62
63
64
65
66
67
UBERBIKEПризнайтесьзнанайтйтесе ь честно,когдалетомг., в разгар сильнесильнейшегода летолеет м 202010 гнейшегоза последние 80 лет экономического кризиса немецкийинженер Клеменс Незе объявил о возрождении марки Horex,причем начал сразу с дорогущего 1200-кубового родстера,вы не посчитали его ослом?текст Алана КАТКАРТА, фото Horex GmbHЧто же, если так, то ослами оказались вы (и миллионы вам подобных). Потому что герр Незеуже начинает производство своихмотоциклов на заводе в Аусбурге,в 100 км к северо-западу от Мюнхена. Посетив недавно предприятие, я не только увидел предсерийные экземпляры Horex VR6Roadster, но и поговорил с самимКлеменсом и его коллегами. Ониуспели и довести до серийногопроизводства этот в высшей степени инновационный аппарат, иразвернуть дилерскую сеть. В текущем году продажи начнутсяв трех странах: в Германии, Швейцарии и Австрии. В 2013-м ониохватят всю Европу, а еще черезгод и заморские рынки.Безусловно, главная изюминкавозрожденного Horex – двигатель62так называемой рядно-V-образной схемы (VR). На таких моторахсобаку съел Volkswagen (и егоинженеры консультировали проект), а Незе запатентовал этотпринцип для двухколесного применения. Два ряда цилиндроврасположены под углом всего15°, благодаря чему и получилсявыдающийся по компактностишестицилиндровик. Головка цилиндров – единая для обоих рядов, так же как и три распредвала, вращающихся в подшипникахскольжения. На каждый цилиндр –три клапана (два впускных и одинвыпускной) и одна форсунка.Мощность передается на заднююшину Metzeler через сцеплениес гидроприводом, шестиступенчатую коробку передач и цепь(на прототипе был ременныйmoto.zr.ru апрель 2012062-067 horex.indd 623/15/12 8:09 PM ‣ HOREX VR6 с.62, БРЕНД: ZONGSHEN с.68,H.D. KNUCKLEHEAD/PANHEAD/SHOVELHEAD с.74, VESPA с.80Возрождение:Клеменс Незеу макета HorexVR6.EBIKEСвоеобразнаякомпоновкапродиктоваланеобычную формупоршня.Производствомдвигателязанимается компанияWeber Motor.ТЕХНИКАДвигательHorex VR6: два рядапо три цилиндра,расположенные подуглом всего 15°.привод). Скорость, как и на многих немецких автомобилях, ограничена величиной 250 км/ч.Спроектировали этот инновационный силовой агрегат МартинДолл, профессор кафедры конструирования ДВС Мюнхенскогоуниверситета прикладных наук,и Руперт Байндль, один из самыхнеординарных инженеров-двигателистов (на его счету двухвальный четырехшатунный двухцилиндровый дизель для круизераNeander и победивший в чемпионате Европы гоночный BMR Supermono). Производством агрегатазанялась компания Weber Motor,единственный немецкий независимый двигателестроитель.Этот неординарный силовойагрегат установлен в столь же незаурядном шасси модульной конструкции. Два боковых элементаиз алюминиевого сплава соединены со стальной трубчатой конструкцией, включающей в себя и ру-левую колонку. Угол ее наклона,равный на Roadster 24°, в перспективе можно будет варьировать –от 22 до 28°. Передний «телескоп»перевернутого типа WP сочетаетсяс моноамортизатором той же марки, соединенным через рычажнуюсистему с алюминиевым маятникомс консольным креплением колеса.Радиальные четырехпоршневыескобы Brembo работают совместнос лепестковыми тормозными дисками Braking. ABS входит в стандартное оборудование. Высота седла –820 мм, но можно заказать и пониженное – 800 мм.Хотя на прототипе был установлен двигатель с компрессором, в серию поначалу пойдетбезнаддувный вариант. Впрочем,его показатели тоже впечатляют:161 л.с. при 9000 об/мин и 135 Нмпри 7000 об/мин, причем 90 Нмдоступны уже с 2000 об/мин, а 100Нм – с 3500 об/мин. В 2014 г. начнется производство и компрес-апрель 2012 moto.zr.ru062-067 horex.indd 63633/15/12 8:10 PM HITECHHOREX VR6сорного варианта Sport. Horex свои обещания выполняет!