102
103
104
105
БЕзОПаСНОСТЬАНТИУГОНКаким должен быть гараж, чтобы ваш мотоцикл не угнали? Или угнали, но не сразу…ю ь м е с А З и м а к м а зи Вик КОНОПА дуарда Э и к н у , рис УТКИНА Антона текст О ОРОЖК тории ДБыть рядом с любимым мотиком круглосуточно мы, увы, не можем – в квартиру его не затащишь. Хотя именно так и делали некоторые фанаты-байкеры лет двадцать назад: каждый вечер, кликнув на помощь дворовых приятелей, поднимали 220-килограммовый «Урал»-одиночку на пятый этаж «хрущобы». Впрочем, подобный экстремизм был продиктован не только желанием уберечь железного друга от воров, но и спокойно, в тепле и уюте, покопаться в его забарахливших кишочках… сегодня, если кто-то и ставит мотоцикл на паркет рядом с кроватью, то, видимо, лишь на зиму – предварительно высушив бензобак и герметично закутав попахивающего нефтепродуктами любимца в пленку для парников. Ну а летом пожиратель бензина и километров по-любому остается ночевать вне поля зрения хозяина. К вящей радости угонщиков. Остановить которых в этом случае призван гараж, то есть именно физическая преграда между ними и мотоциклом. Ведь никакие перспективы понести наказание по закону (когда крадуна разыщет полиция) или по понятиям (если его первым найдет крутой терпила со своей братвой) сдержи-вающим фактором не служат – такова наша российская реальность. А крепкая сталь и кирпичные стены удержат? Итак, оценим уровень защиты мотоцикла от угона в гаражах разных типов. Неохраняемых наземных в России больше всего. Как правило, они выстроены рядами вдоль железных дорог, под высоковольтными ЛЭП и на прочих бросовых, отдаленных от жилых домов территориях. По ночам там безлюдно и условия для взлома идеальные – никто не услышит и не помешает. Перечислим рекомендуемые специалистами способы укрепления такого рода гаражей и ответные действия взломщиков. Вроде бы прочная стена толщиной в полкирпича легко «разбирается» с помощью кувалды. А толщиною в кирпич (что встретишь редко) просто заставит лишних минут десять попотеть с пользой для здоровья и роста мышечной массы. Применение дорогущих замков именитых фирм с сотней миллионов комбинаций секретности и невысверливаемой личинкой имеет смысл для защиты скорее не мотоциклов, а автомобилей, угоняемых на продажу, – в этом бизнесе действительно иногда участвуют ква-лифицированные «медвежатники», предпочитающие не грубый взлом, а «чистую работу». Предположим, такой специалист не сможет подобрать отмычку к замку Cisa или Mul-T-Lock ценою 10 000 рублей, хотя сходу откроет Abloy за 2 тысячи. Но в любом случае он не будет помогать своему непутевому младшему брательнику добраться до чьей-то «Ямахи», чтобы тот месячишко покатался и потом спалился… Поэтому можете не рассчитывать на интеллектуальный взлом и не заморачиваться маркой замков – пары отечественных среднего ценового диапазона будет вполне достаточно. Важнее массивность корпуса и толщина ригеля (дужки), ведь если угонщики и решат заняться замками, а не пойти в обход, то будут либо пилить их, либо сбивать кувалдой. Учтите, что навесной замок снаружи, требующий соответствующих по прочности ушек, очень удобен для крепления стального буксирного троса и срыва ворот грузовиком. При этом все ваши старания упрятать внутрь петли, соорудить упоры со стороны косяков и блокировать створки изнутри к коробке толстенными задвижками будут напрасны. Кинетической энергии даже трехтонной машины(скажем, угнанного для этой цели «Бычка») вполне хватит, чтобы выгнуть дугой любые, например, сваренные из 70-го, а то и 100-го уголка ворота, после чего заходящие в косяки штыри свободно выйдут из пазов. Иногда гараж расположен так, что грузовику нет места для разгона в нужном направлении – мешает забор или кювет, либо проезд между рядами боксов слишком узкий. Тогда угонщики пойдут более долгим, но не менее результативным путем. Традиционный для отечественных уголовников инструмент – портативный автоген, собираемый из медицинского кислородного аппарата, баллончика с пропаном для туристической плитки и строительного газового резака со шлангами. минут пять шипения пламени, и ворота превращаются в металлолом. Более современная методика – запитать мощную, например, 2–3-киловаттную, «болгарку» через преобразователь напряжения от бортовой сети любого автомобиля. Диском диаметром 230 мм можно довольно быстро вырезать в воротах дыру, чтобы пролезть внутрь и там уже перерезать все, что удерживает одну из створок от свободного падения на землю. Для работы по камню ставят102moto.zr.ru июнь 2011 диск с другим составом абразива. Короче, супротив «болгарки» не устоит практически никакой из применяемый в технике материалов, твердость, прочность и тугоплавкость которых в данном случае малосущественны. В последние годы торговля предлагает взломщикам и автономные аккумуляторные «болгарки». Так, Rioby CAG 180M с диском диаметром 115 мм стоит всего около 3000 рублей. На длительную и тяжелую работу она, конечно, не рассчитана, но чтобы перерезать ригели замков, оси петель и дорогущую фирменную цепь, которой сам байк прикован к полу, заряда батареи хватит. Поэтому вовсе необязательно, что к вашему гаражу подкатит бригада на машине – возможно, это будут двое пацанов на мотоцикле. Которые уедут уже на двух… Уточню – речь идет лишь об инструментах, имеющихся в свободной продаже, и о методах, применяемых, в основном, непрофессиональными угонщиками. О том, чем работают специалисты экстракласса, которых в общей массе российских похитителей мотоциклов, к счастью, мизерная доля, можно лишь догадываться, ведь в своем техническом развитии они, как правило, на два шага опережают тех, кто придумывает противоугонные средства. В сводках происшествий зарегистрирован случай, когда угонщик шел к цели через восемь гаражей, выбрав для входа самые слабенькие ворота. Не располагая грузовиком, автогеном или электроинструментом, угонщики категории «шпана» вооружаются ножовкой, молотком, зубилом, ломом и поговоркой «терпение и труд все перетрут». Иногда успехом заканчивается многочасовая страда под девизом: «Пилите, Шура, пилите!», в другом случае удается постепенно оторвать и отогнуть толстенные листы железа на воротах, после чего пролезть в щель и отпереть засовы. Популярны и способы проникновения сверху, подняв домкратом железобетонную плиту крыши, или снизу, сделав подкоп. Однако судя по множеству сообщений байкеров (да и автомобилистов тоже) в Интернете, очень часто хозяин находит утром лишь наполовину вскрытый гараж с целехоньким содержимым. То ли терпения ворам не хватает… или бывает так, что за продолжительное время работы их с большей вероятностью кто-нибудь спугнет. Тем не менееесли на мотоцикл всерьез положили глаз, рано или поздно до него доберутся, поэтому гараж, позволяющий взламывать себя долго и шумно, – наихудшее из возможных мест хранения. Кстати, расставим все точки над i, раз и навсегда уяснив, что можно делать с крадуном, а что нет. Многие байкеры, особенно уже пострадавшие от действий мотоворов, настроены весьма решительно и, устраивая ночные засады, морально готовы вершить суд Линча. Другие, отчаявшись остановить злодеев крепостью ворот и засовов, оставляют им в гараже «сюрпризыловушки». Столь же эффективные, как и всесокрушающие методы взломщиков – уберечь-то всегдатруднее, чем сломать или продырявить, неважно, стальную ли конструкцию или человеческую плоть. Успеет ворюга вовремя разглядеть капкан на полу – повезло, но от подпружиненной пики или доски с гвоздями, что бьет сверху или сбоку, возможно, не увернется. Наденет на всякий случай шлем и, входя, прикроется щитом из фанеры, но… попадет под разряд в 100 киловольт от электронного умножителя напряжения. А ведь можно еще схлопотать и литр кислоты за шиворот и полкило гаек из выстрелившей по сигналу датчика пушечки калибром в два с половиной «водопроводных» дюйма… С