52
53
54
56
58
60
62
63
64
65
автомобилиТЯГАЧБУКВЫВ шведском городе Сёдертелье состоялась презентация обновленной Scania R-серииять лет назад, здесь же в демо-центре Scania, впервые было представлено новое флагманское семейство шведской компании. Тогда на смену грузовикам Scania четвертого поколения или, как еще их называли, 4-серии, вместо предсказуемого дальнейшего роста цифр в обозначении модели, пришла R-серия. На облицовке тягачей, окрашенных металликом цвета болгар-С БОЛЬШОЙНИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ заместитель главного редактора журнала «Рейс»Пского перца, появилась заглавная буква «R». С той поры было изготовлено более 200 000 тысяч грузовиков этого семейства, которые разошлись по всему миру – машина оказалась достаточно удачной. Причем чуть позднее шведы еще и оснастили Scania R-серии новыми двигателями, а также коробками. Но пять лет для европейского грузовика, даже с такой периодичностью52РЕЙС НОЯБРЬ 2009 SCANIA R-SERIESНОЯБРЬ 2009РЕЙС53 автомобилиТЯГАЧC новой Scania легко справлялась даже хрупкая женщина - Ольга Кривоногова из ООО «Скания-Русь»Трасса полигона сканиевского демо-центра находится вблизи Сёдертелье. Жаль, для презентации новой R-серии не полностью использовали ее протяженностьВ тот день на дорогах вблизи Сёдертелье преобладали грузовики Scaniaсерьезных изменений, – большой срок. Неровен час, конкуренты резко уйдут в отрыв – потому настал черед и Scania провести рестайлинг. Однако время для этого оказалось выбрано не совсем удачно – грянул мировой финансовый кризис, поэтому решили ограничиться изменениями по тем направлениям, которые наиболее остро в том нуждались.Не париться!Отметим, что кабина Scania R-серии образца 2004 года была спроектирована шведами не «с чистого листа». В ее основе кабина Scania 4-серии, которая находилась в производстве с 1996 года, причем есть сведения, что ее разрабатывали в сотрудничестве с известной итальянской кузовной студией Бертоне. Наверное, потому она так молодо выглядит и сегодня. Во всяком случае, еще тогда, кроме общего стиля облицовки радиатора с широкими горизонтальными прорезями для воздуха, у нее не было даже намека на угловатую, с выпирающими ребрами, 3-серию. Интересно, что шведы свое сотрудничество с итальянцами особо не афишируют. Наверное, потому, что с того времени обзавелись и собствен54 РЕЙС НОЯБРЬ 2009ной дизайн-студией, на счету которой теперь немало интересных проектов. В обновленной кабине Scania R-серии, образца 2009 года, дверные и оконные проемы, а также многие панели остались в прежних размерах. Шведские дизайнеры работали над наиболее легко изменяемой частью внешности, во многом определяемой технологией изготовления – выклеиваемых из стеклопластика и формуемых из прочих пластмасс. Однако они делали это не только из горячей любви к технической эстетике, многие решения функциональны и были необходимы инженерам. В частности это видно по новой фальшрадиаторной панели – ее решетка стала крупнее, и теперь начинается практически от «подоконника» – бруса ниже ветрового стекла и идет до самого бампера. Все это сделано ради лучшего обтекания встречным потоком воздуха не только радиатора системы охлаждения двигателя увеличенной фронтальной площади, но и повышения эффективности теплообменника интеркулера. Иначе мощные моторы будут перегреваться, а более горячий, чем нужно, воздух, поступающий в цилиндры, будет провоцировать увеличениеокислов азота в отработавших газах. И тогда прощай Евро-5 и перспективные Евро-6! Причем, в борьбе за температуру не пожалели даже бампер – его сплюснули по середине, там, где он может мешать обдуву радиатора. Однако не смотря ни на что, на облицовке все же разместили более крупную, чем прежде, надпись Scania. Из других «фасадных» изменений стоит выделить габаритное освещение на светодиодах, похоже, впервые примененное на грузовиках. Кроме того, что у этих «светлячков» достаточно хороший (для габаритов) световой поток, они еще потребляют меньше энергии и очень долговечны. Стряхнуть на дорожных кочках спираль накаливания, как на обычных лампочках – не получится. А для очистки от загрязнений пластиковых рассеивателей ксеноновых фар могут быть установлены форсунки, распыляющие под высоким давлением очищающую жидкость. В интерьере обновленной «Эрки» тоже ряд