80
81
82
спортСТАНТРАЙДИНГ – MADE IN USSRтекст Алексея СЕРЕБРЕННИКОВА, фото автора и из архива редакцииХотя стантрайдинг (от анг. Stunt – трюк и Riding – верховая езда на чем­либо) и ассоциациируется с мотоциклами, трюкачить в движении можно на чем угодно.> >стантрайдинг> >В первые станткоманды появились в Питере и Москве еще в начале двухтысячных. Многие здравствуют и поныне.Вспомните детство – все катались на самокатах, велосипедах или роликах, и когда становилось скучно, вы начинали поднимать в небо переднее колесо, кружиться по кругу или перепрыгивать через препятствия. В общем, это и был своего рода стантрайдинг…Стант в СССР. В Союзе мо-тоциклистов хватало, но партийное руководство и доблестная ГАИ всячески перестраховывались и пресекали любые гонки по ночам на «восходах», «явах», «ижах» и прочих «мин­ сках», как и всевозможное проявление чего­либо, не помещающегося в рамки советского уклада. Поэтому о соревнованиях по станту никто и не мечтал. А разного рода чудаки, вроде тех, кто шел по жизни с риском, выход адреналину находили, записываясь в ряды, например, каскадеров. Так было до распада СССР, пока сквозь обветшавший «железный зана-вес» не хлынули спорт­ байки и не просочился Интернет, подаривший первые кадры с цивилизованным стантом. В начале двухтысячных в Питере и Москве стали быстро формироваться первые станткоманды, многие из которых здравствуют и поныне. Одной из первых сформировалась питерская школа станта, возглавил ее известный шоу­стантмен Денис Щапов. В его команду входили: Тимур «Мистик» Малания, Эдик «Ганнибал» Тишин, Анатолий «Трутень» Шокель, Алексей «АК­47» Калинин и другие. Примерно тогда же пошли подвижки и в Москве. Александр «Фурыч» Рябикин, Михаил «Мультик» Берестнев, Юрий «Red Bull» Верховников, Роман «Acro» Дырин, чуть позже Марат «Марик» Канкадзе, Антон «Антуан» Филиппов сформировали столичную станткультуру и стали активно внедрять ее в «массы», создав известные в мотокругах стантшколы.Мотоциклы. Поскольку стантить можно на любом мотоцикле, то и самих стантбайков великое множество. Кто­то приспосабливает под это дело питбайк, кто­то готовит «кроссач», супермото и даже чоппер, но классикой жанра всегда остаются «спорт» или стритбайк. Причин тому несколько. По статистике среди райдеров во всем мире наиболее востребованы 600­кубовые инжекторные Kawasaki ZX­6R Ninja (2003–2006 г.в.), Honda CBR600F4i (2001–2006 г.в.) и Honda CBR600RR (2003– 2011 г.в.). Благодаря надежности, удачной развесовке и хорошей эластичности мотора, эти мотоциклы чаще других побеждают в мировых станттурнирах. Бывают и исключения – тот же Крис Пфайффер давно и успешно выступает на BMW F800R, а Кевин Кармайкл – на Triumph Street Triple. Так что выбор мотоцикла зависит исключительно от лич-ных пристрастий, а под­ готовить его к станту особого труда не составляет. На самом деле можно выполнить самый сложный трюк на любом, даже стоковом байке. Однако чем богаче набор выполняемых трюков, тем индивидуальней становится мотоцикл, тем быстрее он обрастает дополнительными атрибутами. В первую очередь, для подстраховки особо важных частей мотоцикла от неизбежных падений на него устанавливается защитная «клетка» (Crash Cage), которая представляет собой внешний силовой каркас из труб. Вариантов – море! На разный вкус и кошелек. Впрочем, при наличии «прямых рук» ее можно соорудить самостоятельно. Главное – рассчитать «крэш кейдж» таким образом, чтобы при падении мотоцикл касался земли слайдером, расположенным значительно выше центра тяжести. В таком случае мотоцикл не перевернется и не помнет бак,руль и рычаги. Взамен стандартных пассажирских подножек можно приделать нескладывающиеся с усиленным креплением (Stunt Pegs или Sub Cage). Своей монументальностью они зачастую напоминают «клетку», поэтому помимо функциональной нагрузки по ассистированию в некоторых трюках (на такие подножки удобно опираться), на них также возложена обязанность по защите от повреждений. Следующим в списке модификаций идет «вили бугель». Вариантов, как правило, два: либо традиционный «12 часов» (12 O'clock Bar), либо полукруглый (Round Bar). Первый широко распространен и выглядит, как плоская площадка, часто со сменной титановой пластиной. Второй же, как следует из названия, выполнен полукруглым и устанавливается чуть ли не заподлицо со стандартным пластиком. Но, несмотря на внешние различия, предназначение у них одно – быть точкой опоры для трюков с вертикально стоящим мотоциклом. Хотя, безусловно, с плоским бугелем делать их все­таки проще, так как полукруглый вынуждает аккуратнее придерживать мотоцикл. Кроме того, если некоторые «двенадцатичасовые» бугели80moto.zr.ru июнь 2011 По статистике среди райдеров во всем мире наиболее востребованы 600‑кубовые инжекторные Kawasaki ZX‑6R Ninja (2003–2006 г.в.), Honda CBR600F4i (2001–2006 г.в.) и Honda CBR600RR (2003–2011 г.в.).Лишь стантрайдингу требуется небольшая ровная асфальтированная площадка, которая априори имеется в любом городе России, рядом с любым супермаркетом или стадионом.