22
23
24
25
26
27
28
29
автомобили главная темаЦМК «КАМА» ХХХХХХХХХХХХХДЕНИС БОРОВИЦКИЙ редактор журнала «Рейс»ПЕРВЫЙ ЭШЕЛОНКВ России запущен новый завод по производству шин с цельнометаллическим кордомазалось бы, и что в этом такого неординарного? Да, в кризис пустить завод, обеспечить сотни рабочих мест – это похвально. Однако подготовка к этому событию велась задолго до того, как он, кризис, разразился. То есть всего лишь строго выдержаны сроки. Самим ЦМК российской сборки перевозчиков также не удивить. Как говорится, плавали – знаем. К примеру, ОАО «Белшина» уже более семи лет выпускает ЦМК-шины, а некоторые модели покрышек, не один год успешно продающиеся на рынке, уже успели пройти модернизацию и трансформировались в модели нового поколения. Так, пару лет назад довольно популярная покрышка Бел-108 прибавила в назваРЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010нии букву «М» и пошла на комплектацию автобусов МАЗ-103, МАЗ-105 и частично НефАЗ. К слову, белорусы, в целях расширения модельного ряда ЦМК-шин и улучшения их качества, в свое время приобрели оборудование словацкой фирмы «Матадор». Другой отечественный производитель ЦМК-шин Ярославский шинный завод (ЯШЗ) изготовил первые товарные ЦМК-шины для коммерческой техники еще в 1990 году (!). А накопленный ярославскими шинниками опыт позволил спустя шестнадцать лет запустить в серийное производство новое поколение ЦМК-шин под брендом «TyRex ALL STEEL». Интерес к новинке был настолько велик, что журнал «Рейс» совместно с компанией «СИБУР– Русские шины» запустил беспрецедентный по своему масштабу проект по оценке качества и ресурса отечественных шин с цельнометаллическим каркасом. Длился он с апреля 2008 по март 2009 года (см. «Рейс» № 4 за 2008 г. – № 3 за 2009 г.). До нашего издания подобных длительных ресурсных испытаний шин, которые проходили бы на обычной, не специально подготовленной технике, которой управляли обычные водители, а не тест-пилоты автополигонов, по самым что ни на есть обычным российским дорогам с их ямами, колейностью, снежными завалами и гололедом, никто не проводил. Так чем же нас хотят удивить? В чем интрига? А в том, что в Нижнекамске будут22 ХХХХХХХХХХХХХС момента закладки первого камня до пуска завода прошло менее трех летООО «Торговый дом «Кама» - Генеральный дистрибьютор шин производства ОАО «Нижнекамскшина» имеет развитую торговую сеть на территории России и экспортирует продукцию ОАО «Нижнекамскшина» в 34 страны мира: Украину, Казахстан, Азербайджан, Белоруссию, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Германию, Румынию, Турцию, Венгрию, Нидерланды, Сербию, Словакию, Чехию, Болгарию, Польшу, Испанию, страны Прибалтики, Иран, Афганистан, Монголию, Пакистан, Джибути, Эфиопию, Египет, Кению, Кубу, Уругвай и другие. Шины марок «KAMA» и «KAMA EURO» используют для первичной комплектации такие автопроизводители, как ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «КАМАЗ», предприятия группы «ГАЗ», ОАО «НефАЗ», СП «GM-AVTOVAZ», ООО «Таганрогский автомобильный завод», предприятия ОАО «Соллерс», АО «Азия-Авто» (Казахстан), ЗАО «ЗАЗ» (Украина) и другие. Торговый дом «Кама» также поставляет шины для нужд Министерства обороны, Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв) и других организаций и ведомств.Торжественный пуск «Нижнекамского завода шин с цельным металлокордом»Гидравлический пресс 62/1000 производства фирмы McNeil&NRMЭто сложное оборудование есть не что иное, как импортный сборочный комплекс SAV 34 HL flex. На нем, собственно говоря, и будут собирать ЦМК-шиныТак выглядит современная линия обрезинивания металлокордаФЕВРАЛЬ 2010 РЕЙС 23 автомобили главная темаБлагодаря мощной вентиляционной системе, специфического для шинного производства запаха практически не ощущаетсяЦМК «КАМА» ХХХХХХХХХХХХХАвтоматическая линия TDA для изготовления бортовых колецНа таких тележках бортовые кольца перемещают по цеху24 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010выпускать ЦМК-шины первого (подчеркнем еще раз, первого) эшелона, или, как их еще называют, шины премиум-класса. То есть производство шин будет вестись по самым передовым технологиям, которые работают на лучших заводах ведущих шинных брендов. По масштабам, уровню и, пожалуй, вложениям – а в свой завод