86
87
спортКРЫМСКИЕ БАХИтекст Виталия ФЕДОРЕНКО, фото Дмитрия ПОЛЯШОВА и Дмитрия ВАКУЛКАТак сложилось, что Федерация мотоспорта Украины соревнования по ралли-рейдам не проводит. Но возможность участвовать в ралли-рейдах, проводимых автофедерацией, мотоциклисты получили, хоть и вне зачета (в зачете – внедорожники и квадроциклы). Они приняли участие во всех этапах прошедшего сезона, пользуясь общими с зачетными классами маршрутом, судейством, безопасностью и накапливая бесценный опыт.> >РАЛЛИ-РЕЙД> >Снежно-ледовая гонка длиной 322 км. Организаторы сделали невозможное: месяц военная техника рыла в снегах туннели 90-километрового кольца. Но из-за проблем с безопасностью мотогонщиков к участию не допустили. (Согласитесь, гонять с четырехколесными в снежном туннеле шириной 3–4 метра и высотой борта более метра не совсем разумно.) Однако я принял участие в прологе, проехав четыре километра на шипах. Тогда благодаря поддержке зрителей и СМИ нас наконец-то заметили. Также удалось собрать вместе представителей двух федераций и заявить о мотоциклистах в полный голос.Февраль, 1‑й этап – «Баха Киев» (КиевсКая оБласть)Впервые за десятилетнюю историю ралли-рейдов удалось собрать 62 единицы техники, семнадцать из которых – мотоциклы! В первый день соревнований после торжественного старта гонщики «рубились» на кольце пролога, развлекая около четырех тысяч зрителей. А на следующий день участников ожидал спецучасток длиной 325 км (для мотоциклистов – 250). Казалось бы, на прямиках газуй – не хочу. Но крымские степные дороги коварны – жесткий грунт с выступающими камнями не позволяет расслабиться. Хорошо, что трава еще не успела подняться и неплохо просматривались обочины, на которых времяапрель, 2‑й этап – «Баха тарханКут» (ЧерноморсКое, ар Крым)от времени попадались камни величиной с мяч. Также было много небольших каменистых балок, которые с большой скорости успеваешь заметить только перед собой. Июльская гонка «Песчаный лабиринт» (Херсонская область) по ряду причин не состоялась, и самая большая в Европе пустыня с пятиметровыми барханами – Алешкинские пески – в этом году не услышала рев моторов.август, 3‑й этап «Баха Черные Камни» (БахЧисарайсКий район, ар Крым)Для мотогонок всего лишь 270 км. Но каких! Маршрут пролегал по красивейшим местам плато Казан-Таш. Жесткие степные дороги сменялись еще более жесткими каменистыми,86moto.zr.ru февраль 2011 Читайте в следующем номере интервью с Алексеем Наумовым, который участвует в ралли «Дакар 2011» и каждый день улучшает свое положение в турнирной таблице.> Виктория РуленкоВа, Москва, участница Бахи Тарханкут:«Случайно узнала, что в ноябре будет проводиться заключительный этап ралли-рейдов Украины в Крыму, на мысе Тарханкут. И решила – еду! Встречали нас тепло, и в первый же вечер я сдружилась со всем мотоквадросообществом. Перед официальным стартом мы с нашей российской автомобильной командой накрутили трехцветных флагов и на машину, и на меня. И вот так, с российским флагом, я и проехала по праздничной площади, гордо поглядывая на толпы зрителей. Особого волнения я не испытывала, так как думала, что поеду по мере сил, без фанатизма. И вот старт дан, я рванула. Дорога вела жесткой колеей вдоль моря. Было полное ощущение полета птицы над скалами. К камням я уже приноровилась и больше не боялась. Если и подбивало колеса камнями, легко справлялась и неслась дальше. На крутом повороте увидела перевернутый квадрик. Гонщик весело махал рукой – езжай дальше! По дороге я, к изумлению, обогнала двух наших мотоциклистов. Адреналин зашкаливал.Я на поворотах оглядывалась и радостно отмечала, что никого сзади нет! От радости начала выжимать газ, навигатор показывал 110 км/ч, для меня это рекорд, я никогда не позволяла себе нестись по бездорожью так быстро. Затем встретились глубокие сложные броды, один брод я решила объехать вдоль отвесной скалы, но один мотогонщик перевернулся на узкой тропинке, и проехать мимо не получилось. Тогда я решила подняться немного выше по стене и объехать его, а глаза цеплялись за камни все выше и выше. И мотоцикл стал подниматься также вверх наискосок. Я поняла, что вниз спуститься уже не смогу – стена отвесная, каменная. Оставалось цепляться колесами за камешки и подниматься вверх. Все замерли и смотрели, как я туда лезу. Удивительно, но я преодолела эту страшную гору. От радости поехала дальше еще бодрее. Было и блуждание в компании еще двух гонщиков по бескрайним горам с ужасными скалистыми обрывами, и дозаправка, и крепкое падение в повороте, где я поскользнулась в пыли. Отломалась защита руля, и заклинило газ, гонщики уехали. А я дотащилась до КП, где сняли защиту и высвободили ручку газа. Очень хотелось догнать уехавших вперед, да где там! А вечером мы с молодецким гоготом ужинали, носились по лагерюи делились впечатлениями. Кто-то сломался, кто-то разбился. Но все равно все были счастливы. На второй день гонки я взяла сразу очень высокий темп езды. Я думала, что уже знаю всю трассу, не боялась ее и ехала лишь с мыслью побеждать. Сначала прозвенел звоночек, когда я еле ушла от резкого обрыва в