Впрочем, о том, почему, как и когда, лучше всех знает Клеменс Незе – глава, организатор и вдохновитель проекта. Инженерпо образованию и заядлый мотоциклистс детства, Незе 18 лет проработал в Калифорнии в Силиконовой долине, в компанияхHewlett Packard и Oracle. Восемь лет назадон решил удовлетворить свои собственныеамбиции – построить мотоцикл, которого,по его мнению, не хватает рынку.Клеменс, когда начнется производствоHorex VR6 и сколько он будет стоить?Производство мы начинаем в апреле 2012 г.,и в конце этого месяца первые мотоциклыпоступят к дилерам. Цена базовой версии€21,7 тыс. – конечно, вы вольны ее увеличить за счет разнообразного дополнительного оборудования.Сколько машин вы изготовите в первыйгод?В 2012-м – около 400 аппаратов. Точное количество зависит от спроса – сколько заказовсоберут наши 30 дилеров в Германии, Швейцарии и Австрии. Мы будем продавать технику только через них (никаких прямых продаж), и поначалу лишь в этих трех странах.ИСТОРИЯ HOREXИДЕИИНЖЕНЕРОВHOREXНЕСКОЛЬКОДЕСЯТИЛЕТИЙВДОХНОВЛЯЛИЯПОНЦЕВ.64Компания основана в 1923 г. в городе Бад Хомбург, что к северу отФранкфурта, владельцем стеклодувной фабрики Rex ФридрихомКлеманом, и ее название образовано сочетанием HOmburg + REX.Клеман был также главным акционером расположенной неподалекуфирмы Motorenfabrik Oberursel,в годы Первой мировой войныпоставлявшей авиадвигатели дляистребителей Fokker (в том числедля триплана Dr. 1, на котором летал знаменитый «Красный барон» – немецкий ас Манфред фонРихтгофен). После войны она производила мотоциклетные моторыпод маркой Columbus – 250-кубовый верхнеклапанный двигательэтой фирмы стоял и на первомHorex. В 1925 г. Клеман объединил обе свои компании, и онивыпускали целую серию одно-цилиндровых верхнеклапанныхмоделей рабочим объемом от 250до 600 см³. В 1933 г. гамму дополнили мотоциклы с рядными двухцилиндровыми верхневальнымимоторами: 600-кубовый S6 и800-кубовый S8.Свою репутацию Horex укреплялво всякого рода соревнованиях,причем заводскую команду возглавлял сын владельца Фриц Клеман – не в силу происхождения,а в силу таланта. В 1927 г. он на675-кубовом Horex финишировал третьим в самой первой мотогонке на трассе «Нюрбургринг».В 1929 г. британский ас Томми Буллус почти выиграл Гран-при Германии на 500-кубовом Horex, но,увы, сошел на последнем круге.В 1930-е гг. Карл Браун на компрессорном двухцилиндровомHorex стал чемпионом Германиив гонках мотоциклов с коляской.В те же годы главный конструкторкомпании Герман Реб спроектировал целую гамму прогрессивныхпо тем временам моделей – от63-кубового двухтактного Gnomдо солидных 980-кубовых аппаратов. Эти машины вывели Horex напервое место в Германии – онаопередила и BMW с ее слишкомдорогими мотоциклами, и специализирующуюся на дешевой технике DKW.Вторая мировая война прерваламотоциклетное производство, но,как это ни удивительно, хотя заводвыпускал авиамоторы, он практически не пострадал от бомбежек.После войны семья Клеман ухитрилась установить хорошие отношения с американскими оккупационными властями, и ей удалосьвозобновить мотопроизводствораньше, чем другим немецкимкомпаниям. Она раньше получилаmoto.zr.ru апрель 2012062-067 horex.indd 643/15/12 8:10 PM Рама состоит из двух большихбоковых деталей из алюминиевого сплава,соединенных спереди конструкцией изстальных труб, – такое решение позволяетварьировать угол наклона рулевой колонкибез изменения базовых элементов.Так что вы будете работать по заказамот дилеров?Да, это наш принцип. Наши дилеры должныиметь по крайней мере два мотоцикла: одиндля тест-драйва, другой – для немедленнойпродажи. Но уже на этой стадии интерес к машине так велик, что кое-кто заказал по несколько экземпляров.Когда начнете продажи в других странах?Как вы знаете, в Европе пять главных стран –покупателей мотоциклов, и мы начали работать лишь в одной из них – в Германии. Остаются Италия, Франция, Великобританияи Испания; в одной-двух из них мы начнемОдин из первых мотоциклов Horex –модель 1926 г. с нижнеклапаннымдвигателем Columbus.и разрешение выпускать мотоциклы с рабочим объемом двигателя более 250 см³ (отмененноедля всех прочих лишь в 1950 г.),что позволило ей уже в 1949 г.запустить в серию 350-кубовуюодноцилиндровую Regina. В начале 1950-х этот аппарат сталбестселлером – только в 1953 г.продано 18 600 штук.Гоночная версия Regina появилась в 1950 г., но она не моглапротивостоять специальнымспортивным машинам. Поэтому в 1951 г. спроектировалисовершенно новый мотоцикл,продажи в 2013-м, в других – еще через год.рессор, хотя возможен и безнаддувный вариант.А на иных континентах – в Америке, Азии,Австралии?Но когда вы впервые представили Horexв 2010 г., он был компрессорным – без альтернатив. Почему же в серию пошел безнаддувный вариант?Не раньше чем в 2014 г.С первым годом понятно. А дальше?В 2013-м планируем произвести 1000 мотоциклов. Тогда же появятся и новые модели:Classic и Sport. Подумываем и о версииTouring…Они будут без компрессора, как и Roadster?Classic – точно без него. А Sport получит комп-Horex Imperator. Его двухцилиндровыйдвигатель в течение десятилетий былобразцом для подражания.с 500-кубовым 30-сильным двигателем Imperator. В этом аппарате был применен двухцилиндровый рядный мотор с центральнымприводом верхнего распредвалацепью – японцы потом десятилетиями копировали эту схему!Через год на гоночные трассывышел специальный вариант,с двумя верхними распредвалами, а Роланд Шелл при заводскойподдержке строил очень удачные одноцилиндровые 250-кубовые и 350-кубовые машины,также с двухвальной головкой.В 1953 г. компания выпустилаБестселлер1950-х гг. –Horex Regina.350-кубовый и 400-кубовый варианты модели Regina. В том жегоду с апреля по ноябрь НорбертВиттазек и Эдуард Эдилицбергерна 350-кубовой Horex Regina с тяжело груженной коляской обогнули наш шарик, намотав 47 569 км.Увы, на немецком рынке началсяглубокий спад продаж мотоциклов (немцы пересаживались наавтомобили), и в 1955 г. компаниявыпустила всего 5 тыс. машин.В конце того года Horex смениламодель Regina с ее длинноходнымверхнеклапанным двигателем наболее современный ResidentКомпрессорная версия потребовала большевремени – в плане как технической проработки, так и взаимодействия с поставщиками. Нобезнаддувный вариант не имеет кардинальных отличий – мы даже оставили шестернюпривода компрессора на коленвале.Получается, покупатели впоследствиисмогут поставить компрессор на свойRoadster?Популярнаяпредвоенная модельHorex SB35.с полностью новым короткоходным верхневальным мотором.Увы, чрезвычайно высокие затраты на разработку этой модели наложились на провал выпущенногов начале 1956 г. скутера Rebellс 250-кубовым горизонтальнымверхневальным мотором – неудалось продать ни одного экземпляра! В 1958 г. компанияHorex закрылась, и в 1960 г. еезавод приобрел Daimler-Benz.В конце 1970-х бренд попыталсявозродить Фриц Рот: в союзес Фридлем Мюнхом он под этоймаркой создал 1400-кубовуютурбонаддувную версию мотоцикла Munch Mammut, а такжепродавал переименованные50-кубовые аппараты производства итальянской компанииTesti. Позднее, в 1984 г., Ротреализовывал под маркой Horexизделия другой итальянскойфирмы – HRD, на этот раз каферейсер с 500-кубовым двигателем Horex. Наконец, в 1992 г. наяпонском рынке появился каферейсер Horex Osca c 650-кубовымдвигателем Honda Dominator.Но и этот эксперимент был недолгим.апрель 2012 moto.zr.ru062-067 horex.indd 65653/15/12 8:10 PM HITECHHOREX VR6ПРОДАЖИ HOREX VR6НАЧИНАЮТСЯ УЖЕВ ЭТОМ МЕСЯЦЕ.топрома – в ближайших городах заводыMAN, Audi, да и BMW недалеко?Да, этот фактор оказал немалое влияние.