нижнекамцы уже вложили 500 миллионов докризисных долларов – данный проект можно сравнить разве что с пуском «АвтоВАЗа» в далеком 1970 году. Иными словами, ЦМКшины под брендом «Кама» становятся в один ряд с продукцией Bridgestone, Continental, Goodyear и Michelin. Согласитесь, звучит нереально, и переломить стереотип российских перевозчиков «наши шины хуже импортных» крайне сложно. И это несмотря на то, что в силу ухудшившегося в период кризиса финансового состояния многие перевозчики считают за счастье обуть свои машины в резину второго эшелона, как-то: Kormoran, Sava и т. д., или купить новые китайские покрышки «Аеолус», «Триангл». Да что тамговорить, часто в поисках пути экономии средств не брезгуют б/у резиной, которую наши ушлые торговцы, пользуясь «налоговыми дырами», завозят из Европы и Японии и продают по очень привлекательной цене. А тут вдруг наша, отечественная шина, изготовленная по технологиям первого эшелона, да еще и доступная в одной из самых развитых дилерских шинных сетей.Что купили?Кстати, чем руководствовались немцы из Continental, продавая в Россию современную ЦМК-технологию, непонятно. Быть может, таким образом они решили с минимальными затратами выйти на российский рынок. Казалось бы, что мешает параллельно с покрышками «КАМА» выпускать точно такие же, но с логотипом Continental? Продукт сделан в России, и, следовательно, налогов платить придется минимум. Но самое интересное это то, что, имея мощную сеть фирменных «камовских» точек, обеспечивается постоянный и устойчивый сбыт про- ХХХХХХХХХХХХХСовременная шина, подобно капусте, собирается из множества слоев резиныЧтобы этот бочонок стал шиной, его необходимо отправить в вулканизаторПроизводство автоматизировано, но человека полностью не заменитьНа таком устройстве покрышку снимают со сборочного барабанаГотовая шина охлаждается на специальном конвейереЛиния обрезинивания металлокорда. Разогревающие вальцыдукции. Дилеры «КАМЫ» будут с удовольствием продавать шины именитого бренда. Или, быть может, нам продали технологию, которая уже на излете и вотвот покинет конвейеры Европейских заводов Continental? Не исключено, что немцы разработали новую передовую, прогрессивную технологию, а устаревшую выгодно спихнули в Россию? Гадать можно сколь угодно. Ясно одно: по внешнему виду определить, по какой технологии изготовлена шина, практически нереально. Разница между технологиями кроется в массе нюансов: плетение корда, подбор резиновых смесей и т. д. Между прочим, второй эшелон, или так называемый бюджетный бренд, устаревшая премиум-технология первого эшелона, в омоложение которой производитель шин по той или иной причине не стал вкладывать деньги. Просто так взять и перенастроить производство, перейдя на новую технологию, невозможно: это огромные финансовые вложения и часто полное перевооружениеМнениеЛУКМАН НУРЕЕВ заместитель директора по общим вопросам «Нижнекамского завода шин с цельным металлокордом» – Сказать точно, какой метод восстановления шин будет применяться на заводе, сейчас я не могу. Поскольку это поточное производство, мы тщательно взвешиваем все «за» и «против» каждого из методов, а их у нас два – холодный и горячий. Определимся в самое короткое время. Что касается рекомендаций по нарезке протектора, которая уменьшает подканавочный слой и увеличивает шансы повреждения каркаса шины, скажу так: несмотря на то, что на заводе будут изготавливать шины класса премиум, в которых заложена возможность нарезки протектора для увеличения пробега шины до первой наварки, делать это нужно исходя из условий эксплуатации шин. Если перевозчик работает по дорогам хорошего качества, а число таких растет с каждым годом, то нарезка протектора имеет смысл. Если же качество дорог оставляет желать лучшего, не рискуйте: после износа протектора его можно восстановить по любой доступной технологии. В России на сегодня это метод холодного восстановления протекторной лентой или кольцом. Только взвешенный подход позволит получить максимальную выгоду от эксплуатации ЦМК-шин. Причем не только по ресурсу, который при условии двух «наварок» составит не менее 500 000 километров, но и по экономии топлива. Подчеркну: восстановленная ЦМК-шина «КАМА» сохраняет все заложенные энергосберегающие качества. Приведу такой пример: если