экономикаОСОБОЕ ВНИМАНИЕОТОДВИНУТЬ ГРАНИЦУЧто сулит перевозчикам формирование Таможенного союза в лице России, Белоруссии и Казахстана и создание единой таможенной территорииИРИНА ПОЛЯКОВА кандидат экономических наукТолько транспортно– логистическое сообщество приняло к сведению и к исполнению таможенную концепцию о переносе таможни на внешний контур границы России (См. «Рейс» № 1 за 2009 г. «Перейти границу»), как переносить ее, оказывается, надо уже на границу с Европой и Китаем в рамках создаваемого Таможенного союза. Таможенники бывших братских республик как товарищи по оружию между собой, наверное, договорятся, а вот российскихГраницы БелоруссииНа белоруссколитовской границе действуют 7 МАПП для грузового и пассажирского транспорта.логистических операторов ждут ли с их складами и центрами в Беларуси или Казахстане? Куда склад переносить – в Смоленск или сразу в Брест? И вообще, насколько нам выгоден этот Союз? Среди участников ВЭД получил хождение документ «Информация о ходе формирования Таможенного союза и единой таможенной территории». Участников логистических процессов заинтересовал пункт 3 Плана формирования Таможенного союза:ЛатвияНа белорусско-латвийской границе действуют 3 МАПП для грузового и пассажирского транспорта.РоссияЛитваБелоруссия ПольшаНа белорусскороссийской границе действуют 16 пунктов принятия уведомлений ФТС.На белорусско-польской границе действуют 5 МАПП для грузового и пассажирского транспорта, 4 ЖДПП для грузового и автомобильного транспорта и 1 двусторонний автодорожный пункт пропуска для грузового транспорта.УкраинаНа белорусско-украинской границе действуют 7 МАПП для грузового и пассажирского транспорта, 5 ЖДПП для грузового и автомобильного транспорта и 5 двусторонних автодорожных пунктов пропуска для грузового и пассажирского транспорта.Российско-белорусская граница приходится на область ответственности двух таможенных управлений РФ – Северо-западного таможенного управления (Псковская и Великолукская таможни) и Центрального таможенного управления (Смоленская и Брянская таможни). Всего на территории Белоруссии действует 12 таможен и 42 ведомственных пункта таможенного оформления.«3. Создание единой таможенной территории и перенос таможенной границы на внешний контур Таможенного союза. Предполагается введение единых инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности с 1 января 2010 года, перенос контроля с российскобелорусской границы на внешний контур – с 1 июля 2010 года и перенос контроля с российскоказахстанской границы на внешний контур с 1 июля 2011 года». Для декларантов последствия формирования Таможенного союза примерно таковы же, как и при реализации Новой таможенной концепции. Например, при существующей практике работы с бумажными документами отправлять гонцов и письма придется уже не на границу РФ, а гораздо дальше – на границу Белоруссии или Казахстана. Все дополнительные расходы, о которых говорилось при обсуждении таможенной концепции, останутся, только возрастут их размеры. А вот брокеров, логоператоров и другие компании вознамерившихся инвестировать или уже вложившихся в строительство таможенных терминалов на границе РФ подобные сообщения застали врасплох. По сутидела речь идет о серьезном риске для их бизнеса. Некоторые заняли выжидательную позицию и уже не форсируют вопрос о строительстве собственных терминалов. Другие же, ссылаясь на якобы надежные информационные источники в самой ФТС, утверждают, что Таможенный союз останется только на бумаге, а вот Новая таможенная концепция будет реализована на практике и продолжают искать инвесторов и потенциальных клиентов. Таможенная концепция может быть частью плана по организации союза – ведь во многих местах внешним контуром Таможенного союза будет являться именно граница РФ. В таком случае бизнес имеет право на своевременное информирование о планах правительства, чтобы российские компании не оказались «счастливыми» обладателями таможенного терминала в Смоленской области, удаленного от ближайшей таможни на сотни километров. Заметим, что от информационного вакуума, в первую очередь, как всегда, страдает российский бизнес. С точки зрения экономики в создании единого таможенного пространства скорее заинтересованы Белоруссия и Казахстан, нежели Россия. Причины этого следует искать в экономической структуре бывшего СССР. Белоруссия, которая была «сборочным цехом» СССР, нуждается в российском сырье и комплектую-6РЕЙС НОЯБРЬ 2009 щих, а также в российском рынке сбыта. Казахстан, как и в советские времена, заинтересован в нашем сырье и энергоносителях. Бурный экономический рост, наблюдавшийся в стране в последнее время, привел к тому, что Казахстан при упразднении таможенных границ готов буквально завалить российский рынок дешевыми