76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
спецтехникаОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИВторой шансЕ когда новую технику можно былоще свежи в памяти времена, получить только по распределению, по квотам, а самым уважаемым человеком был снабженец, умеющий влезть вне очереди и выбить парутройку дополнительных машин. Не забыт и поставленный в СССР на поток капитальный ремонт, выполняе-Капитальный ремонт дает не только возможность за полцены получить практически новую машину с заводской гарантией, но и прекрасную возможность модернизировать техникумый по оригинальным технологиям, разработкой которых занимались инженеры КБ заводов и лучшие умы кафедр машиностроительных институтов. Надо признать, что в условиях плановой экономики поставленный на промышленные рельсы капитальный ремонт существенно сокращал дефицит коммерческой техники.Яркий тому современный пример – завод «Ремдизель» в Набережных Челнах, в цехах которого заезженные до предела КАМАЗы обретали вторую молодость. В последние годы потребность в новых машинах выросла в разы, а образовавшийся вакуум не смог закрыть даже хлынувший в Россию поток недешевого импорта. Очереди на коммерческую технику стали сопоставимы с очередями на престижные легковые автомобили, а по некоторым позициям даже превзошли их. А потом пришел кризис, исчезли дешевые кредиты, брать дорогую технику стало рискованно.Хорошо забытое староеСамый весомый аргумент в борьбе за клиента – качественный продукт по разумной цене и развитая сервисная сеть, наличие запасных частей на складах. А также – возможность в кратчайшие сроки проведения качественного капитального ремонта. Именно такая капиталка сегодня позволяет получить новую машину за половину ее рыночной стоимости, сохранить тем самым оборотные средства и потенциал компании, сберечь своих клиентов и обогнать конкурентов. Многие компании из-за износа и поломки техники оказалисьТехника сгорает не только на работе, но и от брошенного в салоне окурка76 РЕЙС НОЯБРЬ 2009При модернизации часто заказывают удлиненную рукоять Очистить такую кабину даже пескоструйкой сложно - проще заменитьне в состоянии осваивать прежние объемы работ и, что не менее важно, выдерживать сроки их выполнения. Одним из первых услугу по капитальному ремонту специальной техники в условиях действующего производства предложил Тверской экскаваторный завод. Машины ТВЭКС растиражированы сотнямиОт пепла, из которого восстал этот феникс, не осталось и следатысяч, работают на всей территории России и в странах СНГ. И поэтому спрос на этот сегмент огромен и, если его реализовать в полном объеме, то и завод загрузит свои мощности, и потребитель получит технику за полцены от новой. Опыт нынешнего года, а первые машины на капитальный ремонт пришли в январе месяце, оказался положительным. Поэтому для увеличения обменного фонда агрегатов ТВЭКС, параллельно капитальному ремонту, запустил программу trade-in, по которой за сданный экскаватор торговым домом дается скидка на покупку нового. Ее величина определяется состоянием техники: рухлядь принимается в металлолом на вес, а рабочая машина оценивается с учетом остаточного ресурса узлов и агрегатов. Теперь у эксплуатирующей организации есть два пути обновления парка: покупка по системе trade-in и ремонт экскавато-Что было и что стало. И все это за половину цены новой машиныНОЯБРЬ 2009РЕЙС77 спецтехникаОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИДля разборки приходящих на капитальный ремонт машин организован специальный постКаждая из снятых деталей и узлов экскаватора после демонтажа отправляется на пост, где была изготовленаЭлектрические жгуты «рубки» часто имеют небрежные скрутки и спайкиДешевле всего в ремонте обходятся мосты собственного изготовленияРеальные шансы на восстановление имеют цилиндры производства ТВЭКСров. Последний весьма привлекателен, так как дает возможность не только восстановить ушатанную машину, но и модернизировать ее под новые условия работы, тем самым повысить эффективность техники, сократить затраты на ее эксплуатацию.