74
75
77
автобазаМАСЛААТАВИЗМОЛЬГА РОМАНОВА эксперт отдела технической поддержки компании ООО «Шелл Нефть»Среди перевозчиков бытует мнение, что центрифуги систем очистки масла автомобильных двигателей способны отсеивать присадки из масла. Так ли это?Для начала давайте проясним, что такое центрифугирование и для чего используется этот процесс. Центрифугирование представляет собой фильтрование под действием центробежных сил. Центрифуги применяются для очистки жидкостей от твердых примесей, которые имеют обычно больший размер и плотность, чем частицы жидкости. Примеси могли бы и самостоятельно осесть под действием силы тяжести – центрифуга просто ускоряет процесс. Возможности разделения с помощью центробежных сил достаточно ограничены и касаются только крупных частиц. Что если мы возьмем свежее моторное масло и попробуем с помощью центрифуги отделить от него присадки? Ничего не выйдет! ПриРЕЙС МАЙ 2011приготовлении моторного масла тщательно сбалансированный на молекулярном уровне пакет присадок постепенно растворяют в четко подобранной смеси базовых основ до образования однородной среды. Задача производства – «замешать» продукт так, чтобы полученное товарное масло находилось в стабильном однородном состоянии как в течение гарантийного срока хранения, который указывается на канистре, так и в процессе эксплуатации. И как бы мы ни старались, отделить присадки из такого стабильного раствора с помощью центрифуги невозможно. Она просто не способна разделять на молекулярном уровне. А моторные масла, изготовленные с отступлением от технологии, или продукты, хранение которых не соответствова-ло необходимым требованиям, разделятся на различные слои самостоятельно быстрее, чем дело дойдет до центрифуги. В центрифуге останется лишь результат уже произошедших процессов разрушения стабильной однородной среды. При эксплуатации двигателя в масло неизбежно попадают различные твердые примеси, в числе которых могут быть пыль, частицы износа, шлам и прочие механические и технологические загрязнения. Особенно характерно образование большого количества подобных примесей именно в дизельных двигателях коммерческого транспорта. Все перечисленные примеси способствуют износу деталей двигателя и ухудшают свойства моторного масла. Шлам образуется и накапливается в зонах двигателя, где температуры невысоки и интенсивно происходит кондесация водяного пара, образующегося при сгорании топлива, в объем масла. Это, как правило, картер и зоны под клапанной крышкой ГРМ. Частицы шлама при потере маслом необходимого уровня диспергирующих свойств слипаются друг с другом, образуя мазеподобную субстанцию серо-черно-коричневого цвета. Мас-74 ло постепенно загущается этими отложениями, становится вязким, плохо прокачивается и с трудом достигает всех точек смазывания. При значительном повышении вязкости доступ масла к трущимся деталям затрудняется настолько, что наступает масляное голодание двигателя, сопровождаемое падением давления в системе, высоким износом и иногда задиром вплоть до полного выхода двигателя из строя. Механические примеси способствуют абразивному износу деталей двигателя. Поэтому в качестве дополнительной системы очистки масла устанавливаются центрифуги, которые способствуют своевременному отделению шлама и механических примесей от объема масла. В каком случае на центрифуге могли бы «отсеиваться» присадки? Можно предположить, что частицы загрязнений, образующиеся в масле в процессе его работы и имеющие свойство укрупняться, могут «захватывать» моюще-диспергирующие присадки, ведь они адсорбируются на поверхности загрязнений. В этом случае достаточно плотные и крупные сгустки могли бы отделяться от масла под действием центробежных сил. Если в составе этих сгустков оказались бы молекулы присадок, они также могли осаждаться на центрифуге. Казалось бы, достаточно логичный ход рассуждения. Но чтото в нем не так. Не будем забывать, что одной из функций моторного масла является обеспечение чистоты деталей двигателя. За эту функциюВсасывание маслаВысокое давлениеСлив маслаотвечают моюще-диспергирующие присадки. Действие присадок данного типа является комплексным. Они стабилизируют нерастворимые продукты окисления углеводородов и удерживают их в объеме масла в мелкодисперсном состоянии, не допуская укрупнения частиц и оседания на деталях двигателя, измельчают уже образовавшиеся крупные частицы и переводят их в мелкодисперсное состояние. Работающее масло благодаря этому также представляет собой довольно однородную и стабильную жидкость. Таким образом, качественное моторное масло, применяемое в двигателе в соответствии со всеми требованиями производителя техники, на всем интервале замены масла, который также определяет авто-На большинстве современных дизельных двигателей, предназначенных для установки на автомобили и спецтехнику, центрифугу сегодня не увидетьпроизводитель, будет неизменно обеспечивать необходимый уровень всех эксплуатационных свойств, в том числе и моюще-диспергирующих. Образование в масле крупных частиц загрязнений при соблюдении перечисленных условий не является нормальным и может свидетельствовать о нарушениях в работе двигателя, неполадках в топливной и других системах. Серьезный фактор, влияющий на запас прочности моторного масла, – топливо. Не секрет, что реализуемое в России топливо не всегда подходит для применения в современных дизельных двигателях экологических классов Евро-3 и выше. Поэтому возможным решением может быть использование моторного масла с уровнем эксплуатационных свойств не просто соответствующим требованиям производителя, а превышающим их. Итак, можно с уверенностью сказать, что при исправности всех систем, регулярном прохождении ТО, использовании современных моторных масел, соответствующих требованиям автопроизводителя, и соблюдении рекомендованных автопроизводителем интервалов замены масла, а также при применении качественного топлива практически исключено образование в масле частиц органических загрязнений настолько крупных, чтобы они могли отделяться на центрифуге, да и сама центрифуга в этом случае становится атавизмом конструкции автомобиля.МАЙ 2011 РЕЙС 75 РУБЕЖ В 150 ТЫСЯЧ ПРОЙДЕНС КОНВЕЙЕРА ЗАВОДА «АВТОКРАН» ПОЛУПРИЦЕП ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ МАССОЙ ДО 40 ТОНН «БРЯНСКОГО АРСЕНАЛА» «ИВАНОВЕЦ»СОШЕЛ ЮБИЛЕЙНЫЙУЛУЧШАЯ РАБОЧИЕ ПАРАМЕТРЫНАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ KAHLBACHERОТ АВСТРИЙСКОЙ ФИРМЫCПЕЦТЕХНИКАОЖ НА ОБЛ907884КОЛЕСНЫЙ ЭКСКАВАТОР ЕК-14 М МАССОЙ 14 ТОНН ТВЕРСКОГО ЗАВОДА ТВЭКС79СНОЙ ПОДПИ Н П КУ ОКЕ3выбор автокрана80 ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК