78
79
80
81
САМОПАЛНАШ ОТВЕТ ФОН БРАУНУтекст К.И. ШУСТЕРЛИНГА, фото автораПорою стремление людей уничтожать друг друга приводит к созданию уникальных конструкций. Реактивная авиация появилась на свет в виде крылатых ракет «Фау», фашистского «оружия возмездия», воющего над английскими городами. А мирные средства передвижения, с извращенной легкостью оснащаясь орудиями, становились бездушными механизмами убийства. Грубыми, дешевыми и функциональными. Зачем создавать красоту, если она будет перемолота молохом войны?Что было бы, если бы конструкторам не пришлось в спешке создавать «оружие блицкрига», потом «оружие возмездия» и в завершение «оружие победы»? Как сложились бы судьбы вещей, если бы их не штамповали тысячами в спешке, чтобы потом разбросать по лесам и полям войны? Как сложились бы судьбы оставшихся в живых и живущих в благополучии людей, что понадобилось бы им в этой мирной жизни? Мотоцикл «Цюндап», символ оккупации, чудище в «фельдграу»*, верный служака вермахта. Как сложилась бы его судьба, не случись мясорубки Второй мировой? Каким стал бы он на широких проспектах непорушенной войною Европы, оставив в бредовом сне* Фельдграу (нем. feldgrau, серо-полевой) – основной цвет полевой формы германской армии с 1907 и, в основном, до 1945 года. Фельдграу представляет собой спектр оттенков цветов от серого до коричневого. В классическом понимании фельдграу – серый с оттенком зеленого, что справедливо для времен Второй мировой войны, но может отличаться для иных периодов истории вооруженных сил Германии.тяжкое бремя армейского предназначения? И как символ такового – неуклюжий боковой прицеп. Таким ведь вначале и задумывался мотоцикл – игрушкой беспокойного ума, предметом восхищенной зависти и верным средством развеять мысли при помощи встречного ветра. Мотоцикл – не для маршей и бросков, а для путешествий и дружеских встреч. Быть может, наслаждаясь заслуженной мощностью и легкостью формы он обрел бы и серебристые крылья? Ну, крылья – не крылья, но серебристые – обязательно. Когда-то сама идея полета машины тяжелее воздуха шокировала ум человечества. А с появлением реактивной тяги аэрокосмические мотивы пропитали творческую фантазию конструкторов на добрые полвека. Обтекаемые каплеобразные формы, сверкающий алюминий, символ скорости, стремления в небеса даже в состоянии полного покоя. Ретрофутористическая мечта… Но отпустим фантазию в небесные выси и создадим набросок мотоцикла – в меру длинного,78moto.zr.ru январь 2011 ПРОЗВИЩЕ V-2000 (ФАУ-21 ВЕК) ПОЯВИЛОСЬ ПОСЛЕ УСПЕШНОГО ТАРАНА ЭТИМ АППАРАТОМ ПОДРЕЗАВШЕГО ЕГО ВАЗА. ПОТЕРИ ПРОТИВНИКА: СМЯТЫЙ ЛОНЖЕРОН, ВСКРЫТЫЕ КРЫЛО И БОРТ, РАЗОРВАННАЯ ЗАДНЯЯ ПОКРЫШКА, ДИКИЙ ИСПУГ «ПИЛОТА». НАШИ ПОТЕРИ: СТЕРТАЯ ОБЛИЦОВКА ЗАДНЕЙ ДУГИ И ПОВРЕЖДЕНИЕ КРАСОЧНОГО СЛОЯ. ПОСЛЕ ТОГО И БЫЛ УСТАНОВЛЕН ДВОЙНОЙ ПЕРЕДНИЙ ТОРМОЗ.МОТОАРТЕЛЬ V 2000> ОБЩИЕ ДАННЫЕПостройка Россия, Орел, 2001 г. Рама, бак, капотировка «Madmouse v-1» -МОТОАРТЕЛЬКолесная база, мм 1720 Высота седла, мм 730 Сухая масса, кг 236 Угол наклона рулевой колонки, град. 36 Вылет рулевой колонки, мм 75 Клиренс, мм 130 Двигатель «Иж -Сова» 2-цилиндровый, двухтактный, 400 см3, на картере Иж-Юпитер-5, поршневые группы «Сова-200», выпускные системы «AnacondA 2-2-1» -МОТОАРТЕЛЬГенератор и электронное зажигание -МОТОАРТЕЛЬПередняя подвеска параллелограмная вилка «Paralbell» -МОТОАРТЕЛЬЗадняя подвеска Нива-MONO Тормозная система на агрегатах «Иж-Орион», комбинированная, тормозные диски 280 мм -МОТОАРТЕЛЬКолеса литые -МОТОАРТЕЛЬПередняя шина 110/90-18 Задняя шина 120/90-18 Покраска Old Garage Styleянварь 2011 moto.zr.ru79 