48
49
50
51
ретроскопNortoN CommaNdo 850Вы верите, что в заброшенном сарае можно найти кринку с николаевскими червонцами или пулемет «Максим» в масле и с боекомплектом? Ну а легендарный английский мотоцикл тридцатилетней давности в нетронутой заводской упаковке? Мы не верили…В МАСЛЕ? В СОКУ!текст Анатолия СУХОВА, фото Николая САЗОНОВАИстория эта началась в застойные 70‑е, эпоху дефи‑ цита для одних и роскоши для других. К тем, другим, относился и центральный персонаж нашей истории – директор большого столичного универмага, человек уважаемый, с образцовой комсомольско‑партийной био‑ графией, отличный семьянин, отец троих детей. На старшего сына – серьезного, ответственного и трудолюбивого – отец возлагал все надежды и к окон‑ чанию института задумал преподнести ему достойный, как казалось главе семейства, подарок. Средний сын ра‑ ботника торговли взрослел не по годам, еще в школе он продавал сверстникам дефицит из папиных подарков – жвачку, кассеты, заграничные открытки, а, поступив в институт (не без «руки судьбы», надо признаться), вплотную занялся фарцой. Младший сын, по семейным меркам, был вовсе дурак. В детстве гонялся за ящери‑ цами и пауками, в школьных тетрадках рисовал кораблии океаны, а вместо того, чтобы готовиться в институт, встречал рас‑ светы на крышах московских высоток. Мы не знаем, с чего папаше взбрела идея подарить старшему сыну не традиционный символ роскоши и благополучия – автомобиль, а редкость – мотоцикл знаменитой английской марки. Не знаем мы и какими путями прибыл он в СССР – по слухам, поспособс‑ твовали морячки торгового флота. Знаем лишь неожиданный итог – сын отцовского подарка не принял и вообще решитель‑ но отмежевался не только от «неправедно нажитых благ», но и от всей семьи, отбыв с тощим фибровым чемоданом на ударную комсомольскую стройку на другом конце нашей необъятной родины. В те же места несколько лет спустя от‑ правился и отец – но уже не по своей воле. С этой поры в жизни семьи началась черная полоса. Вскоре в могучей сибирской реке утонул старший сын. Среднего нашли со шприцем в руке на сочинском пляже – смерть от передозировки в конце 80‑х уже никого48moto.zr.ru июль 2010  ‣ НОВый NortoN 1978 гОдА с.48, BMW r71 с.52, 1965: HArLEY-DAVIDSoN ELECtrA GLIDE с.56 техникане удивляла. Не вернулся в родной дом и отец – не выдержало  сердце. Младший же сын вообще редко появлялся дома. Он совершил кругосветное плавание, поднялся на Фудзи и перевалил через Анды. С матерью он виделся лишь пару раз в год.  А в один из приездов узнал о том, что остался сиротой. Последние годы мать жила на даче. Но незадолго  до (а, может, и сразу после) смерти участок с домом она  продала, а все деньги, вопреки известной пословице, кажется, унесла с собой. Как бы то ни было, новые хозяева  оказались людьми великодушными и позволили наследнику вывезти рухлядь из намеченных под снос построек  за свой счет. Тогда‑то и открылись – впервые за много  лет – двери старого, но крепкого сарая. Кладоискатели  знают – никакая аппаратура не заменит простой удачи, ведь большинство кладов, как ни странно, находят совершенно случайные люди. В сарае нашлись  два примечательных объекта – набитый десяти‑ и двадцатипятирублевками потертый матрас  (тогда на эту сумму можно было купить не одну  такую дачу) и ящик с иностранными надписями,  в котором оказался Norton Commando 1978 года  выпуска, в смазке, с инструментом, гарантийным талоном и инструкциями на английском языке. Мы поверили в эту сказку, лишь увидев мотоцикл своими глазами. Подсобрав, его выкатили в парк по соседству. Заводить не стали – судя по следам коррозии на вилке и закисшим суппортам, расконсервация потребует  немало сил и времени. Но счастливый обладатель пока не  собирается ставить мотоцикл на ход и ездить на нем. Ведь  тогда он перестанет быть новым! А так – это настоящий  музейный эскпонат немалой ценности. Совсем недавно  в Европе продавали такие «Нортоны» со склада в среднем  по 15 тыс. евро плюс аукционный сбор. Но этот экземпляр  бесспорно дороже. Ведь его история тоже чего‑то стоит!  