30
31
спецпроектДЕНИС БОРОВИЦКИЙ редактор журнала «Рейс»GOODYEAR OMNITRAC 32 864 KМЖурнал «Рейс» совместно с компанией ООО «Гудиер Раша» продолжает проект по оценке качества и ресурса грузовых шин для смешанного применения Goodyear Omnitrac Duraseal MSS и MSD (315/80 R22,5)Спецпроект журнала «Рейс» и компании ООО «Гудиер Раша» представляет собой ресурсные испытания новых шин для самосвалов Goodyear Omnitrac Duraseal для рулевой MMS и ведущей MSD осей, которые установлены на полноприводных машинах, принадлежащих компании «Управление механизации-25». Напомним, что автомобили задействованы на вывозе грунта и строительного мусора. Несмотря на то, что стартовую линию самосвалы пересекли одновременно,30 РЕЙС НОЯБРЬ 2009их пробег в каждом отчетном периоде (у нас это один месяц) не был равным. То одна из машин вставала на ремонт, то один из водителей работал без сменщика. Одним словом, кто-то всегда лидировал, а кто-то отставал. Чтобы не путать читателя, мы давали в заголовке статьи наибольший пробег. В этот же раз пробеги наших подопечных практически сравнялись: 32 864 км прошел самосвал Volvo и 31 626 км Scania. При этом общий пробег автомобилей различается на 100 000 километров: 636 730 и 536 497 Volvo и Scaniaсоответственно. То есть, представился хороший шанс сравнить состояние шин и оценить интенсивность износа их протектора. Для этого мы свели данные замеров в таблицу. Традиционный осмотр резины показал, что обнаруженный нами пилообразный износ протектора шин (см. «Рейс» №9 2009 год) ведущих осей автомобиля Scania не увеличился. Однако мы продолжим следить за разСхема расстановки колес самосвалов Scania и Volvo (вид сверху)13 47 85 2 69 10 витием данного износа, также как и за глубоким порезом, заходящим на боковину шины ведущей оси самосвала Volvo. Напомним, что его мы зафиксировали еще в самом начале нашего проекта. Удивительно, но до сих пор «подрезанная» шашка протектора, воспринимающая, между прочим, огромные нагрузки при движении по бездорожью, от протектора не отрывается. А вот протектор шины рулевой оси, на котором мы обнаружили, казалось бы, безобидную царапину, потерял-таки кусок резины. Объяснить это можно только тем, что шина буксовала на остром предмете. Со стороны экспертов ООО «Гудиер Раша» рекомендаций балансировать колесо не последовало. Решение вполне логичное, так как оторванный кусок резины слишком мал, чтобы породить сколько-либо заметный на рулевом колесе дисбаланс, да и налипающая на внутреннюю поверхность дисков грязь сведет любую балансировку на нет. О количестве грязи, прилипающей к дискам, красноречиво говорит приведенная в «Рейс» № 7 за 2009 год фотография. Заметим, что сбить наросты не по силам даже мойке высокого давления, а ведь такая есть далеко не у всех перевозчиков!ИнформацияДЕНИС ДАВЫДОВ менеджер проекта по сервисным станциям Truck Force ООО «Гудиер Раша» – Чтобы шины самосвала, работающего на раскисших грунтах или свалках, обеспечивали достаточную тягу, необходимо, чтобы остаточная глубина их протектора была больше оговоренного ПДД, одного миллиметра. Однако дать конкретную цифру крайне сложно, так как помимо характеристик опорной поверхности, по которой работают шины, необходимо еще учитывать климатические особенности региона и, конечно же, время года. Однозначно можно утверждать лишь то, что на неоднородном покрытии свалок, куда вывозят грунт самосвалы, чем больше будет остаточная глубина протектора шин, тем лучше. Справедливости ради отмечу, что помимо остаточной глубины протектора на сцепные свойства шины с опорной поверхностью влияют давление в шине и нагрузка на ось. Именно от этих параметров будет зависеть форма пятна контакта и соответственно сцепление шин с дорогой. Больший износ протектора шин, установленных на автомобиле Volvo, я объясняю стилем вождения. Факт, не требующий доказательств – если водитель придерживается спокойного стиля вождения, пользуется моторным тормозом, не допускает перегруза самосвала и ревностно следит за давлением в шинах, то ресурс покрышек будет выше. контакта не является оптимальным, а нагруженные зоны протектора интенсивно изнашиваются. Поскольку контроль давления в шинах для УМ-25 – непременное условие выхода автомобиля на линию, то в нашем случае миллиметр разницы остаточной глубины протектора я списываю на разный стиль вождения. Говорить о том, что минус лишний миллиметр протектора дала изношенная за больший на 100 000 километров пробег ходовая часть Volvo, по меньшей мере, некорректно, так как техническая служба автопредприятия, ревностно следит за состоянием автомобилей и в частности ходовой части. Мало того, износ шин, вызванный неисправной ходовой, мы бы сразу заметили.В моей практике были случаи, когда, расследуя причину повышенного износа шин, мы приходили к выводу, что в «таянии» протектора виновато чередование повышенного и пониженного давления в шинах. Объясню подробнее. Если давление в шине больше положенного, то происходит интенсивный износ центральной части протектора и, напротив, если за давлением не следили, и оно упало ниже нормы, то интенсивнее всего изнашиваются плечевые зоны протектора. То есть в каждом случае пятноШпилька М6 не пробила шину. Герметичность колеса не нарушенаМеталлическая пластина более чем на сантиметр врезалась в протекторШашка протектора, которую «подсек» порез, крепко сидит на своем местеИнформацияСЕРГЕЙ ГОЛИКОВ водитель УМ-25 – Бульдозерист, работающий на свалке, разровнял укатанную самосвалами колею, в результате чего часть машин, прокладывая свой маршрут, сели на мосты и провалились в рыхлый мусор по кузова. Левое переднее колесо моей Scania получило боковой порез, именно при буксовании, когда машина выбиралась из «хляби». Других проблем с резиной не было. Скажу больше. С момента установки на мой самосвал шин Goodyear Omnitrac Duraseal MSS и MSD (315/80 R22,5) я забыл, что такое прокол шин и замена колес на маршруте.Длина пореза рулевой шины Scania 24 см, а глубина – 9,66 мм. Осмотр показал, что корд не затронут. Обрезать содранную резину не стали. Заваривать трещину также нет смыслаЗамеченный нами в прошлый раз длинный порез левого переднего колеса рулевой оси самосвала Volvo не увеличился, но примерно на середине его длины обнаружился вырыв резиныВеличина остаточной глубины протектора, мм Автомобиль Scania Volvo Пробег 31626 32864 1 12,2 11,6 2 12 10,5 3 17,3 15,9 расположение (см. схему) 4 5 6 7 17,5 17,8 17,9 16,2 16,3 16,5 16,7 15,3 8 16 15,3 9 16 15,3 10 16,7 15,1НОЯБРЬ 2009РЕЙС31