изменений. В первую очередь, по применению новых, более современных материалов в отделке. Они еще больше приближают внутреннее убран- автомобилиТЯГАЧНовые боковые обтекатели шасси уменьшают расход топлива на 0,6%По цене самой доступной остается спальная кабина с низкой крышейКомфортабельная кабина Highline также устанавливается на серии «Р» и «G»Флагманская кабина Scania R-серии носит название Toplineство флагманской Scania к легковым автомобилям бизнес-класса. Если перевозчику нужны кожаные сиденья и инкрустация панели деревом – они будут поставлены! Особо шведы выделяют четыре варианта цветовой гаммы, в едином стиле которых может быть решена отделка обивки потолка, дверей, коврового покрытия пола и панели приборов. И это не просто сочетания «общевойскового» черного цвета с серым, все гораздо интереснее! Возможны благородные оттенки коричневого и бежевого цветов, которые дополнительно украшают накладки под серебро. Сама панель приборов тоже новой разработки, с мягкой, неСправа светотехника обновленной Scania R-серии56 РЕЙС НОЯБРЬ 2009скрипучей поверхностью, которая настолько приятна на ощупь, что не хочется убирать руку. Жаль, в России не удается разгадать этот секрет сочетания чуть «мыльного» пластика, упругой резины и кожаной на вид поверхности. Форму панели, с традиционным изгибом по правую руку от водителя, шведы выравнивать не стали, хотя для того есть возможность. Часть функций обычных приборов легко возьмет на себя цветной дисплей, размещенный по центру щитка, а клавиши на баранке могут заменить горсть переключателей. Та часть панели, что находится перед пассажиром, теперь дополнена компактной раскладной столешницей. Стоит только поднять крышку панели, и вот он – столик для ноутбука или для ужина на скорую руку. Причем традиционно большие по объему шкафчики над ветровым стеклом у кабин Topline и Highline, а также кофеварка, поставляемая под заказ, делают эту часть «квартиры» дальнобойщика еще больше похожей на маленькую кухню. В спальне тоже нашлось место инновациям. Дизайнеров Scania, видимо, мучает ностальгия по широченной, 90-сантиметровой спальной полке ввысоких кабинах 4-серии. Она, правда, располагалась весьма экзотично – над ветровым стеклом, и на нее надо было забираться по складной лестнице. Не всем это нравилось, но тогда это был единственно возможный вариант, позволяющий добиться такой ширины. Теперь шведы придумали совершенно гениальный способ добиться у нижней полки ширины в 90 сантиметров и при этом остаться в прежних габаритах кабины. Основная часть толстого ортопедического матраца оснащена пружинным блоком, шириной примерно около 75 сантиметров, а остальная, та, что у стены, подобно рулетке, накручивается на барабан. Стоит сдвинуть вперед кресла водителя и пассажира и потянуть каркас матраца за большую алюминиевую ручку, как он увеличивается на дополнительные 15 см. Раньше, сдвинув сиденья, надо было забивать образовавшиеся щели специальными поролоновыми валиками, как на плохой тахте. Причем выдвинуть матрац на всю ширину можно даже тогда, когда на нем сидят – в основании есть особые ролики. Верхняя полка кабин Highline и Topline тоже новая, с более комфорта- автомобилиТЯГАЧСуммарная емкость топливных баков может составлять 1500 литровВ заднем свесе теперь разместили АКБ - освободили место для AdBlueВ такой ящик можно пристроить батареи очень большой емкостибельным и широким матрацем, с удобной лестницей. Прямо с верхней полки можно дотянуться до карманов для хранения вещей над дверями, раньше в Scania R-серии с кабиной Highline их не было. Даже на приборной панели добавилось ячеек для хранения мелочей, а в новой консоли появился большой верхний лоток с подсветкой, рядом есть и отсек для авторучек. По бокам консоли нашлось место для четырех подстаканников, туда же можно поставить и съемную пепельницу. На формованных обивках дверей тоже пристроили карманы, причем вмещающие пару 2-литровых бутылок минералки. Нашлось применение и ранее пустующему месту позади дверей – там теперь расположены прикроватные емкости для хранения вещей. Разогнать тоску дальнобойщика по дому поможет музыка. На обновленной Scania возможна установка одной их двух современных аудиосистем. Радиоприемник 2-DIN, кроме основ58 РЕЙС НОЯБРЬ 2009ных функций оснащен навигационной системой, которая выводит маршрут на центральный дисплей комбинации приборов. Другой FM-радиоприемник формата 1-DIN, со встроенным CD/ MP3-плеером, с дополнительным входным разъемом на приборной панели, с возможностью регулировки громкости в соответствии со скоростью движения.