62
63
64
65
66
67
68
автомобилиАВТОБУСЫНА ЗАДВОРКАХ ЕВРОПЫНесмотря на успешные продажи на внутреннем рынке и в Европе, турецкая автобусная компания TemSA уделяет большое внимание рынку СНГ и РоссииКомпания TemSA (полное название этой промышленноторговой группы TemSA Industrial&Trading Co.) образована в 1968 году для производства и поставок на внутренний и мировой рынки различных транспортных средств – от легковых автомобилей до средних и крупногабаритных междугородных автобусов. Турецкий производитель входит в семейство предприятий Sabanci, отсюда и две последние буквы в названии компании TemSA. Она является самостоятельным дочерним предприятием холдинга, с которым сотрудничают такие всемирно известные фирмы, как Bridgestone, DuPont, Bekaert, Philip Morris, Kraft Foods International, Toyota, Banque Nationale de Paris, Heidelberg Cement, IBM, Dresdner Bank, International Paper. Современный автобусный завод TemSA, оснащенный по последнему слову техниРЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010ки, открылся в 1985 году в турецком городе Адана. Ежегодно он производит более 2000 автобусов разного класса. Сейчас в цехах и инженерных корпусах работает около 2000 сотрудников, среди которых 240 конструкторов. Часть конструкторского состава TemSA располагается в лаборатории разработки прототипов R&D. Ее, в целях уменьшения налогового бремени, построили в зоне, свободной от налогов (в так называемой силиконовой долине). Услугами современного сертифицированного исследовательского центра TemSA пользуются многие турецкие автобусостроители при испытании новых разработок. В целом Турция уделяет большое внимание инновационным технологиям, выделяя на это большие гранды и снижая налоговое бремя, потому лаборатория R&D соседствует с множеством инженерных подразделений других местных фирм.В Европе весьма популярен городской низкопольный автобус AvenueК разработке дизайна Opalin 8 и Opalin 9 приложил руку сам Боб Ли62 TEMSAУзнать модель Prestij можно и по оригинальной приборной панелиЭкспорт турецких автобусов в Россию растет с каждым годомУ Opalin, идущих на экспорт в Россию, масса дополнительного оборудованияСалоны турецких «мидибусов» с комфортабельными сиденьямиПассажиры городского Avenue вряд ли будут пользоваться подлокотникамиСпинки кресел у междугородних автобусов с откидными столикамиМодельный рядВ своем модельном ряду TemSA выделяет автобусы для турецкого рынка и более современные машины для экспорта в Европу и Америку. К первой группе относятся достаточно простые автобусы Prestij малого класса, пригородные Tourmalin и туристические Safir длиной 12 метров и вместимостью 46 пассажиров. В начале своего пути TemSA тесно сотрудничала с японскими автобусостроителями, примером тому служит вышеупомянутый Safir. За его основу взята модель Aero Midi японской Mitsubishi, от нее турецкий автобус получил в наследство не только современную аэродинамичную внешность, но и необычный для Европы 6-цилиндровый дизель рабочим объемом 11,945 литра. Он способен работать на сжатом природном газе и при этом развивать мощность 240 л. с., его вариант с турбонаддувом достигает 300 лошадиных сил. Автобус укомплектован механической 6-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей, пневматической подвеской обоих мостов и тормозом-замедлителем.Есть в производственной гамме TemSA и пригородные 10-метровые MetropolДля будущих покупателей TemSA построила огромный шоу-румНа европейский рынок рассчитана гамма многоместных автобусов, базирующихся на шасси упомянутых выше моделей с более комфортным салоном и оснащенных агрегатами производства компаний MAN, Cummins или DAF. Крупным потребителем турецких автобусов в Западной Европе до сих пор была Франция – за два года было поставлено более 600 автобусов. Австрийская почта также большой поклонник турецкого производителя – в Австрии TemSA выиграла европейский тендер на поставку 120 автобусов. В числе импортеров есть и Германия – сюда поставили более 100 машин. Всего же в списке импортеров автобусов TemSA 32 страны. Основу европейской гаммы составляют туристические и пригородные машины Safari, выпускающиеся с 1999 года. Модель имеет несколько модификаций с разными буквенными обозначениями: Safari SD, Safari HD и Safari RD. Что предполагает различия: в вариантах длины – 12; 12,2 и 13 метра, вместимости салонов – от 49 до 55 посадочных места и агрегатной начинке.