Вызывайте инженераОтличительной особенностью капитального ремонта, проводимого ТВЭКС от того, что практикуют конкуренты, является не только гибкий подход к клиенту, с которым в обязательном порядке согласуется объем выполняемых работ и их стоимость, но и возможность модернизации техники. Так, компании, обслуживающие подмосковные свалки, по программе модернизации чаще всего заказывают удлиненную рукоять, позволяющую увеличить рабочую зону экскаватора. Для каждой модели техники есть свой оптимальный вариант стрелы, при котором смещение центра тяжести экскаватора во время его работы не приводит к ухудшению технических характеристик машины и не приводит к перегрузке отдельных узлов. Всего на выбор клиенту предлагается 4 стрел длиной 1900, 2200, 2800, 3400 мм. Если нужной наскладе не окажется, ее оперативно изготовят на одном из четырех сварочных кондукторов. Каждый владелец машины старается максимально уменьшить свои расходы, а то и просто строго ограничен рамками выделяемого бюджета как, например, коммунальные службы и другие бюджетные организации. Поэтому прежде чем отправить свой экскаватор на завод для проведения капитального ремонта, руководитель желает знать – во сколько обойдется ему восстановление техники? ЗаявленНа узлы и агрегаты, замененные в процессе капремонта, завод дает фирменную гарантию – один год или 1000 моточасов. В планах ТВЭКС на 2010 год увеличить сроки до двух лет или 1500 моточасовЛопнувшая рама - верный признак работы машины с перегрузкамиТакое ощущение что один экскаватор грузил грязь в другой78 РЕЙС НОЯБРЬ 2009 МнениеАЛЕКСАНДР СМИРНОВ управляющий директор ОАО «ТВЭКС – Еще полтора года назад о капитальном ремонте экскаваторов на технологической линии завода никто даже не помышлял. Мощности предприятия были загружены до предела, а это 300 экскаваторов в месяц! Все силы и финансы были направлены на модернизацию производства, которая позволяла не только поднять качество продукции, поставить на конвейер новые машины, но и увеличить объем выпуска экскаваторов. Так, инвестиции «Группы ГАЗ» только в 2007–2008 гг. в обновление парка производственного оборудования составило более полумиллиарда рублей. К концу 2008 года мощности нашего предприятия составили 3,5–4 тысячи машин в год. А в сегменте колесных экскаваторов мы по объему выпуска превзошли многих именитых зарубежных производителей аналогичной спецтехники. В условиях новой экономической ситуации нам пришлось не только искать новые рынки сбыта, но и другие формы работы. Так родилась идея проведения капитального ремонта и модернизации экскаваторов непосредственно на сборочной линии завода. Подчеркну, что мы не планируем конкурировать с предприятиями, которые уже давно работают в этом сегменте рынка и имеют собственные наработки в технологии и приемах ремонта экскаваторов марки ТВЭКС. Напротив, мы предлагаем им взаимовыгодное сотрудничество и в частности прямую поставку оригинальных запасных частей. Параллельно этому наши специалисты готовят техвсеми ходовыми позициями наших региональных дилеров, так еще для удобства покупателей сразу за проходной завода открыли фирменный магазин запчастей. Теперь клиенты могут приобрести нужную запасную часть даже не тратя время на оформление пропуска для прохода на территорию завода. По иронии судьбы практически рядом с нашим фирменным магазином расположена торговая точка, в которой открыто продается контрафактная продукция! Устойчивым спросом там пользуются, например, зубья ковшей. И это несмотря на то, что мы в качестве одной из действенных мер по борьбе с контрафактом снизили цену на оригинальные запчасти на 25–30%! Увы, но оборот контрафакта хоть и снизился, но не намного. Как оказалось, машиностроительные заводы, простаивающие без заказов и поэтому идущие на изготовление запасных частей по чертежам ТВЭКС, для снижения себестоимости продукции экономят не только на материалах, но и до предела упрощают технологии. В итоге оригинальная и неоригинальная детали могут выглядеть как близнецы братья, а и качество будет разниться на порядок. Как показали наши лабораторные исследования, чаще всего пираты применяют несоответствующую технологию термообработки и неподходящий по химическому составу металл. Этих двух факторов, как правило, хватает для того, чтобы запчасть не отработала положенного срока. Чтобы защитить свою продукцию, мы начали наносить на запчасти с помощью лазера защитный штрихкод.ническую документацию по ремонту экскаваторов. Иными словами, мы готовы поделиться технологиями. Это выгодно не только нам как производственникам и ремонтникам, но и эксплуатирующим нашу технику организациям. Они получают возможность качественно, а главное в короткие сроки, отремонтировать экскаваторы в том регионе, где они работают. Сегодня нет дефицита в оригинальных запасных частях для экскаваторов ТВЭКС. Мало того, что мы бесперебойно снабжаемные предприятием 50% от стоимости новой машины, что согласно актуальному прайсу составляет 1,3–1,6 миллионов рублей для многих компаний, в условиях отсутствия заказов и их регулярности сумма весьма приличная. А подчас и вовсе неподъемная. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев ремонт нормально эксплуатируемой техники обходится меньшей «кровью» – 1–1,2 миллиона рублей. Кстати, вполне возможно, что капиталки и вовсе можно избежать. Чтобы получить первоначальную смету, необходимо вызвать к объекту «недвижимости» инженера из ближайшего сертифицированного заводом сервисного центра. Их адреса мы приводим в отдельной таблице – «Сертифицированные сервисные центры ТВЭКС». Для тех, кто работает в центральном регионе России, есть возможность вызвать к себе на объект одну из пяти мобильных бригад. Специально оборудованные, укомплектованные всем необходимым инструментом и приспособлениями «Газели» базируются непосредственно на заводе ТВЭКС в Твери. Каждая бригада состоит из высококвалифицированных сотруд-ников, ранее занятых на основном производстве, то есть к заказчику на объект приезжают специалисты, которые знают экскаватор, как свои пять пальцев. Само собой разумеется, диагностика стоимости ремонтных работ – услуга платная, и в среднем оценивается в 10–12 тыс. рублей. Затем производится калькуляция затрат. Клиенту также придется оплатить затраты на дорогу, проживание и питание ремонтников. Поэтому вызывать заводскую бригаду, скажем, в Белгород получится очень накладно, проще обратиться к ближайшему дилеру завода, у которого есть свой сервисный центр и своя мобильная бригада. Первичная диагностика ведется по внешним признакам неисправностей, анализируются: стуки, шумы, потеки эксплуатационных жидкостей. О разборке узлов и агрегатов речи не идет. Кстати, очень часто после первичного осмотра оказывается, что для возвращения экскаватора в строй достаточно провести мелкий или средний ремонт. А это уже гораздо меньшие деньги – от 10 до 20 тысяч рублей. Причем все работы могут проводиться как непосредственно на объекте, к примеру, в том же карьереКак такового ремонтного цеха на предприятии нет. Все идущие на капитальный ремонт экскаваторы проходят по технологической цепочке сборки серийных машинЕсли металлоконструкция, будь то рама, рукоять или стрела, деформирована, то ее не ремонтируют, а меняют на новуюНОЯБРЬ 2009 РЕЙС 79 спецтехникаОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИРодных стекол в этой кабине не осталось. Их заменили мутным оргстекломУдивительно, но даже при варварском отношении электроника выжила!А вот так выглядит кабина после капитального ремонтаВ ногах оператора была промасленная ветошь, на нее и упал окурок...Кабину импортного экскаватора не доводят до такого состояния ...... а при езде по пересеченной местности не скачут по пням и ямамможно осилить мелкий ремонт, так и на площадке СТО клиента – средний ремонт. Это значительно сэкономит средства заказчика, ведь ему не придется доставлять технику на завод. Заметим, что доставка экскаватора – головная боль его владельца. Цену перевозки каждый может рассчитать, зная расстояние до Твери и тарифы местных перевозчиков. Для работы ремонтной бригады на месте остается решить проблему с подъемными механизмами. Может сгодиться электротельфер, соответствующей грузоподъемности меха-ническая сталь с ручным приводом, козловой кран, вилочный погрузчик или автокран. Крупные узлы и агрегаты: стрела, рукоять, ковш, гусеницы, двигатели и агрегаты трансмиссии будут оперативно доставлены к месту ремонта со склада ближайшего дилера или непосредственно с завода. Важное дополнение – чтобы сократить сроки ремонта и соответственно снизить потери от простоя техники, клиенту необходимо сделать фотографии дефектов крупных деталей и послать их по электронному адресу [email protected]. Снимки будут тща-тельно изучены специалистами завода, что увеличивает шансы проведения ремонта в один заход.Когда «капиталка» неизбежнаОднако суровая правда жизни свидетельствует о том, что в России большинство экскаваторов работает просто на износ, с нарушением заводских норм и правил, без своевременного технического обслуживания, которое еще и зачастую проводится не в полном объеме. Такие машины можно вернуть в строй, только проведя их полный капитальный ремонт в заводских условиях, по оригинальным технологиям. Особенно это касается машин, у которых в ходе предварительной диагностики были обнаружены трещины в несущих металлоконструкциях. Самые опасные те, что образуются в ходовой раме экскаваторов. По словам инженеров завода, заваривать их, ставить латки, бесполезно – надолго при серьезной работе не хватит. А потому требуется полная замена металлоконструкции.Нутро гидравлических баков - зеркало в котором отражено отношение к технике80 РЕЙС НОЯБРЬ 2009 В моторном отсеке может стоять как отечественный, так и импортный ДВС......например, проверенный временем белорусский ММЗ Д-245...но самым оптимальным заводчане считают ярославский ЯМЗ-236Если вместо ОЖ льют воду, накипь напрочь забивает соты радиатораИмпортный или отечественный насос неважно. Крепление унифицированоДизель экскаваторов крепится к раме на мощных кронштейнахДля клиента, как это ни покажется странным, расходы получатся не слишком обременительными, так как ходовую раму завод изготавливает самостоятельно и имеет возможность отпустить ее с минимальной накруткой. Напомним, что предприятию в нынешней ситуации важно загрузить мощности и сохранить персонал, а не получать сверхприбыли на проКаждый шаг ремонта обсуждается с клиентом. Если заказчик не может приехать на завод лично, то ему высылаются фотографии обнаруженных скрытых дефектов и даются варианты их устранениядаже запчастей. Поэтому даже в таком тяжелом случае за рамки озвученных нами выше 1,2 миллионов рублей затрат на капитальный ремонт выйти не удастся. Кстати, владелец машины может потребовать у инженеров завода прокомментировать происхождение трещин в силовых металлоконструкциях и, если окажется, что они возникли вследствие того, что оператор экскаватора вскрывал асфальт и грыз мерзлоту ковшом, перегружая тем самым гидросистему и металлоконструкции, то такого работника можно будет уволить без зазрения совести, благо кризис высвободил массу высококвалифицированных кадров. Между прочим, работа «на кивок» и возникающие при этом ударные нагрузки гнут и ломают даже прочные стальные профили хваленой импортной техники, поэтому операторы дорогих машин всегда