грузовик в год проходит около 100 000 километров, при расходе на 100 км пути 30 литров дизтоплива стоимостью 20 рублей за литр годовая экономия на горючем составит не менее 60 тысяч рублей. А теперь помножьте этот показатель на количество машин в вашем парке. Есть у ЦМК-шины «КАМА» и другие преимущества:  Повышенная грузоподъемность – до 8%;  Высокая прочность;  Высокие скоростные характеристики до 140 км/ч;  Экономичность – возможность восстановления протектора, что увеличивает ходимость шины до 500 тыс. км;  Длительная эксплуатация – возможность длительной безостановочной эксплуатации автомобиля достигнута внесением дополнительных компонентов в резиносмесь, которые значительно снижают перегрев шины в процессе движения;  Существенное уменьшение расхода топлива – до 10- 15%, что позволит сохранять энергоресурсы;  Экология – уменьшение выбросов в атмосферу.ФЕВРАЛЬ 2010РЕЙС25 автомобили главная тема16 17 18ЦМК «КАМА» ХХХХХХХХХХХХХ191ЭкспертНИКОЛАЙ САРГИН ведущий маркетолог ООО «Торговый дом «Кама» – Только вдумайтесь: более восьмидесяти процентов ЦМК-шин на российском рынке импортного производства. А последние предкризисные годы, когда спрос на технику превышал предложение, российские шинники испытали очень сильное давление со стороны зарубежных конкурентов, особенно из Малайзии, Китая, Кореи, Тайваня. Они открыто демпинговали, предлагая продукцию сомнительного качества. Мало того, нами были выявлены поддельные шины «КАМА». С одной стороны, это признание качества нашей продукции, а с другой – удар по нашей экономике! Было бы разумно поднять пошлины на импортные грузовые шины с пятнадцати до двадцати процентов. Поверьте, это немного, например соединенные штаты америки ввели заградительные пошлины для китайских шин в пятьдесят пять процентов, правда, позже снизили ставку до тридцати пяти процентов, но мера имела свое воздействие и дала эффект. Естественно, если мы что-то просим, то должны дать и взамен. На новом заводе мы только в течение две тысячи десятого года года планируем выпускать одиннадцать типоразмеров, а в дальнейшем их число будет доведено до сорока пяти.152143134121110987651. Протектор 2. Боковина 3. Надбрекерная деталь 4. Плечевая прослойка 5. Бортовая лента 6. Бортовая лента 7. Прослойка чефера8. Бортовое кольцо 9. Наполнительный шнур 10. Металлокордный слой каркаса 11. Металлокордный чефер 12. Бортовая проволока 13. Крыльевая лента14. 15. 16. 17. 18. 19.Гермослой 1-й слой брекера 2-й слой брекера 3-й слой брекера 4-й слой брекера Резиновая прослойказавода. И это при том, что в большинстве случаев новый премиум-класс это доработанный предшественник, свергнутый на ступень ниже. Не секрет, что скелет радиальной ЦМК-шины имеет устоявшуюся конструкцию, выверенную годами производства и подкрепленную миллионами километров пробега по различным дорогам земного шара. Тогда возникает резонный вопрос: сколько живет премиум-технология и где та черта, перейдя которую, шина из первого эшелона переходит во второй? Ответ прост: все зависит от того, как быстро обновляется линейка шин конкретно взятого производителя,то есть имеются ли у компании деньги на модернизацию своих продуктов. Вообще позиционирование шин – вопрос тонкий и для нас, потребителей. Главный критерий, по которому можно отделить шины первого эшелона от второго и третьего, цена покрышки.Европейское качество – европейский сервисТолько торговать шинами, пусть качественными, пусть по меньшей, чем у основных конкурентов, цене – полдела. Чтобы продажи шли успешно, необходимо обеспечить клиентов послепродажной поддержкой, а именно: организовать фирменные точки груиюнь 2010 июль 2010зового шиномонтажа, в том числе мобильного, который и парк перевозчика переобует, и помощь водителю на дороге окажет. Это раз. Наладить схему сбора изношенных шин, а точнее, пригодных для восстановления (наварки) каркасов (см. «Рейс» № 7 за 2007 год «На круги своя»). Это два. Организовать утилизацию отработавших свое покрышек, не пригодных для дальнейшего восстановления. То есть избавить перевозчика от проблем утилизации и общения с экологами. Это три. Другими словами, создать схему, по которой работает все европейское шинное сообщество. Спору нет, решениеавгуст 2010 сентябрь 2010 октябрь 2010 ноябрь 2010 декабрь 2010График освоения продукции ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 2009 2009 2010 2010 2010 2010 2010 315/80R22.5 275/70R22.5 245/70R19.5 11R22.5 295/80R22.5 12.00R24 285/70R19.5 12.00R20 315/60R22.5 385/65R22.5 215/75R17.5 Основные потребители: КАМАЗ, НефАЗ,УралАЗ, автотранспортные предприятия, грузоперевозчики Типоразмер26 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010 ХХХХХХХХХХХХХОтныне самые массовые автопоезда в составе двух- трехосных тягачей и еврофур можно полностью обуть в отечественные ЦМК-шиныВнешне покрышка выглядит безупречно. Как будет ходить?