ФЕВРАЛЬ 2010 РЕЙС 63 автомобилиАВТОБУСЫТуристический Safari успешно эксплуатируется у нас даже в ЗаполярьеСалон с множеством вариантов исполнения и палитрой расцветокПриборная панель Safari изготовлена в едином стиле с панелью PrestijОстекление первой двери дает водителю дополнительный обзорТрудно представить туристический автобус без индивидуального освещенияИз-за вместительного багажника за второй дверью пять ступенекВ российский пакет включены дополнительные отопителиПодвеска Safari на пневматических упругих элементах64 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010Самый маленький Safari SD в базовом исполнении оснащают двигателями Cummins ISLe2 мощностью 350 лошадиных сил, а также MAN D2066 мощностью 360 лошадиных сил. В паре с двигателями работают механические 6-ступенчатые коробки передач ZF, выдерживающие крутящий момент до 1700 Н.м. На модели побольше – Safari HD и Safari RD устанавливают двигатели DAF PR 265, DAF PE228C и MAN 2066 LOH02 мощностью от 310 до 360 лошадиных сил. Как и у Safari SD, эти двигатели агрегатируют с 6-ступенчатыми механическими коробками ZF различных моделей – в соответствии с крутящим моментом силовой установки. В более дорогих комплектациях применяют автоматическую трансмиссию Voit 864.5.E. В начале 2000-х TemSA изготовила еще две модели для европейского рынка. Первая машина – компактный и комфортный Opalin 8 и его более вместительная версия Opalin 9, которые предназначены для туристических поездок на небольшие рас-стояния. Длина их от 7,6 до 8,3 метра, вместимость салона 31 и 35 пассажирских мест. Особенностью модели Opalin является среднемоторная компоновка – под полом автобуса устанавливают 4-цилиндровый двигатель MAN D 0834LFL мощностью 180 л. с. и 220-сильную 6,9-литровую рядную шестерку MAN D 0836LFL. Оба мотора работают в паре с механической 6-ступенчатой коробкой передач ZF. Помимо компоновки в числе изюминок Opalin комбинированная подвеска на параболических рессорах и пневмобаллонах, а также достаточно вместительный для автобусов такого класса багажный отсек объемом пять кубов. Второй относительно новой моделью для Европы стал 14-метровый трехосный туристический Diamond с полукруглым лобовым стеклом и высоко расположенным пассажирским салоном на 63 места. К разработке автобуса Exclusive-класса приложил руку сам Боб Ли – знаменитый конструктор автобусов Neoplan. Модель комплектуется рядным 6-цилиндро- TEMSAТепловая завеса у дверей будет преграждать путь холодному воздухуБлагодаря конструкции с несущим кузовом в центре есть вместительное багажное отделение объемом почти девять кубических метровНе во всех странах практикуют зеленые остановки, поэтому есть биотуалетУ посещавших туалетные комнаты в самолетах может возникнуть дежавюУ сменного водителя отдельное помещение для отдыхавым двигателем MAN D2876 LOH мощностью 460 л. с., электронноуправляемой коробкой передач ZF Astronic с встроенным замедлителем и передней независимой пневматической подвеской. Из более поздних разработок TemSA стабильно растущим спросом у европейцев пользуется городской автобус Avenue вместимостью 97 человек. Его премьера состоялась в 2008 году на выставке IAA коммерческого транспорта в Ганновере. Турецкое конструкторско-дизайнерское бюро R&D разработало сразу две модификации автобуса: полностью низкопольный и с пониженным уровнем пола. Для стран с экологическими нормами не выше Евро-4 городскую модель Avenue оснащают 7-литровым Cummins ISBe4 мощностью 250 лошадиных сил, а для более требовательных регионов на автобус устанавливают 9-литровый DAF PR228S3 мощностью 310 л. с., отвечающий требованиям стандарта Евро-5. Скорее всего в Россию этот автобус по-ставляться не будет, так как с учетом таможни его стоимость превысит 200 000. Понятно, что перевозчики скорее предпочтут более дешевый отечественный аналог модели именитого европейского производителя.Экскурс по заводуПомимо основного производства в Адане турецкая промышленная группа TemSA располагает дочерним предприятием в Египте. Здесь компания планирует создать базу, где будет налажено производство и экспорт автобусов и микроавтобусов. Ориентировочная стоимость строительства объекта составила 20 миллионов. Этот египетский завод в ближайшее время начнет производство автобусов для СНГ, и прежде всего для России и Украины. Его мощностей хватит на выпуск 500 машин в год, и поначалу со стапелей будут сходить междугородние модели Safari SD. В 2010 году египетскому предприятию доверят выпуск моделей среднего класса, таких, как OpalinSafari оснащают двигателем MAN D2066 LOH 06, Евро-4Через лючки можно добраться до АКБ и навесного оборудования двигателяФЕВРАЛЬ 2010 РЕЙС 65 автомобилиАВТОБУСЫПосле сборки автобусам предстоит пройти еще и дождевую установкуТурецкий завод в Адане наполнен современным оборудованиемПогрешность при сварке кузова на стапеле всего пара миллиметровTemSA уделяет большое внимание условиям труда сотрудниковПо американским стандартам автобус может быть с одной входной дверью, а разделенное надвое ветровое стекло держаться на резиновом профилеДля европейского рынка автобусы с вклеенным остеклениемОкалину со сварных швов сбивают шлифовальной машинкой66 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010и Prestij, а через год производственную гамму пополнит уже известная в России модель Safari HD и городской автобус Avenue. Ведь транспорт, который будет производиться в Египте, планируют экспортировать еще и в ОАЭ, Сирию, Иордан, Ливан, Судан, Ливию, Тунис, Саудовскую Аравию и другие страны. К числу дочерних предприятий TemSA относится и небольшой завод в городе Адапазары на северо-западе Турции. Пока там занимаются лицензионной сборкой легких грузовиков Mitsubishi Canter, но она, очевидно, вскоре будет свернута, так как японцы не будут оснащать машинокомплекты двигателями экологического стандарта Евро-3. Поэтому в ближайшей перспективе второй по величине турецкий завод TemSA планирует освоить выпуск грузовиков и трейлеров марки TemSA. Сейчас предприятие в Адапазары помимо выпуска грузовиковпоставляет на основной завод в Адане бамперы и электропроводку для производимых там автобусов. Турецкое производство мало чем отличается от выпуска автобусов фирмами-конкурентами. Большинство моделей TemSA с несущим кузовом, потому для изготовления каркаса применяют стапели, которые допускают отклонения в размерах всего один миллиметр. Основные элементы каркаса варят из нержавеющих стальных прямоугольных труб размером 80х40х3 миллиметра. Для большей защиты от коррозии сваренную стальную конструкцию покрывают защитным составом, что позволит ей без проблем прослужить не один десяток лет. Не отстают в живучести и остальные кузовные элементы: подоконный пояс изготавливают из оцинкованной стали, а крыши автобусов из укрепленного стекловолокном полимера (FRP), уложен- TEMSAИнвестиции в автобусный завод составили не один миллион евроВсе модели оснащают только немецкой подвеской ZFПри производстве каркасов используют нержавеющий стальной профильНа открытой площадке возле завода в Адане выставлены те модели TemSA, которые не поместились в недавно построенный шоу-румНа современных автобусах уже давно нет медных и алюминиевых трубокного на двух стальных основаниях. Видимо, поэтому на заводе нет катафорезной обработки – технологи посчитали, что и с обычным нанесением грунта металл прослужит довольно долго. Хотя при большом желании заказчика где-то на стороне кузов загрунтуют катафорезным способом – естественно, за дополнительную плату. Листы боковин к каркасу крепят точечной сваркой, предварительно нагрев ее. При остывании стальной лист натянется, и бок автобуса станет гладким и ровным. Затем сваренный кузов окрашивают в огромных камерах акриловыми эмалями. В перспективе планируют использовать краски на водной основе, так как они менее агрессивны к окружающей среде. После сушильной камеры кузова оснащают шасси, электропроводкой и дополнительным оборудованием, а затем вклеивают стекла. Последним штрихом в изготовлении автобуса бу-дет установка в салоне пассажирских кресел, произведенных знаменитой немецкой фирмой kiel. Обтягивают их добротной тканью, и на выбор заказчику предоставят палитру цветов. Выбор марки пассажирских кресел не случаен: на территории завода TemSA немцы открыли собственное представительство, чтобы сократить время изготовления заказа. Temsa занимается только проектированием и производством кузовов, в максимальной степени используя агрегаты и компоненты ведущих мировых производителей, в том числе изготовленные на их дочерних предприятиях в Турции. Всего для сборки одной модели необходимо 16 тысяч деталей, которые поступают на конвейер россыпью в коробках или же по одной на специальных тележках. За последние пять лет на предприятии в Адане многое изменилось в лучшую сторону. Был постро-МнениеМЕХМЕТ БУЛДУРГАН президент TemSA Global – Многие европейские автобусные марки организовали свои производства и продажи в Турции. Мы, следуя их примеру, продаем свою технику в Европе, при этом предлагая более низкую, на 10-15 процентов, цену. В начале выхода на рынок Европы (в 2001–2003 годах) автобусы TemSA мало кто знал, и у европейцев были сомнения касательно их качества. Однако сейчас у TemSA устойчивое положение на европейском рынке и есть свои постоянные покупатели. Доля рынка растет, особенно во Франции, Австрии, Германии, Италии и в других странах. Что касается запасных частей, то с логистической точки зрения Турция расположена очень удачно – всего в нескольких часах лета от вышеперечисленных стран. Однако чтобы действовать еще оперативнее, мы организовали склады запасных частей в Бельгии, Германии и Франции.ФЕВРАЛЬ 2010РЕЙС67 автомобилиАВТОБУСЫФлагман марки – автобус Diamond. Его также проектировал Боб ЛиРабочее место водителя под стать общему интерьеру DiamondСкоротать сотню-другую километров можно за просмотром фильмаС комфортом и безопасностью у турецкого лайнера все в порядкеСменный водитель может отдохнуть во вполне комфортных условияхОбъем багажного отделения автобуса без туалета 15 м3ен большой склад запасных частей и обновлены системы безопасности. Крыша завода получила больше остекления, что позволяет экономить значительную сумму на коммунальных платежах. Для будущих покупателей автобусов выстроили шоу-рум, а для сотрудников компании – бесплатный медицинский центр. В социальный пакет входят также бесплатные обеды и доставка из дома до работы и обратно. Сейчас средняя заработная плата на турецком предприятии около 600 долларов.С российским уклономКак самостоятельное дочернее предприятие крупнейшего турецкого холдинга Sabanci, зародившегося еще в начале ХХ века, TemSA проводит собственную маркетинговую политику. И в настоящее время в сфере ее стратегических интересов – растущий российский рынок. Турецкий автобусный производитель предлагает в нашей стране не столь разнообразную продукцию, нежели в западноевропейских государствах. В Россию, увы, не поставляются городские модели, так как они очень дороги68 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010для отечественных перевозчиков. В гамме пассажирских машин присутствуют лишь роскошный люкслайнер Diamond, Safari в туристическом и междугородном исполнениях и небольшой Opalin среднего класса. В итоге получается модельный ряд автобусов, отличающихся по длине, высоте пола, числу посадочных мест. Со слов представителей официального дистрибьютора компании «КОСТА», общим для экпортируемых к нам турецких автобусов TemSA является зимний пакет, позволяющий переносить суровые северные условия и работать в холодном климате при морозе до 50 градусов. Чтобы обеспечить полноценную техническую поддержку, TemSA с помощью российского представительства организовала у нас собственную станцию технического обслуживания и передвижную оперативную сервисную службу, специалисты которой могут быть направлены в любую точку нашей необъятной страны для помощи региональным ремонтникам.Олег Прохоров ФОТО АВТОРАМнениеКОНСТАНТИН УГАРОВ директор ГК «КОСТА» – На сегодня общий парк TemSA в России более 100 машин, из них 28 продано в прошлом, 2008 году. Помимо этого в прошлом году было поставлено 4 машины б/у из Европы, часть из них курсирует по маршруту Ногинск-Москва-Ногинск. Чтобы обеспечить техническую поддержку проданных машин, в ближайшем Подмосковье мы организовали технический центр на три поста и две мобильные бригады. Те автобусы, что оснащены агрегатами MAN, перевозчики могут обслуживать на фирменных СТО немецкого производителя. Если же автобусы с двигателями DAF , то и с представительством голландской компании есть соответствующее соглашение. Также мы имеем шесть дилерских соглашений с компаниями в Воронеже, Краснодаре, Тюмени, Нижневартовске и Екатеринбурге, плюс три компании – агенты по продаже. Сейчас в Россию мы поставляем несколько моделей TemSA: эксклюзив класса Diamond, туристические повышенной комфортности Safari HD, междугородние Euro Safari и модели среднего класса Opalin 8, Opalin 9. А с будущего 2010 года планируем ввозить еще и Prestij.