товарами. А вот структура российской экономики и российского экспорта такова, что Россия по сути дела не нуждается ни в Таможенном союзе, ни в какой другой торговой организации. Уже сегодня российские производители сельхозтехники выражают серьезную озабоченность тем, что белорусские комбайны и тракторы продаются на территории РФ по демпинговым ценам и призывают ввести квоты на ввоз техники из братской страны. Нетрудно предположить, что упразднение таможенных границ приведет к тому, что вся белорусская техника наводнит рынок РФ. И это не единственный пример. Экономические противоречия между договаривающимися сторонами уже дают о себе знать: так, Белоруссия требует от России значительно увеличить пошлины на ввоз все той же пресловутой сельхозтехники, сделав их, как в Белоруссии, заградительными. Россия, в свою очередь, стремясь поддержать отечественный автопром, требует от Лукашенко увеличить пошлины на ввоз иномарок. Казахстан, больше всех ратующий за единое таможенное пространство, крайне неохотно пойдет на то, чтобы отказаться отдействующих на сегодня нулевых пошлин на фармпрепараты. Вообще же эксперты сходятся во мнении, что если Таможенный союз все же будет образован, это приведет к общему повышению ввозных таможенных пошлин. Если же у Таможенного союза и есть экономические преимущества для России, то они, скорее, будут касаться логистической стороны. Во-первых, упразднение границ между странами-участницами таможенного союза позволит сэкономить время на переход и уменьшить риски простоя транспортных средств на границе. В настоящее время Смоленская таможня практически дублирует функции своих коллег в Бресте. Сначала автотранспорт проходит таможенный контроль где-нибудь в Козловичах, а через сутки его снова проверяют уже на Красной Горке. При этом на смоленской таможне, как правило, фура теряет от 12 до 24 ч. Единое таможенное пространство – шанс не терять время и деньги на Смоленской таможне. Приходится признать, что каждый таможенный пост – это всегда потенциальная опасность дополнительных поборов со стороны таможенников. С этой точки зрения упразднение «лишних» таможенных границ – снижение расходов «на урегулирование вопросов на таможне». Во-вторых, возможно, создание Таможенного союза поможет снизить затраты на логистические услуги. Дело в том, что в настоящее время расценки на таможенно-брокерские услуги в Белоруссии и Казахстане существенноРеклама НОЯБРЬ 2009 РЕЙС 7 экономикаОСОБОЕ ВНИМАНИЕниже, чем в России. Поэтому нет никаких гарантий от обратного процесса: что российский бизнес, «держащий цены» на территории РФ, не распространит свое влияние на Казахстан и Белоруссию. Во всяком случае, заявление о том, что «российский бизнес всерьез намерен довести до конца создание Таможенного союза и в полной мере использовать его преимущества в своих интересах», можно толковать двояко. Если Таможенный союз все же будет образован, то часть тех структур, которые уже вложились в создание логистических терминалов на границе РФ, будут заинтересованы в том, чтобы компенсировать затраты. Наивно будет также предположить, что белорусские и казахстанские бизнесмены, оказавшись в едином бизнеспространстве с нашими логистами, откажутся отГраницы Казахстанаискушения сравнять цены на свои услуги с российскими. Можно ожидать, что наряду с повышением таможенных пошлин создание Таможенного союза, скорее всего, повлечет за собой и повышение цен на логистические услуги. Еще одним однозначным минусом союза является необходимость взаимодействия с иностранными таможенными органами. Белорусские таможенники были известны своей предвзятостью еще с советских времен. Многие российские импортеры предпочитают делать небольшой крюк по пути из Европы до Прибалтики, лишь бы избежать встречи с белорусской таможней. Однако белорусские власти заставляют представителей белорусской таможни держатся определенных рамок. Периодические показательные аресты целых таможенных смен сделалисвое дело, и при желании белорусского таможенника можно заставить соблюдать закон. Хуже дело обстоит с их казахстанскими коллегами. Во-первых, казахстанские эксперты сами признают, что таможня является одной из самых коррумпированных структур в их государстве. Вовторых, Казахстан – восточное государство, и на выполнение таможенных формальностей в любом случае будет накладываться специфика восточного менталитета. Здесь главную роль будет играть не таможенный кодекс, а клановые и личные связи работников таможни. В любом случае, будет ли создан Таможенный союз или реализована новая таможенная концепция – очевидна острая необходимость детальной проработки технического обеспечения процессов та-РоссияНа российско-казахстанской границе действует 51 МАПП и 23 ЖДПП.На казахстанско-китайской границе действует 7 МАПП и 1 ЖДПП.