Спорт или шоу. Что же такое стантрайдинг – спорт или шоу? Если речь идет, например, о чемпионате Восточной Европы по стантрайдингу – это соревновательное шоу. Если нет задачи выявить победителя – это чистой воды спектакль, где ния. Поэтому, если не хотите, райдеры, подобно артистам, чтобы ваша станткарьера за- развлекают публику. Все станкончилась, так и не начавтеры талантливые и честолюшись, никогда не пренебребивые люди, они любят риск гайте экипировкой. и обожают соревноваться между собой, а значит, на турнирах никогда не бывает скучСтили. Когда речь заходит о стилях, правильней говорить но – каждый выкладывается о стантшколах и той манере ка- на все сто. Неудивительно, что тания, которой они придержи- зритель уходит с площадки ваются. Питерская школа стан- влюбленным в стантрайдинг, с желанием вернуться и по­ та невероятно техничная, чистая, ее идеал состоит в ка- смотреть на стритбайк­фри­ тании без ошибок, однако зри- стайл еще раз! телям это не всегда нравится – «не на грани». Московская школа станта за последнее время совершила настоящий рывок: в ней появилась легкость, настроение, и медленный темп, и динамика, великое разнообразие трюков – и все это красиво вписано в те пять минут, которые даются райдеру на выступление в турнире. Но ей по­прежнему не хватает Экипировка. Райдеру само- акробатики, танцев вокруг и около мотоцикла. Чего не заму решать, с кем его будет нимать прибалтийской школе ассоциировать публика – с крутым полураздетым мачо в лице Арунаса Гибежы (Литва) или средневековым рыцарем, или чемпиона Англии 2007 года Яниса Роозитиса из Риги облаченным в карбоновые (Латвия). доспехи. Руководствуясь опытом проведения станттурниров, замечу: на кажДоСтупноСть. Прелесть дом, несмотря на профес­ стантрайдинга заключается сионализм выступающих в его относительной, по сраврайдеров, происходят паде- нению с другими видамипозволяют в процессе выступлений опираться на них ногой, то «раунд бар» с самого начала лишает такой возможности. Тем не менее это не проблема. Наиболее простое решение вынужденного неудобства – прорезать отверстие нужного размера в пассажирском сиденье. Что же до руля, то обычно его меняют на кроссовый или стритовый (Fat Bar). Правда, сейчас все чаще применяются афтемаркетовые клипоны. Не те, что мы привыкли видеть у кольцевиков, а несколько иные: эти прикручиваются поверх верхней траверсы и практически перпендикулярно к вилке. А чтобы эту вилку не «колбасило» ни при приземлениях, ни во время «роллинг стоппи», рулевой демпфер совсем не помешает (выбор можно сделать в пользу компактного роторного). Кстати, имеет смысл вывести дублер заднего тормоза на руль. Стандартный задний при этом остается на своем месте, а на заднюю ось вешается еще один суппорт и к нему протягивается параллельная магистраль. Само собой, вслед за всем остальным меняются звезды. И если переднюю можно не трогать, то заднюю имеет смысл поставить побольше, как минимум, на 15– 20 дополнительных зубьев. Список переделок, конечно, может быть обширнее. И принцип здесь один – чем выше мастерство райдера, тем более индивидуальным становиться его байк, все больше превращаясь в уникальный спортивный снаряд, тонко настроенный и адаптированный только к одному человеку – его пилоту.самый сложный трюк можно выполнить на любом, даже стоковом байке. однако чем богаче набор выполняемых трюков, тем индивидуальней становится мотоцикл, тем быстрее он обрастает дополнительными атрибутами.мотоспорта, доступности. Для шоссейно­кольцевых мотогонок, Супермото и Минимото нужна стационарная гоночная трасса. Для кросса – тоже, но на грунте. Для FMX – специальная рампа (трамплин и приемник). И лишь стантрайдингу требуется небольшая, размером всего 80х40 м (что соответ­ ствует половине футбольного поля) ровная асфальтированная площадка, которая априори имеется в любом городе России, рядом с любым супермаркетом или стадионом.ШЛЕМВ ПОДАРОК!реклама спорт> > > >новостиСНОВА ЗДОРОВОТравмированное колено, оставившее Антонио Кайроли в Болгарии без наград, залечено и больше не беспокоит итальянца. Это было ясно всякому, кто был свидетелем второго этапа чемпионата мира по мотокроссу MX1/MX2, состоявшегося на голландской трассе Фалкенсваард. Действующий чемпион по итогам двух заездов набрал наибольшее количество очков среди соперников, финишировав сначала на первой позиции, а затем – на второй. Его напарник по команде Максимилиан Нагл, благодаря третьему и первому месту, соответственно, заработал серебро. Бронзу же получил Давид Филиппаерц на Yamaha YZ450F, не поднимавшийся на подиум с прошлогоднего этапа в Бразилии. Россиянин Евгений Бобрышев, по его словам, весь гоночный уик-энд больше сражался со своим мотоциклом, чем с другими гонщиками. Поэтому в первом заезде Евгению не удалось подняться выше десятого места, а во втором он оказался лишь седьмым. Закономерно, что после двух этапов в зачете MX1 он теперь восьмой. Ну а впереди пока Фроссар – у него 85 очков.82moto.zr.ru июнь 2011