САМОПАЛИЗВЕСТНО: ВОСПИТАНИЕ НАШЕГО ОППОЗИТА ПОДОБНО УСЕРДНОМУ ОТЦОВСТВУ – ДЕЛО ИНТЕРЕСНОЕ, НО ЧАСТЕНЬКО НЕБЛАГОДАРНОЕ. КАЧЕСТВО ДЕТАЛЕЙ СОВЕРШЕННО НЕ ПОЗВОЛЯЛО ВОПЛОЩАТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ МОЩНОСТЬ…в меру аэродинамического, но с вольной туристической посадкой и высокими колесами. При этом сохранив все наследственные признаки: грозный силуэт, параллелограммную переднюю вилку, топливный бак погруженный в пространственную раму и, конечно, фамильный, ребристый глушитель. Неширокие шины, минимум светотехники. Архаичная конструкция передней подвески, сдобренной скрытым гидравлическим поршнем (фото 5), плавно перерастает в современнуюзаднюю – с центральным амортизатором (фото 1) и жестким треугольным маятником. Символическая связь между прошлым и будущим, воплощаемая в металле. Ферма седла, изогнувшись, как бы летит во след машине над независимо движущимся задним крылом. Хромированный овального сечения штурвал, украшенный лаконичной гроздью приборов (фото 2), буквально парит над хищно шевелящейся на рычагах передней подвески массивной, сверкающей кожухом фарой. В свободную клетку разработанной пространственной рамы поместится практически любойрядный или оппозитный двигатель. Но… В конце прошлого уже двадцатого века за пределами столиц и в рамках бумажных законов народу были доступны лишь небогатые разнообразием отечественные мотоагрегаты. Так что спускаемся на землю… Привычный и распространенный двигатель «Юпитеров» умиляет своей простотой и неприхотливостью. Правда, он бесстыдно двухтактный, и что намного хуже – ниже среднего по кубатуре. А значит, без серьезной трансплантации точно не обойдется. Простейшая расточка под поршни от «Совы-двухсотки» соблазнительна, но технически недостаточно изысканна. Отчего бы неприживить поршневые группы в сборе, с лепестковыми клапанами? Гарантированные 30 сил с четырехсот кубов (фото 3). Вот это достойное техническое решение – для конца-то двадцатого века! В подопытные был избран картер Ю-5, часть его крепежных шпилек практически совпали по месту с «совиными», другие подверглись переделке. Без подрезки основания цилиндров не обошлось – разница в высоте поршней 5 мм. Все окна в цилиндрах расположились значительно выше «юпитерских», и даже выше родных «совиных», что внушало сомнения насчет расхода топлива на низах – но они были отвергнуты как пессимистические.ПОСТАВЛЕННАЯ ЗАДАЧА ВЫПОЛНЕНА: УНИКАЛЬНЫЙ СИЛУЭТ МОТОЦИКЛА НЕ СПУТАТЬ НИ С ОДНИМ ДРУГИМ В ЦИВИЛИЗОВАННОМ МИРЕ, А ПОВТОРИТЬ КОНСТРУКЦИЮ РАМЫ ВРЯД ЛИ РЕШИТСЯ КТО ДРУГОЙ.80moto.zr.ru январь 2011 ПЕРВЫЕ ЖЕ ИСПЫТАНИЯ ПОКАЗАЛИ, ЧТО ТРУДЫ НЕ НАПРАСНЫ: МОТОР НА СТЕНДЕ МГНОВЕННО РАСКРУЧИВАЛСЯ ДО 9500 ОБ/МИН, ПРОИЗВОДЯ КОШМАРНЕЙШИЙ ВОЙ И ТРЕБУЯ СРОЧНО СКОНСТРУИРОВАТЬ ОСОБУЮ ГЛУШАЩУЮ НАСАДКУ.Система питания приобрела два скромных карбюратора «Йиков» 28 мм (славных своим холостым ходом и экономайзером), крепящихся через доработанные алюминиевые патрубки от «Планеты». Воздух очищает фильтр «Днепра» (фото 4). Более ничего, кроме установки электронного зажигания и перемотки якоря генератора, в двигателе не изменилось. Первые же испытания показали, что труды не напрасны: мотор на стенде мгновенно раскручивался до 9500 об/мин, производя кошмарнейший вой и требуя срочно сконструировать особую глушащую насадку. Дабы избежать скорого вылета тонких поршневых колец, окна цилиндров были опущены на 1 мм за счет замены паронитовой прокладки под цилиндрами герметиком. И кривошипная камера не перегревается. Первая выпускная система обеспечивала злодейский подхват на 8000 об/мин, но давала неприятный