагены”, “Ниссаны”, “Форды” и тому подобная европейщина и японщина в ассортименте бегает по здешним (притом очень хорошим) дорогам. И все это великолепие – местного производства. Так вот, как выяснилось потом, “транзитное” производство входит в структуру компании JMC – “Чжанхуай Мотор Ко”, в гости к которой мы и прилетели. Но китайские “Форды” – это не по нашу душу. В Россию будут поставлять грузовички “Кэррин” в двух различных модификациях, от-личающихся грузоподъемностью. Машины оснащаются 2,8-литровыми турбодизелями и сделаны по лицензии “Исудзу”. По сути, “Кэррин” являет собой модернизированную японскую машину местного разлива. У нас эти “орудия ближнего боя” будут стоить от $14 000.Готовьте новые эпитетыИз Наньчана в Москву можно попасть только через Шанхай. А из Шанхая до Москвы – более девяти часов лету. Куча времени осмыслить увиденное... Впечатлений, конечно,ВЫСТАВКА ДОСТИЖЕНИЙ “ДЖИЛИ”: слева направо модели FC-1, “Отака” и МКw w w.k u p i av t o.r u| 37