Вихри враждебныеКогда-то существовал альянс между Scania и SAAB. А SAAB – это не только известные легковые автомобили, но и весомая часть шведской аэрокосмической промышленности. Не мудрено, что при рестайлинге Scania R-серии уделили внимание и аэродинамике. Причем, как это обычно бывает, ее улучшали буквально по крупицам. Свой результат дало изменение фасада, а еще смонтировали новые боковые обтекатели шасси для седельных тягачей, которые входят в стандартную комплектацию. Это дало снижениерасхода топлива на 0,6 процента, по сравнению с прежними обтекателями. Новые обтекатели спроектированы с учетом размещения врезной ступеньки для подъема на переходный мостик, выхлопной трубы, а также топливных баков большего объема. На седельном тягаче с колесной формулой 4x2, оснащенном как двигателем с рециркуляцией отработавших газов EGR, так и двигателем, в котором применяется AdBlue по технологии SCR, то есть с дополнительным баком под мочевину, теперь можно заказать топливные баки суммарным объемом до 1500 литров. Такая комплектация наверняка будет востребована и в России, при работе автомобиля на длинном плече и вероятности заправки на АЗС «паленой» соляркой.Пальма первенстваС двигателями у Scania особых изменений не произошло. Остается та гамма автомобилиТЯГАЧОсновными моторами остаются рядные «шестерки»Система Scania Opticruise устанавливается на обычные коробкиБлок электронно-пневматического управления шведы устанавливают на обычные коробкиКлюч и брелок тоже нового дизайна(с поршневой единого диаметра в 127 мм), которая была представлена в 2006 году и модернизирована с учетом требований норм Евро-4 и Евро-5. Это рядные пятицилиндровые дизели объемом 9,3 литра, с диапазоном мощности от 230 до 320 лошадиных сил. Рядные «шестерки» выпускаются в двух вариантах рабочего объема: 11,7 и 12,7 литра, их диапазон мощности от 340 до 480 л. с. Вершиной модельного ряда дизелей Scania, и в частности для R-серии, являются V-образные «восьмерки» объемом 15,6 литра. Их мощность начинается с 500 сил, следующие настройки: 560 и 620 л. с. Однако есть информация, что уже готовы и 700-сильные версии этих моторов. Значит Scania готовится к схватке со своим земляком-конкурентом Volvo, а также с немецким MAN за звание самого мощного среди выпускаемых серийно 16-литровых двигателей. Пока держится результат Volvo D16 в 660 л. с. Наверняка обновленная60 РЕЙС НОЯБРЬ 2009Scania R-серии с этим дизелем будет представлена и на будущей выставке в Ганновере IAA-2010 – шведы будут стремиться вернуть титул «Грузовик года», который они получили за прежнюю R-серию и владели весь 2005 год. Новость пока из разряда неофициальных – возможно, Scania прекратит исследовательские работы и продвижение двигателей уровня Евро-4 и Евро-5, оснащенных рециркуляцией отработавших газов EGR и перейдет на использование водного раствора мочевины. Ранее о таком решении заявил MAN, тоже долгое время работавший над системой EGR. Специалисты говорят, что причиной отказа от рециркуляции стало возникновение коррозии в верхней части гильзы, у жарового пояса поршня и в камере сгорания. Коррозия возникала от водяного конденсата, образовывавшегося при подмешивании к основной порции воздуха в цилиндре «дозы» отработавших газов. Это выяс-нилось в ходе ресурсных и стендовых испытаний моторов, проведенных двигателистами Scania. Однако некоторые изменения в силовой линии обновленной Scania R-серии все же произошли, но теперь инженеры сделали акцент на трансмиссии. Если пять лет назад около трех четвертей представленных автомобилей были с обычными механическими коробками и лишь оставшаяся часть – с автоматическими, то теперь все грузовики, а их было 25 и не одного одинакового, оказались с обновленными коробками Scania Opticruise. Тем самым демонстрировались возможности механических автоматизированных электронно-управляемых коробок передач нового поколения. Scania – одна из тех немногих фирм, которая издавна сама делает не только механические коробки, но и с 1994 года «автоматы» на их основе. Примечательно, что