Напомним: шины рулевой оси восстанавливать нельзя!Так выглядит рисунок протектора ЦМК-шин, идущих на прицеп......а так – тех, что устанавливают на рулевую осьЭкспертЦАЛИК ПОРТНОЙ главный инженер «Нижнекамского завода шин с цельным металлокордом» – Дабы пресечь всякого рода домыслы и слухи о том, что ни одна компания не продает свои самые современные технологии конкурентам, официально заявляю: сходящие с конвейера «Нижнекамского завода шин с цельным металлокордом» шины относятся к премиумклассу, то есть в первом эшелоне прибыло. Приобретенная нами технология производства ЦМК-шин один к одному соответствует той, которая применяется на современных заводах компании Continental. Также отмечу, что выпуск шин ЦМК осуществляется на оборудовании таких ведущих фирм, как: HFM, «Berstorff», «Comerio», «Conti FMF», NRM. Покупка каждой единицы технологической цепочки была строго согласована с немецкой стороной, так как от технических характеристик оборудования зависит, собственно говоря, возможность реализации в производстве купленной нами технологии ЦМК. Мало того, в течение десяти лет с момента открытия завода специалисты Continental будут осуществлять техническое сопровождение проекта. Иными словами, все производственные ноу-хау, все наработки по развитию и модификации шин Continental будут в короткие сроки внедряться и на нашем заводе. Не стану скрывать, мы строго следуем рекомендациям немецких специалистов по закупке компонентов для производства шин у строго определенных поставщиков, гарантирующих качество своей продукции, однако часть импорта по согласованию с немецкими технологами уже заменена отечественными продуктами. Это некоторые ингредиенты резиновой смеси и белорусский корд. Он, для сведения, поставляется на конвейеры ведущих шинных заводов Европы, и к его качеству у нас нет претензий. Также хочу подчеркнуть, что сознательно идти на использование более дешевых материалов, которые снизят качество шин, мы не станем ни при каких обстоятельствах, так как, во-первых, это ни коим образом не впишется в технологию премиумкласса, во-вторых, нам это не позволят немецкие инженеры, контролирующие производственный процесс. Кстати, применение современных материалов, и в частности, ингредиентов для приготовления резиновых смесей, позволяет нам не заниматься созданием шин для холодных регионов, как это было с комбинированными шинами. Для производства ЦМК-шин первого эшелона применяются материалы, позволяющие шине работать и при резко отрицательных температурах, характерных для нашего севера. Мало того, ЦМК-шины, благодаря особенностям каркаса, обеспечивают оптимальное пятно контакта с дорогой, что особенно актуально на заснеженных и скользких трассах.Блоки протектора шин ведущей оси смещены. Залог низкого уровня шумаФЕВРАЛЬ 2010 РЕЙС 27 автомобили главная темаЦМК «КАМА» ХХХХХХХХХХХХХПо сути, выбор шасси, на котором будет базироваться передвижная мастерская, остается за клиентом, однако нужно помнить, что скупой платит дваждыВысокие потолки не роскошь, а важное требование к мастерскойВ мастерскую тяжелое колесо закатывают по специальному трапуЧтобы обеспечить полную автономность шиномонтажной мастерской, ее комплектуют мощным генератором с приводом от бензинового или дизельного двигателяданных задач – дело не простое. Так, ЦМК-шины требуют особых приемов монтажа и ремонта, отличающихся от известных любому водителю по комбинированным камерным шинам. С кувалдой, монтажкой и металлическим уголком ЦМК-шину, не повредив, не снимешь и не посадишь на диск. Для этого необходим шиномонтажный станок. Накачать бескамерную покрышку без компрессора также невозможно: пока она не сядет на диск, воздух будет травить из всех щелей по ободу диска. В