повороте со скалы в море. Я подумала, что надо ехать осторожнее, но тут же забыла об этом, и следующий внезапный поворот слизнул меня утренней росой и песочком. Помню, что летела высоко, падала больно. Так и лежала с искрами в голове, пока не приехали наши гонщики. Подняли, отряхнули, поехали. Оторвался навигатор. Стала обрывать ленточки с трассы, чтобы привязать его к рулю. Кое-как намотала огромный бант, поехала. Ехала чуть ли не на второй скорости, но поняла, что чем так ехать, проще вернуться назад. Взяла себя в руки и заставила катиться быстрее. Чуть позже вернулась уверенность, и поехала уже нормально, но время безнадежно потеряно. Да и юношеский задор улетучился… А уже в лагере вечером, когда врач мне делал уколы и я валялась на кровати с головной болью, мне сообщили, что по очкам за два дня гонки я вышла на третье место. Были душевные поздравления, награждение, фотографии на память и много бурных эмоций. Такого счастья я не ожидала. Это был просто праздник!»с крутыми спусками и подъемами,  грунтовыми лесными и очень пыльными полевыми. Глубокие колеи на  узких лесных дорожках дополняли  сыпучие каменистые подъемы  и спуски. Перепад высот трассы составил 300 метров, поворот на повороте, участков, на которых можно  было разогнаться, чтобы хоть немного продуться потоками воздуха  и глотнуть воды из гидратора, практически не было (короткие «прямики» составили в общей сложности не  более 40 км). Режим движения похож на мотокроссовый: за разгоном – торможение и снова разгон.  За столь небольшое расстояние на  практически новой задней покрышке Metzeler SixDays Extreme остались шашечки высотой 3 мм и завершающие 40 км, мой мотоцикл  просто «плыл» по дороге. «Изюминкой» и главным испытанием раллирейда стала погода. Палящее солнце в безоблачном небе и отсутствие  ветра создавали поистине боевые  условия «Дакара». Столбик термометра в этот день уверенно держался на отметке +47 °С, а вентилятор  радиатора практически не выключался. Горячий воздух обжигал губы, когда с лица необходимо было  снять бандану, чтобы в движении  попить воды. Редкие порывы ветра  на открытых участках плато через  вентиляционные каналы шлема равномерно распределяли горячий воздух, а ноги в кроссовых ботах просто плавились. Плотная пыль,  поднятая впереди идущим экипажем, долго не оседала, что сильно  затрудняло совершение и без того  самого опасного маневра в раллирейдах – обгона. Достаточно трудно  было подобраться вплотную, и иногда приходилось держаться от впереди идущего экипажа на большом  расстоянии, таким образом вести  его по 5–10 км, выжидая, пока тот  не совершит навигационную ошибку, или трасса не станет максимально сложной, принудив сбросить скорость до минимума. Именно в такие  короткие моменты необходимо максимально быстро и безопасно догнать конкурента, тем самым показав  ему, что ты едешь быстрее. «Золотое  правило» ралли-рейдов – уступи дорогу догнавшему экипажу – уважают  все гонщики и, прижавшись в сторону, вежливо пропускают. Несколько  раз приходилось бороться за первую  позицию с квадроциклами и внедорожниками, за 10–15 км поочередно меняясь местами из-за ошибок в пилотировании и навигации. И если уже  сумел совершить обгон, необходимо  удаляться максимально быстро, не  давая сопернику шанса на дальнейшую борьбу.Ноябрь, 4‑й этап «баха тархаН‑ кут, серия 2» (мыс тархаНкут, ар крым)Традиционно этап «Киммерийский  тракт» проводился на Керченском  полуострове, но в связи с внеплановыми военными учениями его  пришлось отменить. И снова гостеприимный Тарханкут собрал мотораллистов. Приложенные усилия  по продвижению соревнований  принесли свои плоды, и в этот раз    к участникам присоединились два  мотогонщика из Москвы. Гонка была  разделена на два дня, в каждый из  которых предстояло преодолеть по  два 155-километровых круга. В этот  раз организаторы проложили безумно интересный маршрут: первые  26 км извилистой дороги вдоль моря, практически по кромке обрыва,  затем немного прямиков между полями, несколько бродов и большая  степь, на которой дороги разлетались веером. Делать срезки поворотов было негде – высокая трава  прятала много «подарков» в виде  больших камней и ям. Впервые было введено движение в навигационных зонах. Я просто нарадоваться  не мог, что на мотоцикл удалось за  день до гонки поставить прокрутку  легенды и использовать дорожную  книгу. Ноябрьский же этап «Самарские  дебри» (Днепропетровская область) не состоялся по причине выборов в стране, которые сместили  с октября четвертый этап и просто  не оставили возможности для организации пятого. Ралли-рейды на Украине развиваются, энтузиасты прикладывают  немало усилий, чтобы привести соревнования к международным стандартам. А условия Крыма позволяют  организовывать многодневки, в том  числе и в горных районах.  В 2011 году состоится совместный  российско-украинский этап по ралли-рейдам «Тарханкут». Если же две украинские федерации не договорятся на зачетное  участие мотоциклистов, мы все  равно будем участвовать во всех    этапах, пусть вне зачета. И вас приглашаем! февраль 2011 moto.zr.ru87