в отличие от подобных роботизирован- автомобилиТЯГАЧСочетание коричневого и бежевого цветов наиболее выигрышны в отделке интерьераDP+RНа баранке тоже чуть изменили расположение большинства клавишНа рычажок правого подрулевого переключателя выведено управление коробкой с системой Opticruse и ретардером - трансмиссионным замедлителем. Кольцо на нем управляет выбором режимов коробки: «R» - задний ход, «N» - нейтраль, «D» - движение, «P» - паркинг. Шевельнув рычаг вверх, можно перейти на более высокую передачу, вниз - на ступень ниже. Кнопка на торце устанавливает автоматическое или «ручное» управление коробкой передач. Активировать ретардер надо движением «на себя», у него пять положений с разной степенью эффективности замедленияных коробок других производителей, и в частности ZF, у Scania Opticruise механизм переключения с электропневматическим управлением установлен на абсолютно стандартную КП. То есть, нет каких-то особенных корпусов коробок, валов и шестерен, сохранены даже синхронизаторы! Поэтому, в случае необходимости, отремонтировать 8-, 12- или 12+2-ступенчатую коробку, оснащенную функцией Opticruise, можно в любом сервисном центре Scania. Ремонтники знают эти коробки, есть оборудование и оснастка, и оригинальных запчастей много не надо. Сцепление также является стандартным, разница только в приводе. На обновленной Scania R-серии установлен электрогидравлический привод сцепления, обеспечивающий автоматическое управление. На поршень главного гидроцилиндра воздействует электромотор, который получает команду к работе от электронного блока управления трансмиссией. Далее давление жидкости перемещает поршень62 РЕЙС НОЯБРЬ 2009рабочего цилиндра, который нажимает на вилку привода сцепления. Причем машины с коробками Opticruise могут идти в полностью автоматическом варианте, без педали сцепления либо все же с педалью. По мнению специалистов Scania, педаль может понадобиться автомобилям, эксплуатирующимся в особо тяжелых условиях. У варианта с педалью сцепления есть преимущества при маневрировании и трогании с места на скользкой дороге или на мягком грунте. Во всяком случае, из грузовиков, представленных в демо-центре, педаль сцепления была установлена всего на нескольких автомобилях, в частности на лесовозном автопоезде длиной 25,25 метра, полной массой 60 тонн, с «восьмеркой» мощностью 620 сил, а также на таком же длинном и тяжелом мусоровозе с тремя огромными контейнерами. Только у него мотор был чуть слабее – 560 л. с. Инженеры Scania утверждают, что подобного электрогидравлического привода сцепления нет у других производителейавтомобилей, а главное его достоинство – быстродействие и особо четкое включение. Такой привод, в сочетании с электронно-управляемой коробкой, исключает пробуксовывание: сцепление может быть или включено, или выключено. Причем включаться оно может лишь при минимально возможных оборотах двигателя, это контролирует еще и комплексная система электронной защиты. А значит – диск служить будет долго. Другой важный компонент трансмиссии – вспомогательный гидравлический замедлитель-ретардер, смонтированный на задней стенке коробки передач. Он хорош для создания прогнозируемого и не очень интенсивного замедления, к примеру, его можно активировать при плавном подъезде к светофору. А если уж понадобится, можно придавить педаль тормоза, да еще и прикрыть заслонку на выпуске. На спусках же ретардер вообще не заменим и существенно бережет тормозные колодки. SCANIA R-SERIESВ кабине прибавилось количество отсеков. Водителю есть где разместить пожиткиДисплей стал более информативным, и на него выводят рекомендации Scania Driver SupportВодителю подскажут, как надо пользоваться тормозами, держать дистанцию, управляться с коробкой и не перекручивать двигательУправление коробкой Scania Opticruise и Scania Retarder осуществляется с правого подрулевого переключателя – он совершенно не мешает ходить по кабине на стоянке. Ближе к ступице на нем есть кольцо, управляющее режимами работы коробки: «N» – нейтраль, «R» – задний ход и «D» – «драйв», движение. На конце рычага есть клавиша, переводящая коробку на автоматическое – «А» или ручное – «М» переключение. Если водитель, не доверяя электронике, решил переключать скорости сам, то для включения пониженных передач надо шевельнуть рычажок