ретроскопNortoN CommaNdo 850КогДа всКРылИ КаРтонную уПаКовКу со ЗнаменИтой бело-голубой стРелой, в ДеРевянной обРешетКе оКаЗался хоРошо уПаКованный мотоцИКл, увИДевшИй свет тРИДцать с лИшнИм лет сПустя.12-31. Дизайн выключателей трудно не узнать. До боли знакомые отечественные пульты! Да и ползунки двигаются здесь еще туже, чем на «Ижах» и «Ковровцах». 2. Покрышки прижимались «башмаками», как на современных кроссачах. Кстати, обе покрышки были надеты на ободья «задом наперед», против указующей стрелки на боковине. Куда смотрели сборщики? 3. Полированные балансировочные грузики на спицах колес. 4. Конструкцию тридцатилетней давности выдают не только монументальные траверсы и разноцветная4мозаика лампочек, но и переключатель света, совмещенный с замком зажигания: ключ влево – горят стояночные огни, прямо – выключено, вправо – зажигание и еще правее – зажигание и фары. 5. Раковины на литых крашеных корпусах приборов, похоже, покупателей не смущали. 6. Карбюраторы Amal с диффузором 32 мм. Пластиковые шланги с тех пор не потеряли ни гибкости, ни прозрачности. 7. Заводскую табличку на рулевой колонке непросто разглядеть среди хитросплетения труб и тросов.5 6 79 850moto.zr.ru июль 2010 NortoN Commando 850 Interstate mk 3Судя ПО Нашему экземПляру, культура ПрОизВОдСтВа даже ПО меркам тОгО ВремеНи ОСтаВляла желать луЧшегО. Не ПОтОму ли тихО ПОЧил бритаНСкий мОтОПрОм?> общие данныеГод выпуска Сухая масса, кг Длина × ширина, мм База, мм Высота по седлу, мм Объем бензобака, л Максимальная скорость, км/ч 1978 189 2210×650 1440 780 27 19113 10-12> двигательТип R2, 4T ГРМ OHV, 2 клапана на цилиндр Рабочий объем, см³ 828 Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 77×89 Макс. мощность, л.с. при об/мин 51/6250 Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 200/2500 Система питания 2 карбюратора Amal 932, дифф. ∅ 32 мм8. Несмотря на то, что электрика мотоцикла 12‑вольтовая, катушка зажигания – на 6 В. Чтобы не сжечь ее, устанавливали балластный резистор. Провода – как новые. 9. Выпрямитель напряжения располагался на раме, под седлом, а регулятор состоял из двух стабилитронов, прикрученных к массивному основанию подножки пассажира (слева и справа). При превышении заданного напряжения стабилитроны открывались, и ток уходил на «массу». 10‑12. В комплекте – три пары ключей. Одна – от запор-ного механизма рулевой колонки, вторая – от замка зажигания, а третья – от седла. 13. Несмотря на обилие металла в облицовках, петля сиденья почему‑то сделана из резиноподобной пластмассы. Наверное, чтобы можно было добраться до инструмента, даже если заклинит замок… 14. Набор инструмента: безымянные изделия из сомнительного качества стали резко контрастируют с фирменными ключами Gedore и Lucas. 15. В отдельном промасленном пакете оказалась аэрозольная смазка для цепи и набор инструмента.> трансмиссияСцепление Коробка передач Главная передача многодисковое, в масляной ванне 4-ступенчатая цепь> ходовая частьдуплексная, стальная телескопическая, нерегулируемая Задняя подвеска маятниковая, с двумя амортизаторами, регулировка преднатяга пружин Передний тормоз 1 диск, 2-поршневая оппозитная скоба Задний тормоз 1 диск, 2-поршневая оппозитная скоба Передняя шина 4,10-19 Задняя шина 4,10-19 Рама Передняя вилка14-15июль 2010 moto.zr.ru51