провал длиною в 500 об/мин в районе третьей тысячи, что не к лицу аппарату с достоинствами круизера. Следующая схема поражает не только извращенной укладкой под днищем мотоцикла (фото 6), но и дает ровную тягу с полутора тысяч. Отдельные, тщательно просчитанные резонаторы соединяются в общий высокохудожественный глушитель на левой стороне аппарата. Внутренности его, богатые сечением, скрадывают звонкие двухтактные ноты, но отнюдь не в силах сдержатьяростного храпа при разгоне. Что впрочем, приятно дистанцирует окружающий многоколесный транспорт. Справа такой же по форме ящик с аккумулятором, ручным насосом и инструментами (фото 7–8). Сухая масса мотоцикла с базой 1700 мм по сравнению со стандартным «Ижем» возросла меньше, чем мощность нового двигателя, а значит, работа проделана не напрасно. Характер разгона ярко и приятно отличается от ижевского, хотя, конечно, несравним с литровым «сибиэром». Но среди «одноклассников» не стыдно: крутящий момент в середине шкалы более 36 Нм, что побогаче большинства четырех-соток. Высшие обороты искусственно ограничены шестью с половиной тысячами – в угоду долголетию деталей и избранному характеру эксплуатации. Один комплект свечей служит уже который сезон – потрясающий симптом для двухтактного двигателя. Расход топлива не более восьми литров по городу. Печалит лишь традиционный масляный выхлоп. Но это зло неизбежное. Тормозная система комбинированная: впереди два отдельных рабочих поршня на один диск (фото 5) – ручное и ножное управление, также действующее на один поршень заднего тормоза. Тормозные системы ижевские, но все вместе приземляет машину вполне пристойно. Тяжелая с виду передняя вилка – трубчатая ферма, накрытая металлом толщиной 0,8 мм. Она пугает новичка своей кажущейся неповоротливостью на очень малом ходу. Сказывается 36-градусный рейк. Но, стартовав, аппарат рулится неожиданно легко, наклоняется и позволяет в опасных ситуациях выписывать самые ошеломляющие траектории. В угоду управляемости на мокрой дороге передняя резина установлена елочкой вниз. Входившую тогда, 8 лет назад, в моду начинку из светодиодов получил не только задний фонарь, но и габаритный огонь, огибающий изнутри хромированной капсулы выпуклый глаз линзованной фары. Дальний и ближний свет переключаются рычажкомна руле и механической заслонкой внутри кожуха фары. Как ни странно, подобно вдохновителю – прадедушке Zundapp KS-750, – на таком мотоцикле вполне можно преодолевать и пересеченную местность. Целый сезон был посвящен этому неуместному для арт-байка занятию. Громоздкие с виду подвески приятно удивляют в деле. Механических неполадок серьезнее обрыва тросиков не наблюдалось. Но передвижение с пассажиром и пожитками по грунтовым колеям – это, скорее, испытание крепости духа: аппарат не любит ездить медленно. Двигатель же показал свою универсальность и удивительную надежность и, похоже, прижился здесь навсегда (фото 3–4). А ведь позднее специально для этого мотоцикла был создан и испытан рядный четырехтактник большего объема. Венец турбореактивного дизайна – восемнадцатидюймовые колеса из алюминиевого сплава – достойны отдельного романа. Полностью местного производства, отформованные по модели, изготовленной художником, и чудом отлитые под обрушивающимися сводами литейного цеха – они уникальны и отныне неповторимы. Закрывать их тормозами жуткое святотатство и потому – всего один тормозной диск на переднее колесо… Конечно, на этой восхитительной ракете можно летать лишь невысоко над асфальтом. Зато прицепить к ней тележку с пулеметом не смог бы и фон Браун…январь 2011 moto.zr.ru81