ТЕХНИКАК«УРАЛ» FOREVER!проделав титаническую работу по разборке и съемке, нельзя раскошелиться и на хорошую бумагу? К сожалению, изданием не предусмотрена «глубина» ремонта: нет описания таких жизненно важных для «уральских» мотоциклов операций, как рассухаривание клапанов и их притирка, фрезеровка седел. Тем не менее видно, что авторы действительно мотор разбирали: наглядно приведена схема извлечения и установки коленвала в картер. Для тех, кто «не в теме», пример из жизни: когда-то мы разобрали такой мотор, а  вот чтобы вставить коленвал обратно, крутили его полчаса и так, и эдак, как будто играли с кубиком Рубика. Жаль, не было тогда этой книги под руками! Подробно и детально показаны на фото за­ ­ мена крестовины кардана и разборка коробки передач. Описана разборка «Кейхина» и «на­ ­ шего» К-68. Владельцам современных «Ура­ ­ лов» адресованы работы с дисковым тормозом: замена колодок, прокачка. Также впервые разобран электростартер, есть информация о разборке привода колеса коляски. Приведен довольно оригинальный «народный» способ снятия пружины заднего амортизатора. В этом одно из достоинств книги – она ориентирована не столько на мастерскую с заводским специн-азалось бы, эпоха «совкоциклов» закончилась, а вместе с ней – и литература по этим моделям. Ан нет, ООО «Мир Автокниг» выпустило яркую и в меру толстую (272 стр.) книгу: «Мотоциклы «Урал»: эксплуатация, обслуживание, ремонт». Авторы – Максим Владимиров и Павел Курлапов – проделали титаническую работу по разборке по крайней мере двух мотоциклов, а Николай Майоров и Николай Калиновский переводили на это гигабайты памяти фотоаппаратов. Вообще, «тяжелые мотоциклы» (как называли раньше «Уралы» и «Днепры») наиболее охвачены технической литературой. Еще встречаются фундаментальные книги И.М. Коше­ лева, П.Н. Котова и их пиратские копии. Казалось бы, снова касаться темы оппозитов – все равно, что переписывать «Войну и мир». Но авторы пошли дальше – впервые описали «одиночки» «Соло», «Соло-Классик», «Волк» и полноприводные «люлечники» «Турист-2WD» и Gear-Up. У этих оппозитов – 750-кубовый мотор, генераторы Denso, дисковые тормоза Brembo, вилка Paioli, карбюраторы Keihin, микропроцессорное зажигание Ducati. Книга – полноцветная, фотографии четкие, но… Как всегда, не обошлось без ложки дегтя: бумага – газетная. Вот загадка: почему,струментом, сколько на сообразительных «самопальщиков». Маловато приложений – только цветные электросхемы. Нет данных о применяемых подшипниках и сальниках, а моменты затяжки резьбовых соединений затеряны внутри разделов. Зато есть в конце «пустографка», которую следует заполнять владельцу – «Таблица рег­ ла­­ ментных работ», рассчитанная до пробега… 88 000 км. Столько не живут, да и сохранится ли книга – у нашей после беглого перелистывания уже начали выпадать страницы…УЧИТЬСЯ С УДОВОЛЬСТВИЕМцикла», выпущенного издательством «Эксмо» в рамках общероссийского проекта «Безопасность Дорожного Движения». Личность автора – кандидата технических наук Ивана Валентиновича Ксенофонтова – в представлении не нуждается. Он хорошо известен как публикациями на мотоциклетные темы, так и мотоспортивными достижениями – такими, как покорение восточной вершины Эльбруса на двух колесах. Дол­­ гие годы он возглавлял Федерацию авто­ мототуризма при СТС России. Теперь весь свой огромный опыт он переплавил в страницы книги. По охвату тем «Учебник водителя мотоцикла» уникален. Здесь и азы управления двухколесной машиной, и секреты, которые помогут сдать «площадку», и советы по выбору мото-техники и экипировки, и даже словарик байкерских терминов. Кстати, во многих случаях оговорена специфика эксплуатации и вождения скутера. Но самая ценная часть книги – рекомендации по вождению мотоцикла на дорогах и в условиях мегаполиса – настоящая инструкция по выживанию! Здесь и детальный разбор критических ситуаций, и советы, как их избегать. Учебник прекрасно иллюстрирован. И, что немаловажно, написан без занудства. Некоторые главы да­­­ же предваряются анекдотами. Рекомендуем книгу малоопытным водителям мотоциклов и скутеров, а также тем, кто только задумывается о покупке мототехники. Да и асы найдут для себя немало полезного и занимательного.Знаете ли вы, какая максималка у среднестатистической собаки и способен ли от нее удрать скутерист? А как учат резко останавливаться американских копов? И в чем разница между «диванщиком» и «скамейкером»? Впрочем, все эти в высшей степени занимательные сведения – не более чем декор для капитального (да-да, именно капитального, несмотря на скромный 175-страничный объ­ ем) труда под названием «Учебник водите­­ ля мото-№ 09 200965