56
57
58
ТЕХНИКАСколько скул сломано, сколько синяков получено в спорах на тему «как правильно произносится  Ohlins?». И ведь не «Охлинз» и не «Ехлинз»! А «Олинс», первую букву тянем, переводя ее звучание ближе к «э». Запомнили? Извольте любить и жаловать.ЧИСТОЕ ЗОЛОТОАсатур БИСЕМБИН, фото из архива редакции Основатель знаменитой «подвесочной» компании Кент Олин – мужчина статный и эф­ ­ фектный, сильно напоминающий Найджела Мэнсела. Представьте себе – отнюдь не голливудская звезда, да и вообще в связях с  кинематографом не замечен. Но пережи­ ­ вать по поводу загубленного таланта не стоит. Ведь перед нами поистине гениальный человек, который раскрыл и полностью реализовал себя в том, что умеет и знает лучше всего. А начиналась его эпопея с амортизаторами весьма безобидно. Будучи кроссменом в да­ ­ леких 70-х и проводя в седле боевого аппа­ рата немалое количество времени, сканди­ ­ нав в полной мере осознал, что сила – ничто без должного контроля. А именно: несовершенство подвески не позволяло в полной ме­­ ре раскрыть потенциал мощного двигателя и изрядно «тормозило» мотоцикл. В свободное время Кент помогал отцу в магазине запчастей, возился с железками, а  также чинил амортизаторы, которые таска­ ­ ли  на «реабилитацию» его друзья-кроссме­ ­ ны.  Уже тогда он отметил острый дефицит качественных компонентов, обеспечивающих нуж­­­ ные параметры демпфирования и управляемости. Изучив рынок амортизаторов, сделал вывод: «того, что мне надо, хоть ты тресни, не наблюдается». Американские хот-род­ деры говорят: «Не можешь купить – построй».  Для начала Олин решил соорудить амортизаторы, отвечающие его личным (весьма высоким) требованиям. Благо Кент разбирался в тонкостях инженерного дела, был по натуре перфекционистом и уделял особое внимание мелочам. В 1976 году он создал собственное предприятие Ohlins Racing AB. «Гонки» в назва­ ­ нии  – не для красного словца. Компания снабжала компонентами прежде всего спорт­ сменов, выступающих на кроссовых байках и  эндуро (оно и понятно – как-никак старое увлечение основателя!), и параллельно выпускала амортизаторы для  серийной техники и рынка запчастей. Два года спустя Ohlins записала в свой актив первый титул. Кто принес победу? Уже готовитесь услышать заморское имя? А ведь зря: чемпионом мира стал наш советский кроссмен Геннадий Моисеев на 250-кубовом KTM! С особой гордостью отмечу, что экспозицию в музее Ohlins открывает копия той самой подвески, на ней – табличка с именем легендарного гонщика. Символично, ведь фирма фактически родилась с «подачи» внедорожных состязаний и технического несовершенства участвующей в них техники. Именно кросс, словно в благодарность, принес ей первый титул. Но вскоре и асфальтовые «чистюли» – в частности, Фред Меркель из World Superbike – стали приносить призы в копилку Ohlins. Не  случайно заостряем внимание на спорте, поскольку достижения в гонках помогают продвигать товар к рядовым пользователям. А главное, в пылу сражений обкатываются и  проверяются компоненты, которые впос­ ледствии в том или ином виде «примирят» с  дорожными мотоциклами. «В воскресенье побеждай, в понедельник продавай!» Спорт, что и говорить, играет огромную роль в цепочке «технологии-маркетинг-по­56№ 09 2009 купатель». Однако золотой ключик к двери успеха, прежде всего, – кропотливая иссле­ довательская работа. В распоряжении Ohlins AB шесть центров, в которых  работают около полусотни  инженеров. Вроде бы, немного. Зато наверняка каждый из них – неординар­ ная и по-своему гениальная личность. В 1987 году в истории Ohlins произошло событие, в значительной степени повлияв­ ­ шее  на судьбу маленького предприятия. Фирма перешла в собственность Yamaha Motor Company. Удивительно, но шведов не переформировали в подразделение-прида­ ток. Напротив, их интересы были соблюдены. К примеру, тесные отношения с японской компанией не отпугнули прежних клиентов Кента Олина. При этом предприятие не просто осталось одним из ведущих по  части разра­ ботки спортивных амортизаторов для мото­ циклов, но и включило в сферу своей деятель­ ности автомобили. Помните полноприводный хард-эндуро Yamaha WR450F? Надеюсь, хватит одной по­ ­ пыт­­­ ки, чтобы отгадать имя компании, кото­ ­ рая   конструировала систему 2WD. О, это был грандиозный успех! На разработку№ 09 200957 ТЕХНИКАВ юные годы будущий основатель компании Ohlins Racing AB «жег не по-детски»Для эндуро Yamaha WR450 2WD Ohlins Racing разработала гидравлический полный приводЗолото на алом. Ohlins – серийное оснащение Ducati Streetfighter Sушли долгие десять лет. Байк, на переднее колесо которого передается до 15% крутящего мо­­ мен­­ та, подвергли череде жесточайших испытаний в условиях раскаленной пустыни и снежного безмолвия, на дорогах и  вне их. Но  стойкий и выносливый полноприводник не  спасовал! Преимущества схе­ мы очевидны: лучше устойчивость практи­ чески на любой поверхности, существенно вы­­ ше проходимость, мотоцикл более предсказуем в по­ воротах.  Через 20 лет, в декабре 2007 года, компания Кента Олина вновь обрела независимость: все 95% акций предприятия, принадлежавшие Yamaha, вернулись «домой». Продукция Ohlins широко известна и выпускается приличными тиражами. Тем интерес-нее тот факт, что предприятие практикует… ручную сборку. Причем со сравнительно не­ ­ большим персоналом. В этой эксклюзивности и кроется один из ответов на вопрос, почему цены на заветные шведские компоненты так сильно «кусаются». Другие же причины очевидны: передовой инжиниринг, скрупулезная разработка. А как иначе? Ведь от серьезнос­­ ­ ти  подхода зависит не только управляемость и результат на треке. Есть вещи и поважнее – жизнь и здоровье пилота, который должен быть уверен в шасси на 200 процентов. Жа­ ­ ловаться на высокую стоимость, считаю, как минимум нелогичным: кому, скажем, придет в голову роптать на негуманные цены за Ducati или Lamborghini? А у Ohlins, между прочим, схожий элитный статус.Сейчас в ассортименте шведов есть все, чтобы отбить сон и лишить покоя даже искушенного мотоциклиста. Амортизаторы со всевозможными регулировками, передние вилки, в конструкции которых использованы решения из MotoGP и WSBK (к примеру, спортбайковская FGR800). Рулевой демпфер хотите? Не вопрос, вам какой – обычный телескопический или роторный, который можно поставить не только на внедорожник, но и на «асфальтовый» мотоцикл? Многие считают, что девайсы «от Кента» привлекают не только характеристиками и качеством, но и настоящей красотой. Даже несведущий человек поймет, что перед ним не заурядная запчасть, а инженерный шедевр, неспроста отливающий золотом.Кент Олин сегодня – настоящий босс индустрии«Драгоценности» шведской сокровищницы: задний амортизатор......спортбайковская вилка переверну­ того типа......вилка для кроссачей и эндуро......рулевой демпфер58№ 09 2009