В плане инфраструктуры и местной поддержкиАусбург – лучший выбор.Сколько работников занято на вашем заводе?Пока 15, к концу года их станет 17. Учтите, чтодвигатели нам делают на стороне. Четыре человека заняты сборкой мотоциклов, причемк каждой машине прикреплен работник, который сопровождает сборку от начала до конца.И ставит свой автограф?Если позволит шасси – да. Двигатель и электроника полностью готовы к такой доработке.Вы основали компанию в Мюнхене – почему же завод расположили в Аусбурге?Ваш завод расположен рядом с одним изглавных немецких производителей ECU дляпромышленности и армии. Вы используетеих блоки управления?Поначалу компания работала в Мюнхене в моейсобственной квартире! Потом мы разместилинаш офис рядом со штаб-квартирой TÜV – организации, которая занимается сертификациейвсех транспортных средств, и это нам здоровосэкономило время и средства в период сертификации. Но для завода мы выбрали Аусбург.Да, мы очень довольны, что KTS – наш поставщик. Их блок управления – чрезвычайномощный узел, мы даже не все его возможности используем. Но это дает нам простор длясовершенствования.66Видимо, повлиял тот факт, что Аусбурграсположен в самом сердце немецкого ав-Хороший вопрос! Мы пока еще не решили, выдавать сертификат или крепить именную табличку на мотоцикл. В любом случае каждыйпокупатель будет знать, что его аппарат сделал, скажем, Йохан Шмидт.Чем отличается серийный вариант отпрототипа, кроме того что на нем отсутствует компрессор?Самое явное отличие – другая выпускная система. На прототипе мы использовали три глушителя с правой стороны, на серийной версии – два: такая система и выглядит изящнее,и лучше подходит для бескомпрессорного ва-moto.zr.ru апрель 2012062-067 horex.indd 663/15/12 5:05 PM рекламаПанель приборов – классическоговида, но на ней нашлось место и дляуказателя давления наддува.Двигатель Horex VR6 выдает 90 Нмкрутящего момента уже с 2000 об/мин.У вас в настоящее время четыре мотоцикла на испытаниях. Сколько они накатали?Около 30 тыс. км, и этот пробег растет каждыйдень.рианта. Более того, оказалось, что и компрессорная версия с ней хорошо сочетается.Второе важное отличие – отказ от ременнойглавной передачи в пользу цепи. Слишкоммощный двигатель для ремня! Но в нашейцепной передаче мы использовали прогрессивную систему смазки от Schunk Group: онапостоянно подает на цепь тонкий слой графита, который заполняет зазоры. Его не сбрасывает центробежная сила, так что задняя частьмотоцикла остается чистой. К тому же тонкийслой графита образуется и на звездочках, чтоповышает срок их службы и позволяет режепроводить регулировку. Потому некоторыепреимущества ременного привода мысохранили.На компрессорной версии был только одиндроссельный корпус…Да, мы считали, что за счет применения компрессора динамика не пострадает. Но тесты показали, что мы ошибались! Так что и в компрессорной, и в бескомпрессорной версияху нас будет шесть дроссельных корпусов.Это хуже с точки зрения стоимости производства, но лучше для динамики.Экономический спад повлиял на вашу стратегию?Ну, в Германии нет никакого экономическогоспада. И это для нас не слишком хорошо –я предпочел бы иметь дело с поставщиками,которые не загружены постоянно на 150 %.Нынешнее положение соответствует вашим ожиданиям той поры, когда вы начинали проект?Да мы продвинулись дальше того, о чем ямечтал! Когда в 2004 г. я начал работу надэтим проектом, то хотел всего лишь возродить славное имя и не мог даже подумать,что получу такую поддержку от специалистов, бизнесменов и публики. А самое главное, мы имеем полное финансирование и дляначала производства, и для его развития.И чем дальше, тем лучше!Перевод Александра ВОРОНЦОВАСколько весит VR6?Сейчас 245 кг, но надеемся снизить сухую массу до 240 кг.062-067 horex.indd 673/15/12 5:05 PM