вниз, а для разгона – вверх. Нет никакого «замешивания» рычагом, а включенная передача и режим высвечиваются на дисплее. У нынешних коробок Scania Opticruise есть функция маневрирования, отображаемая на дисплее буквой «m», обеспечивающая точное автоматическое управление сцеплением, и при этом соотносит его с перемещениями педали акселератора и оборотамидвигателя. Чтобы включить функцию маневрирования, надо, когда автомобиль движется на первой передаче или стоит, шевельнуть рычажок вниз и удерживать его около секунды. Кроме того, есть функция раскачивания забуксовавшего автомобиля, которая почти полностью имитирует работу педалями опытным водителем. Причем раскачивать автомобиль можно как на передних, так и на задних передачах. Быстрое отпускание педали акселератора при сравнивании через датчики ABS скоростей вращения ведущих и передних колес дает команду электронному блоку к выключению сцепления, и автомобиль откатывается чуть назад, пробивая колею. И там, глядишь, при очередной попытке он все же тронется с места. А на бездорожье и в гористой местности выручит новая эффективная функция Scania Opticruise – режим повышенной мощности Power mode. Тронуться на подъеме или на спуске водителю поможет система Break Assist. С этим устрой-ством где-то на три секунды включается основная тормозная система, за это время водитель наверняка успеет снять ногу с педали тормоза и нажать на акселератор. Благодаря датчикам уклона и нагрузки ТС не растормаживается до тех пор, пока крутящий момент, подводимый к ведущим колесам не станет достаточно большим, чтобы исключить скатывание автомобиля. Спору нет - удобная вещь! Для торможения ретардером всего-то и надо, что потянуть рычажок на себя, уТеперь русскоязычное меню дисплея обязательно в РоссииНОЯБРЬ 2009 РЕЙС 63 автомобилиТЯГАЧНаверное, европейский дальнобойщик настолько активный пользователь PC, что под его ноутбук шведы не забыли выделить особо ровный столикНа консоли размещен полный экспедиционный набор водителя-европейцаВ транспортном положении столешница прикрыта симпатичной крышкойВ варианте обеденного стола – только во время остановокСтолику можно наити еще несколько вариантов применениянего пять фиксированных положений, задающих свою эффективность торможения. В пятом положении включается еще и моторный тормоз. Возможно, и автоматическое включение ретардера совместно с педалью тормоза.Собирая звездыПроверить в деле работу обновленных Scania R-серии в различных вариантах колесной формулы, двигателей, коробок, кабин, а также длины и полной массы удалось на трассе демо-центра, а потом и на дорогах общего пользования. Часть испытательной трассы демо-центра закольцована и имеет длину около пяти километров, при этом шведам на ней удалось разместить довольно крутые подъемы, затяжные спуски, с десяток поворотов и пару закрытых петель. При желании на трассе можно разогнать грузовик до скорости в 80–90 километров в час. Пейзаж вокруг – типично скандинавский: лес и скалы. Поездив на пяти разных грузовиках: обязательно на одиночке – неизвестно как затесавшейся Scania Р-серии, а также на 25-метровых монстрах, убедился,64 РЕЙС НОЯБРЬ 2009что все на них работает так, как и обещали шведы. И теперь решил уделить время другой новинке Scania R-серии – системе Scania Driver Support. Это бортовая система информационного обеспечения водителя, реальный путь постоянного совершенствования его навыков экономичного вождения и правильного поведения на дороге – с точки зрения безопасности движения. Такой нет ни у одного производителя грузовиков! А ведь на любом современном, а значит набитом под завязку электроникой автомобиле, до такой системы оставался один шаг! Но первой его сделала именно Scania. Собственно говоря, сложного ничего: если на грузовике есть ACC – адаптивный круиз-контроль, то остается только научить бортовой компьютер анализировать ту дистанцию, которую держит водитель. Если он оборудован системой слежения за полосой движения – тоже пригодится. Если есть электронный тахограф, а двигатель с «электронной педалью газа», то специально обученный «комп» может оценить, насколько стратегически верно действует водитель при движениипо холмистой местности. Использует ли кинетическую энергию автомобиля на спуске, грамотно ли разгоняет его, чтобы потом выскочить на вершину