одной стороны, такая активная защита гораздо действенней пассивной, ведь2 3получив даже не опасную для жизни травму, например, всего лишь венозное кровотечение, взломщик сразу же забывает про мотоцикл и начинает заниматься собой. Однако с другой стороны, причинение вреда преступнику тоже считается преступлением. К сожалению, многие из нас мыслят не правовыми категориями, а просто логически. И попадают из потерпевших в обвиняемые – у них в голове не укладывается, что закон может ревностно и заботливо защищать тех, кто его принципиально не признает. Тем не менее это факт. Так уж сложилось исторически, причем не только в России, – казнить и миловать во все времена мог только сеньор, но никак не вассал, и на этом принци-НАВЕШЕННЫЙ ИЗНУТРИ ЗАМОК ОТКРЫВАЕМ, ПРОСУНУВ РУКУ В ЛЮЧОК11. Створка ворот. 2. Замок лючка. 3. Лючок. 4. Навесной замок.14Все известные способы осложнить жизнь угонщикам, будь то замок, открываемый изнутри вслепую (руку с ключом просовывают в предварительно открытый другим ключом лючок) или приваренные параллельно петлям толстые прутки (чтобы пилить было дольше), эффективны против плохо оснащенных взломщиков, а ведь таких большинство.июнь 2011 moto.zr.ru103 БЕЗОПАСНОСТЬАНТИУГОНОХРАНЯЕМЫЙ НАЗЕМНЫЙ КООПЕРАТИВКонструктивно – те же ряды боксов, причем зачастую гораздо менее прочных – не из кирпича, а из тонких, около 2 мм, листов стали, приваренных к уголкам. Тут вся надежда на сторожа. Если он – вооруженный помповым дробовиком бывший десантник в расцвете сил и ваш личный друг (как и его сменщики), а бокс прямо напротив будки охраны, можете считать, что для «пионеров» и «шпаны» стоящий там мотик практически недосягаем. И пытаться его угнать будут, скорее, средь бела дня, когда вы, например, оставите тачку на пару минут у магазина. Но если гараж в дальнем ряду кооператива, куда сторож – дедуля с ватой в мохнатых ушах – заходит для осмотра пару раз в сутки, а тем более если задняя стенка бокса выходит на пустырь, ваши шансы остаться без колес весьма велики. Владелец гаражного бокса в многоэтажном капитальном здании или подземном паркинге также уповает больше на охрану, поскольку ворота боксов (если они вообще предусмотрены проектом) там, как правило, хлипкие и без коробки по периметру. Поддеть такие ломом и оторвать – минутное дело. Да и болгарку есть куда включить – выкрутил лампочку из фонаря в коридоре, ввернул переходник с розеткой, и понеслась… Вой электроинструмента где-то на этажах привычен для ушей сторожа – автолюбители частенько пользуются дрелями. Не составляет проблемы и выехать на краденном байке на улицу. С заглушенным мотором, просто отталкиваясь ногами, угонщик подкатывается к последнему перед внешними воротами углу пандуса и ждет, когда будет въезжать или выезжать какая-нибудь машина. Как только охранник откроет кнопкой ворота или шлагбаум, крадун пускает движок и, повернув на финишную прямую, вылетает на свет вдоль борта автомобиля. Вы спросите: «А как он попадет в гараж, если там пропускная система?» Элементарно: его провезут в затонированной машине – это вам не госграница, чтобы досмотры учинять. Кроме того, в каждом таком гараже обязательно есть пожарные ворота. Никем не охраняемые, в дальнем торце одного из непросматриваемых коридоров. Запирают их обычно изнутри и чисто символически – например, навесным замочком советского образца за 1 руб. 56 коп., блокирующим входящий в пол штырь-задвижку. То есть подразумевается лишь защита от люмпен-пролетариев, забирающихся в гаражи с тыла ради кражи колес и аккумуляторов. Поскольку угон автомобиля целиком через пожарный выезд зачастую невозможен – снаружи там либо захламленный дворик, либо изрытый строителями пустырь. Ни то, ни другое не помешает выехать на мотоцикле, однако члены правления кооператива об этом, естественно, не задумываются. Зато есть резон задуматься вам: «Стоит ли рисковать, оставляя байк в столь ненадежном месте?»