КазахстанНа казахстанскотуркменистанской границе действует 3 МАППНа казахстанско-узбекистанской границе действует 24 МАПП и 5 ЖДПП.На казахстанско-киргизской границе действует 11 МАПП и 1 ЖДПП.Узбекистан ТуркменияРоссийско-казахстанская граница приходится на область ответственности сразу четырех таможенных управлений РФ (11 таможен): Южного: Волгоградская и Астраханская таможни, Приволжского: Саратовская и Оренбургская таможни, Уральского: Челябинская, Курганская и Тюменская таможни, Сибирского: Омская, Новосибирская, Алтайская, и Горно-алтайская таможни.Киргизия Китайможенного оформления. В первую очередь, следует внедрить систему электронного декларирования. Пересылка оригинальных документов на границу РФ уже представляет собой определенные трудности и чревата временными и финансовыми потерями. А если к широким российским просторам прибавить бескрайние казахские степи и белорусские леса, то картина становится просто удручающей. Нельзя опираться на опыт таможенного оформления «по оригинальным документам» двадцатилетней давности. Практика таможенного оформления во всех трех странах во многом базируется на практике работы таможенных органов СССР. Но работа советского таможенника была куда проще – по сути дела у нас был всего лишь один добросовестный импортер – государство. Не было опасности простоя, заоблачных расценок на таможенные склады, так как всем этим владело государство. Теперь ситуация кардинально поменялась, и нужно менять методы работы. К сожалению, и наши, и белорусские, и казахстанские таможенники грешат чрезмерной любовью к «оригинальным» бумажкам со штампами, требуя только их. Любовь к штампам и бумажным документам только увеличивает затраты на логистику у добросовестных участников ВЭД и не препятствует недобросовестным участникам использовать «альтернативные схемы». Предполагаемая схема переноса таможенного оформления на внешний контур (страны или союза) диктует важность создания общей компьютерной8РЕЙС НОЯБРЬ 2009 базы данных с информацией о разрешительных документах, выдаваемых этими ведомствами. После обсуждения гипотетических плюсов и минусов таможенного союза оценим действительное положение дел. Реально таможенное оформление на границах РФ для грузов, следующих из/в третьи страны, останется, поскольку действует так называемый принцип национального получателя. Это означает, что импортные грузы, предназначенные для ввоза в Россию, равно как и экспортные, следующие из нее, подлежат таможенному декларированию в обычном режиме. Следовательно, таможни в Смоленске, Пскове, Озинках (Саратовская обл.) сохраняются. Пока… Проблема в другом – что делать с теми складскими площадями, которые высвобождаются в Москве и области при переносе таможенного оформления на внешний периметр. Речь идет о 1,5 млн. м 2 складских помещений в Москве и области. Структурно на склады класса «А» приходится 10%, класс «В» – 20%, а остальные 70% – помещения, приспособленные под склады, построенные по принципу «где подешевле» без учета развития транспортной инфраструктуры, местных интересов. Вот эти третьесортные помещения и будут использоваться для размещения товаров в том случае, если оптовые склады, как планируется, выведут из Москвы. А что с остальными делать? На внешнем периметре границе необходимо обустраивать инфраструктуру для таможенной очистки,склады, подъездные пути, а также социально-бытовые помещения. Все это требует средств и немалых. Частные инвесторы могут поучаствовать в этом строительстве, но на определенных условиях, точнее с соблюдением определенных гарантий, хотя бы гарантий того, что склад со смоленской таможни вдруг «не переедет» в Брест. Отдельный вопрос – кадровое обеспечение. Из Москвы и Московского региона квалифицированные кадры должны «выдвинутся» на периферию. Как быть? Применение прогрессивных технологий при таможенной обработке таких как предварительное электронное декларирование, использование интернет-деклараций позволит в штатном режиме обрабатывать машину на границе за 34 минуты без привлечения дополнительного персонала. Таким образом, на границе могут остаться только специалисты по досмотру, а все таможенное оформление будет вестись в электронном виде, из той же самой Москвы. А может, для России Таможенный союз – своего рода экспериментальная площадка, где в реальном режиме можно будет ощутить не только выгоду, но и недостатки вступления в ВТО? Нет, во Всемирную торговую организацию мы, конечно, вступим, но уже не любой ценой, лишь бы приняли, а как, например, Китай, – используя преимущества этого мирового сообщества и одновременно превращая весь мир в рынок для своих товаров. Если мы научимся отстаивать свои интересы в Таможенном союзе, то тогда и в ВТО не пропадем.Реклама НОЯБРЬ 2009 РЕЙС 9