пути, чтобы подкачать шину, разумеется, можно подключиться к воздушной магистрали пневмостистемы тормозов. Воспользоваться услугами фирменного шиномонтажа можно будет не только на стационарных точках, принадлежащих дилерам торгового28 РЕЙС ФЕВРАЛЬ 2010дома «Кама». Если машина получила пробой баллона в пути и у водителя нет запаски, то ему на помощь с ближайшего стационара выйдет мобильная техничка. Первую ее модель нижнекамские шинники представили в день официального пуска завода. В качестве шасси «скорой шинной помощи» был выбран Ford Transit. Его инженеры посчитали самым оптимальным по соотношению цена/качество. Горьковская полуторка «Газель» не прошла отбор из-за слабого ведущего моста, как показала практика, при интенсивной эксплуатации полностью загруженной машины (оборудование весит довольно прилично, плюс еще передвижной шиномонтаж имеет на борту несколько новых покрышек) его хватает на два года. У Ford Transit шасси усиленное, и проблемс ним практически не бывает. Не забудем о достаточно распространенной дилерской сети Ford и, следовательно, доступном сервисе. В качестве альтернативы Transit рассматривали Maxus, но будущее данного проекта на сегодняшний день не определено. Также во внимание попали собираемые компанией «Соллерс» Fiat Ducato и Isuzu NQR. По ним вопрос открыт. Кузов для мобильного шиномонтажа изготовила фирма «Нижегородец», официальный дилер Ford в России, она же подобрала оптимальный набор установленного в нем оборудования. «Нижегородец» был выбран не случайно, эта компания имеет сертификат на изготовление автомастерских на базе шасси Ford, то есть в паспорте технического средства (ПТС) указано, что машина и есть автомастерская, ХХХХХХХХХХХХХЭкспертИЛЬГИЗ РАХИМОВ заместитель директора по маркетингу ООО Торговый дом «Кама» – Каждый наш клиент должен знать, что, купив шину «КАМА», он может позвонить по телефону горячей линии с рассчетом на услуги стационарного или мобильного шиномонтажа. Кстати, телефоны фирменных шиномонтажных центров наших дилеров и адреса их расположения будут занесены в памятку покупателя, которая выдается вместе с проданной шиной. Естественно, цены на услуги мобильного шиномонтажа будут отличаться от тех, что указаны в прайсе стационарной точки. Однако, смею вас заверить, цены не будут выше разумного предела. По идее, каждая мобильная бригада привязана к стационарной точке и будет обслуживать свой участок трассы. Если же расстояние между стационарными шиномонтажами большое, то привязка идет к сети АЗС генерального партнера завода компании «Татнефть».В шиномонтаже тесно, однако для балансировочного стенда место найдетсяОткрутить прикипевшие гайки колес поможет мощный пневмогайковертПневмосеть мастерской в обязательном порядке имеет влагоотделительВертикальный ресивер компрессора прикручен к полу через подушкиАвтономный воздушный отопитель создаст в мастерской микроклимати никакой дополнительной сертификации данного транспортного средства не требуется. Цены на мобильный шиномонтаж, изготовленный на базе пятитонного шасси, начинаются от 2 000 000 рублей. Если дилер захочет расширить перечень входящего в мастерскую оборудования или поставить более тяжелые и громоздкие станки, на которых можно монтировать покрышки большого диаметра, например, для сельскохозяйственной и специальной техники, то придется платить за более вместительный фургон и длиннобазное шасси, что приведет к удорожанию машины.Положение на рынкеПереход на новый тип шин остановить невозможно, как и прогресс в автостроении. Судите сами. ЦМК-шины превосходят комбинированные по ресурсу, экономии топлива, грузоподъемности, безопасности и обеспечивают при этом увеличение скорости перевозок, а это кардинально отражается на рентабельности бизнеса автоперевозчиков (см. «Рейс» №11 «Производительность, скорость, риск»). Мало того, уже более десяти лет в Россию идет поток импортной техники, которая изначально была укомплектована ЦМК-шинами. А именно такие и нужно устанавливать взамен изношенных. Одним словом, спрос на современные шины с цельнометаллическим кордом будет только расти. По оценкам некоторых экспертов, потребность в шинах только в 2010 году вырастет до одного миллиона семисот тысяч штук!Для облегчения посадки шины на диск есть специальная «пушка»ФЕВРАЛЬ 2010 РЕЙС 29