пе по традиции строится законодательство большинства ныне демократических стран. А значит, оставляя в гараже метанол в водочной бутылке (вроде бы невинное дело – мол, держу сугубо для технических целей, ключи только у меня, посторонний не войдет), вы, по сути, выступаете против государственной власти, присваивая часть ее полномочий. Что, естественно, карается по всей строгости. Причем жизнь и здоровье законопослушных граждан закон в данном случае не охраняет, и если яду отхлебнет зашедший на огонек приятель, которого вы забыли предупредить, это будет просто несчастный случай без виновных. Преступник же всегда под защитой закона, поскольку доказать умысел отравить не составит труда. Поэтому даже и не помышляйте! А то подкинете непыльную работенку полиции. Ведь ловить колесящего по стране домушника-гастролера или угонщика, что промелькнет молнией на краденом спортбайке, – это одно; куда приятнее – повязать абсолютно легального гражданина, проживающего по месту прописки, работающего по трудовой книжке и не имеющего возможности ударитьсяв бега из-за обязанности каждое утро отводить ребенка в садик… Подведем итоги. Обычный гараж, как бы вы его ни укрепили, может противостоять взлому лишь со стороны юных владельцев мопедов, мечтающих завладеть настоящим мотоциклом. Серьезно оснащенные угонщики его неминуемо вскроют. Никакие замки, включая суперсложные, скрытые и управляемые дистанционно не помогут – их просто вырежут вместе с окружающим «мясом». По этой же причине мало толку от цепей, анкеров и прочих механических фиксаторов мотоцикла или отдельных его частей – тот, кто взломал мощные ворота, преодолеет этот последний рубеж обороны играючи. Гораздо эффективней сочетание физической прочности гаража с наличием сигнализации, ведь тогда помехой угонщику будут не только неодушевленные штыри и ригели, но и живая сила противника. Контактного противодействия с которой крадун практически всегда постарается избежать. Вплоть до отказа от преступного намерения. Если же «встреча при луне» все-таки состоялась, а в качестве прибывшей для захвата опергруппы выступает немоментально превратиться в гопника. Еще лучше гараж в цокольном этаже дома. Проникновение в жилище требует преодоления дополнительного психологического барьера, да и риск подставиться под дуплет картечью возрастает значительно. Тихонько входящий в гараж через внутреннюю дверь хозяин и его злорадная ухмылка перед выстрелом из двустволки – ночной кошмар большинства российских угонщиков.вызванный наряд полиции, а сам хозяин гаража, последнему не позавидуешь, ведь юридическое преимущество угонщика бесспорно. Не желая оставлять читателя с ощущением полной безнадеги, закончим на маниакально-оптимистической ноте. На самом деле соорудить гараж, который никто не взломает, можно. Именно построить с нуля, а не укрепить уже существующий. Но это будет весьма недешево. Хотя… как посмотреть. Новый японский литровый спортбайк стоит около 700 тысяч рублей. Чтобы их не потерять – просто так, дуриком – нужно вложить еще примерно столько же в гараж. И оба приобретения останутся в вашей собственности, причем последний – на века. Вначале ищем по объявлениям стандартный железный бокс в любом кооперативе, главное – поближе к дому. Стоит он недорого, даже в Москве такой можно купить за 150 тысяч рублей. И прямо внутри строим толстостенный, но меньший по размеру гараж – чтобы в нем свободно помещался один мотоцикл. Например, с комнаткой 3х1,5 м и дверью 2х1 м вместо ворот. Весь цикл работ «под ключ» поручаем строительнойфирме – из тех, что специализируются на монолитных банковских хранилищах. Если запланировать толщину стен, пола и потолка в 700 мм, то требуемые 24 кубометра корундосодержащего фибробетона (ему не требуется сварной каркас из арматуры, поскольку стальная фибра включена в состав смеси) класса М600 (В45) с учетом доставки миксерами и заливки бетононасосом обойдутся