горы без существенной потери скорости? Где без толку жмет на акселератор, а где с испугу ударил по тормозам… При этом еще можно оценить, как часто водитель пользуется основной тормозной системой, какова интенсивность торможения, а также приучен ли он подтормаживать ретардером. Можно соотнести правильность выбора водителем передачи в коробке и оборотов двигателя, насколько экономично он ведет автомобиль – ведь ныне мгновенный расход топлива у современных грузовиков выводится на дисплей. Именно на контроль действий водителя по четырем основным направлениям шведы и сделали акцент в создании своей системы: движение по холмистой местности, способность предвидеть изменение дорожной обстановки, правильное использование основной и вспомогательной тормозной системы, а также правильность выбора передач при «ручном» управлении коробкой. SCANIA R-SERIESНебольшая кофеварка придает интерьеру кабины особый шарм и уютВ кабине магистрального грузовика ящички, шкафчики и прочие емкости никогда не будут лишними. Главное - все разложить по полочкамПристенная часть нового матраца сматывается, как рулеткаНа верхнюю полку, как в купе, надо забираться по складной лестницеВ обивках дверей есть свои довольно объемные карманыНо не менее важно было придумать ненавязчивую систему оценки действий водителя – редкий мужчина стерпит чьи-либо постоянные подсказки, а тем более матерый дальнобойщик. Однако в сильной половине самой природой заложен азарт, соревновательность, тяга к самосовершенствованию. Именно на это сделали ставку психологи, несомненно принимавшие участие в разработке системы Scania Driver Support. Мужчине чаще всего хочется показать электронному ящику, что он лучше знает, как надо ездить на автомобиле! В качестве поощрения шведы решили раздавать водителю звезды – схема, понятная любому военнообязанному. Они высвечиваются на дисплее, а высший балл – пять, но возможны и половинки. И все же на всякий случай решили продублировать оценку мастерства вождения в процентах – результат должен стремиться к 100%. Не мудрено, что как только журналисты, участвующие в тестовых заездах Scania R-серии в демо-центре узнали о системе информационного обеспечения водителей, сразу кинулись ее опробовать. Инструкторы мучались,переводя меню дисплеев с национальных языков на понятный им английский или шведский. Уже буквально через три-четыре поездки по кольцу, конечно же, пользуясь подсказками не только дисплея, но и настоящего водителя-инструктора, многие добились показателей в 75–80% или в четыре звезды. А чуть позже те, кто хотел, еще улучшили свой результат – до 90–95%. Но я решил поставить антирекорд – посмотреть, как электронный мозг оценит реальный, российский стиль езды. Сканиевскому «искусственному интеллекту» понравилось, как я, пользуясь ретардером, проходил повороты, идущие вслед за спуском – на пять звезд! Но он пыхтел от недовольства, когда я случайно наехал правым колесом на разметку обочины – в кабине затрещал зуммер, стремясь «разбудить» меня. Инструктор сказал, что это серьезное нарушение, и высокого результата мне не видать. Ну и не надо – тогда я уже сознательно пару раз повторил нарушение. При этом коллега пытался сфотографировать то, что появляется на экране. Очень быстро показалась подсказка, что я держуслишком малую дистанцию до впереди идущего «борта». А, на мой взгляд 5–7 метров при скорости 50 было вполне нормально! Затем нарочно сделал несколько попыток разгоняться, не выключив ретардер – на дисплее высветилось «Не допускать одновременно торможения и ускорения». Перейдя с автоматического переключения передач на ручное, явно перекручивал двигатель при разгоне – даже спокойный швед-инструктор нервно елозил в своем кресле. «Переключиться вверх» – напрасно советовал дисплей, но я продолжал мучить автомобиль и систему Scania Driver Support. Отчаявшись наладить со мной контакт, «комп» зажег на дисплее надпись «Непрофессиональное вождение». Наверное, это был предел. Ведь такую фразу, как «Где купил права?» шведы в русскоязычный лексикон не заложили… Результат у «бестолкового водителя» оказался в две звезды и 19 процентов, но главное – он будет доступен начальнику колонны или хозяину автомобиля. Тогда уже начнется настоящий анализ мастерства водителя вообще и стиля вождения в частности.НОЯБРЬ 2009 РЕЙС 65