используют гидромолот. Интересно, что несмотря на обилие производителей дополнительного инструментаЕсли дизель не требует ремонта его все равно приводят в приличный видТНВД дизелей для спецтехники имеют свою особую настройкуНОЯБРЬ 2009 РЕЙС 81 спецтехникаОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИРазогретое выше 75 С масло провоцирует выход из строя гидроагрегатовЕсли вскрывать ковшом асфальт или рыть мерзлоту - отлетят «уши»Стопорение резьбовых соединений: заводское - винтом с потайной головкойЧасто при кустарном ремонте устанавливают «левые» гидроцилиндрыВода проходит сквозь микропоры покрытия - коррозия неизбежнаИзувеченная поверхность штока гидроцилиндра не восстанавливаетсяк экскаваторам (См. «Рейс» №10 за 2009 г. «Не ковшом единым»), ТВЭКС изготавливает гидромолоты собственной конструкции. Стоят они гораздо дешевле импортных аналогов, поэтому, отремонтировав экскаватор, есть смысл, приобретя гидромолот, таким образом «застраховать» его металлоконструкции от перегрузки.Искусственный отборНа капитальный ремонт завод принимает не все машины. За долгие годы работы предприятия на его конвейере сменилось 4 поколения экскаваторов, и достать запчасти к очень старым машинам сегодня просто нереально. К примеру, обращаться на завод с древними экскаваторами серии ЭО, эта модель простояла на конвейере с 1983 по 2001 год, бессмысленно. Запчастей на такую технику нет. Работайте на ней до предела и сдавайте в утиль. Поэтому «восстать из пепла» имеют шанс только экскаваторы унифицированные с выпускаемыми ныне. Это машины серий ЕК, ЕТ, ЭО-3522, ЭО-3521 на шасси грузовиков «Урал»и КАМАЗ. Наличие полного спектра запасных частей и агрегатов позволяет отремонтировать технику в течение 30 дней. Естественно, время нахождения экскаватора в ремонте будет зависеть и от того, какие узлы и агрегаты пойдут на замену изношенным. Речь идет не только о гидравлике, дизельных двигателях, но и шинах. Больше всего завод устанавливает продукцию ярославского шинного завода (ЯШЗ).Лучше новогоВ процессе ремонта экскаватора его владелец может заказать модернизацию техники под конкретные условияНемецкий насос Bosch-Rexrhoot отлично стыкуется с русским дизелем ЯМЗО том, что пришло в ремонт, часто может рассказать только табличка82 РЕЙС НОЯБРЬ 2009Ремонтные катушки, втулки и направляющие вваривают вручную По желанию клиента в ходе ремонта экскаватора гидроагрегаты можно заменить на импортные, однако это приведет к удорожанию эксплуатационных расходовОтсутствие соосности и некачественная сварка - признаки кустарного ремонтаЗадвигающийся в крайнее положение шток сварочным швом убьет сальникЧтобы смять резьбу и вырвать проушину из штока, нужна ударная нагрузкаЛатать трещины в силовых конструкциях – пустая трата времени и силработы, а также путем замены агрегатов на современные и установке электронных систем управления приблизить технические характеристики машины к последним, современным моделям завода. Естественно за все это придется заплатить сверх того, что указано в смете капитального ремонта. Одним из путей модернизации является электрогидравлическое управление экскаватором, которое пришло на смену гидравлическому. Так, по данным заводских специалистов, анализировавших работу капитально отремонтированной машины, еще иОтветственные швы тавровых соединений стрел и рукоятей сваривает роботмодернизированной установкой этой системы управления ЕК-14-20 (принадлежит компании ЗАО «Ресурс» г. Старицы) производительность техники значительно возросла. Модернизация обойдется владельцу техники в 90 тысяч рублей. Не менее интересной опцией, которой можно дооснастить экскаватор является топливосберегающая система управления (ТССУ), разработанная заводскими инженерами совместно с питерским ООО «Оборудование горнодобывающих отраслей». Суть ее работы в сглаживании пиковых нагрузок на