примерно в 400 тыс. рублей. Еще накидываем около 300 тыс. рублей за сейфовую дверь весом более тонны, в которой между листами легированной стали (наружный – 20 мм) тот же противовзломный спецбетон. И получаем компактное хранилище для ценностей класса сопротивления как минимум IX или даже X. Желающий посоревноваться с автором в жанре фантастики может предложить другой вариант – зачем, мол, городить неприступную крепость, если есть более простые способы потратить лишние денежки? Например, оставить вышеупомянутый жестяной бокс как он есть, но установить рядом с воротами аккуратную будку (такие стоят около иностранных посольств) и посадо 100 м. Если же никаких систем оповещения нет, а «ракушку» из окон не видно (или видно только днем), сохранность в ней мотоцикла зависит исключительно от вкусов и предпочтений местного хулиганья: если кому-то ваш аппарат приглянется, пиши пропало.ГАРАЖИНА ДАЧНЫХ УЧАСТКАХ И ПРИ ДОМАХ В ЧАСТНОМ ЖИЛОМ СЕКТОРЕВот такие относительно надежны. Поскольку угонщик отдает себе отчет в том, что весьма вероятно появление хозяина. В самый неподходящий момент. А далеко не каждый крадун готов«РАКУШКИ»Достоинство гаражей такого типа лишь одно – возможность расположения в прямой видимости из окон квартиры. Что позволяет весьма эффективно применять сигнализации, посылающие сообщение на сотовый телефон, или даже предназначенную для грудных детей «радионяню» с радиусом действия104moto.zr.ru июнь 2011 дить туда сержанта с табельным ПМ и рацией. Согласен, договор на круглосуточное дежурство, заключенный с управлением вневедомственной охраны МВД, будет покруче гаража-сейфа, ибо обходится клиенту примерно в 200 тыс. рублей в месяц. Мочить сотрудника при исполнении не будут – в гараже ведь не алмаз «Шах» и не подлинники Рубенса. Кому охота, чтобы из-за железяки, серийно отштампованной на японском заводе, потом какой-нибудь омоновец написал про него в рапорте: «Оказал сопротивление при задержании…»? И все же сейф представляется мне более надежной преградой, нежели живая охрана. Которую, если подойти к делу с выдумкой, можно нейтрализовать нежно и красиво. Например, окутав будку облаком применяемой для наркоза закиси азота – благо раздобыть баллон в хирургическом отделении ближайшей больницы – не проблема. А вот каменюку весом 60 тонн взломщики поковыряют-поковыряют и бросят. «Болгарка» оставит на теле такого сейфа лишь боевые шрамы – сочетание металла с корундовым бетоном не позволит подобрать универсальный диск, да и диаметр самого большого не оставляет шансов вгрызться на существенную глубину. Расколоть «саркофаг» взрывом? Можно. Только придется долго бурить шпуры под ВВ, «посадив» несколько дорогущих алмазных коронок. А что будет при взрыве с мотиком? Есть еще один промышленный метод – разрезать бетон кислородным копьем. И также извлечь трофей в виде обгорелых останков. Остается последнее – интеллектуальный взлом. Поехать куда-нибудь в Чикаго и через очень авторитетных людей добиться аудиенции у именитого специалиста по банковским сейфам. Уговорить его на контракт в России, заплатить гонорар, превышающий цену угоняемого мотоцикла раз в десять… А не проще ли будет самим ограбить банк и потом честно купить любой байк в салоне дилера?ЧТОБЫ ВРОТА НЕ ОТКРЫЛИ, СРЕЗАВ ПЕТЛИ, ПРИВАРИТЕ К КАРКАСУ СТВОРОК ЗАХОДЯЩИЕ В КОРОБКУ ШТЫРИ1 2 36 7541. Коробка. 2. Петля. 3. Наружный лист ворот. 4. Створка ворот. 5. Внутренний лист ворот. 6. Штырь. 7. Стена.Сказанное вовсе не означает, что укреплять гараж бессмысленно. Напротив, обязательно укрепляйте! упоры створок ворот, препятствующие их открыванию после перепиливания петель, и штыри в косяки, и стальная сетка в кирпичной кладке – все это многократно увеличивает время взлома гаража. Стены, отделяющие от соседей, необходимо усилить решетками из арматуры – бессмысленно сооружать мощные ворота, если внутреннюю кирпичную перегородку можно проломить с трех ударов.реклама