двигатель. То есть, при резком нажатии на педаль газа обороты дизеля не взлетают вверх, а поднимаются плавно до уровня, достаточного для достижения требуемой для выполняемой операции производительности гидронасоса. Система управляет работой двигателя и гидравлической системы экскаватора по одному из трех алгоритмов: 100, 70 или 50% мощности дизеля. Естественно, система имеет и режим холостого хода,Усиление шарнирных сочленений латками дает кратковременный эффектНеправильно выбранный режим сварки и марка электрода, итог – трещиныНОЯБРЬ 2009 РЕЙС 83 спецтехникаОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИДля восстановления стрел экскаваторов на заводе используют специальные ремонтные детали. Чтобы обеспечить соблюдение всех геометрических размеров, катушки и втулки ввариваются на «родном» кондукторе. При необходимости часть стрелы, в которую вваривается катушка, могут заменить новым элементомНеобходимая для ремонта деталь вырезается из листа за считанные минутыОбеспечить соосность при расточке можно только на специальном станкеСиловую раму экскаватора, имеющую трещины, меняют на новуюМодернизируя экскаватор, можно оснастить его «рукой» 4-х различных длинпри котором производительность гидронасоса минимальна. Помимо снижения динамических нагрузок на узлы, агрегаты и металлоконструкции экскаватора ТССУ позволяет добиться экономии топлива в 35%. Однако ориентироваться на эту цифру стоит только при самых благоприятных условиях эксплуатации техники и приОтвал до и после ремонта. Гидроцилиндры и крепления заменены новыми84 РЕЙС НОЯБРЬ 2009условии, что ей управляет грамотный оператор. Также отметим, что при перемещении экскаватора с объекта на объект своим ходом, то есть когда дизель работает исключительно на трансмиссию машины, экономии топлива нет. Чтобы оснастить экскаватор топливосберегающей системой управления, придется раскошелиться на 90 тысяч рублей. А чтобы на сэкономленных литрах солярки оператор экскаватора не грел руки, рекомендуем оборудовать машину счетчиком расхода топлива (см. «Рейс» № 6 за 2007 год «Деньги из бака»). Есть у модернизации и обратная сторона медали, так при замене гидроагрегатов отечественного производства на импортные, к примеру BoschRexroth, надо быть готовым платить за более качественное гидравлическое масло, что приведет к некоторому удорожанию технического обслуживания техники. Кстати, заводские специалисты не верят поставщикам гидравлических масел на слово и прежде чем заправить гидросистему в обязательном порядке, проводят входной контроль жидкостей. Такой контроль оправдывает себя на все 100%. Так совсем недавно конвейер предприятия пришлось остановитьиз-за того, что гидравлическое масло вместо требуемого 12-го класса чистоты соответствовало 14-му классу. Это недопустимо, так как может привести к сокращению ресурса агрегатов гидросистемы, поэтому масло пришлось отправлять на участок регенерации и «вгонять» его в требуемый класс чистоты.Раньше это было элементом крепления ковша. Восстановлению не подлежитЭти зубы обречены на выпадание. Ремонт ковша лишен смысла Эти запасные части заберут на объект передвижные ремонтные бригадыНа таких «спутниках» экскаваторная установка идет по линии конвейераИзношенный поворотный круг дешевле и проще заменить новымЧто делали с гидроагрегатом, если его крышка приварена(!) к фланцу?Износ вызван неправильной регулировкой зацепления шестеренКстати, на участке разборки пришедшего в капремонт экскаватора работает система по сбору технологических жидкостей. Если слитое гидравлическое масло еще не выработало свой ресурс, то есть его пакет присадок не сработался, то после регенерации оно может быть повторно залито в гидросистему отремонтированного экскаватора – а это еще один из путей экономии на ремонте. Следующим видом модернизации может быть оснащение кабины оператора кондиционером. ТВЭКС закупает монтажные комплекты производстваПротивовесы часто страдают при небрежном маневрированииитальянской фирмы «Autoclima». Такая опция актуальна для южных регионов России, к примеру Ставрополья. Естественно, как опция кондиционер значится и в комплектации новых машин. Так, совсем недавно 29 экскаваторов с климатическими установками были отправлены в Узбекистан. Климатическая установка увеличит затраты на капремонт экскаватора на 50 тысяч рублей. Если экскаватор планируется эксплуатировать в северных районах, где из-за сильных морозов затруднен пуск дизельного двигателя, в качестве опции при модернизации будет актуален монтаж предпускового подогревателя. Есть три варианта: немецкие агрегаты компаний Webasto, Eberspaher и отечественный «Элтра-термо» из города Ржев. Мощность рекомендуемых заводом установок 10–15 кВт. И наконец последнее важное дополнение – если в процессе ремонта выяснится, что для восстановления работоспособности гидроцилиндров достаточно заменить их уплотнения, то стоит рекомендовать заплатить за импортные манжеты производства фирмы «Хайлайт». В отличие от отечественных компании «Элконт», они проходят об-Голь на выдумки хитра: арматура усиливает кронштейн по периметру ...... а две широкие полосы металла по центру, но ось все равно заклинило!НОЯБРЬ 2009 РЕЙС 85 спецтехникаОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИСвежие рукава высокого давления Semperit на этом «динозавре» ...... говорят о том, что еще совсем недавно он рыл грунт!Сервисные центры ООО «Спецтехника - Группа ГАЗ» Город Адрес Телефон Брянск ул. Калинина, 98 (4832) 74-21-66; 72-21-78 Заволжье ул. Железнодорожная, 1 (83161) 3-75-51 доб. 4034 Ковров ул.Лопатина, 7 (49232) 9-61-76 Тверь ул. Индустриальная, 11 (4822) 77-81-00 Челябинск ул. Степана Разина, 1 (351) 269-97-50 доб. 114работку холодом, что повышает их надежность и ресурс. Разница в стоимости между отечественными и импортными уплотнениями составляет примерно 200%.Таким восстановленный экскаватор выходит из маляркиНепрофильный агрегатРемонтом дизелей экскаваторов ТВЭКС не занимается, поэтому изношенный мотор меняют на новый. Это могут быть отечественный ЯМЗ 236, белорусский ММЗ Д-245 или импортные силовые агрегаты Deutz, Perkins, которые были «привязаны» заводскими специалистами к силовой схеме машин. Однако, по мнению заводчан, самый оптимальный вариант – ярославская шестерка, адаптированная для спецтехники. Главное ее отличие от других модификацийэтих моторов – настройка топливной аппаратуры. Если применить ТНВД с настройкой для дизелей дорожных машин МАЗ или КрАЗ, то аппетит экскаватора станет непомерным, а на определенных режимах дизель не будет выдавать требуемые параметры по крутящему моменту. Это отразится на производительности гидравлики и соответственно на рабочих характеристиках машины, как то: усилие копания, около 10 т. Вообще, перспективным дизелем для тверских экскаваторов является серия ЯМЗ-530 в исполнении для спецтехники, но это будущее, причем не близкое, так как первые в очереди на эти новые моторы стоят автомобильные заводы.Денис БоровицкийКолеса тверских экскаваторов – хорошо знакомая эксплуатационникам спарка. Такое решение гораздо дешевле, чем применение широких специальных импорных шин. Чтобы повысить надежность и жесткость шин на тяжелых экскаваторах, начиная с 18-ой серии ЕК их наполняют полиуретаном. Как показывает практика, такие колеса не боятся проколов, а также лучше держат нагрузку. По словам инженеров ТВЭКС, утяжеление колес не отражается на ресурсе агрегатов трансмиссии и в частности ступиц мостов.Китайские шины Solideal неплохо зарекомендовали себя в тяжелых условияхКогда не реализованный дилером экскаватор возвращается на завод, его в обязательном порядке отправляют на испытательную площадку, на которой техника проходит полный цикл испытаний86 РЕЙС НОЯБРЬ 2009