40
41
42
44
46
автомобилиПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДв силу обстоятельств, это дело живет и поныне. И в том нет ничего плохого. Когда перевозчику надоедало поливать дорогу маслом, подтекающим с «кривого» поддона двигателей УАЗ или ГАЗ-52 – на машину устанавливали более современные моторы ЗМЗ. На ЗИЛ-130 ради увеличения мощности ставили ураловскую поршневую, а на сам Урал-375 – более экономичный дизель ЯМЗ-236. Бензиновые моторы «зилов-газонов» заменяли минскими дизелями, вместо дефицитного двигателя RABA-MAN на «красные» Ikarus устанавливали ЯМЗ-236 и КАМАЗ-740. Необходимость в масштабной замене двигателей появилась после того, как в 1993 году сгорело моторное производство «КАМАЗа». Пострадал не только камский автозавод, но и другие предприятия, оказавшиеся без этих моторов: «УРАЛАЗ», «ЗИЛ», «ЛиАЗ», «ЛАЗ»… И на новые, и на подержанные автомобили начали устанавливать дизели ЯМЗ и даже Алтайского моторного завода – от армейских БМП. Именно в тот период на российский рынок пришли известные моторостроительные компании Cammins и Caterpillar. Одним из первых с этими транснациональными холдингами (изначально американскими компанияЗа двадцать лет своего существования ОАО «РИАТ» освоило более 30 моделей спецтехники на шасси различных автомобилей КАМАЗВЫГОДНАЯ ЗАМЕНАКомпания «РИАТ» из Набережных Челнов – одна из немногих, которая имеет право устанавливать на КАМАЗы двигатели других производителей. Наиболее востребованы – дизели Cumminsозможность выбора – великая вещь. Это отлично понимают американцы, давая возможность перевозчику выбрать не только объем и мощность двигателя, но и производителя этого мотора. На грузовики International, Kenworth или Freightliner по заказу ставят любой из двигателей Cammins, Caterpillar и Detroit Diesel, хотя порой тем самым наносят определенный урон корпоративным интересам. В какой-то степени также поступает и «МАЗ», который на своиВмагистральные грузовики устанавливает кроме традиционных двигателей ЯМЗ еще и дизели MAN, Mercedes, Deutz. Еще один обширный пласт в деятельности автопроизводителей, ремзаводов и технической службы крупных перевозчиков – замена двигателя на автомобилях вторичного рынка. В России это направление «тюнинга» имеет глубокие исторические корни. После Великой Отечественной войны на требующие ремонта трофейные и лендлизовские машины каких только двигателей не ставили. Кстати, в Европе на этом бизнесе поднялись многие теперь уже известные фирмы, к примеру, голландские Ginaf и Terberg. Но у нас,40РЕЙС МАЙ 2011 РИАТ&CUMMINSДостоинство Cummins «L»-серии – простая и понятная нашим перевозчикам топливная аппаратура с механическим ТНВД. Мощность: 310, 325 и 360 л. с.На Cummins ISLe применена топливная аппаратура Common RailКоробку Fast Gear 9JS150T выпускают в КНР по лицензии Eaton Fullerми) начало работать ОАО «РИАТ» из Набережных Челнов, которое входит в группу компаний ОАО «КАМАЗ». Аббревиатура РИАТ расшифровывается как «разработка изготовление автомобильной техники». Предприятие существует с 1992 года и за это время освоило более 30 моделей спецтехники на шасси автомобилей КАМАЗ, занимается производством грузовиков в нестандартных исполнениях. Порой разработки инженеров «РИАТа» даже опережают конструкторские изыскания «Научно-технического центра КАМАЗ». Так было с седельным тягачом КАМАЗ-54112М, на который «РИАТ» установил жилой модуль за кабиной, по объему и комфорту вполне сопоставимый с теми, что есть на американских магистральных грузовиках. Задолго до появления среднетоннажников КАМАЗ-4308 и МАЗ-4370, еще в 1997 году, был создан развозной грузовик КАМАЗ-РИАТ-5355 грузоподъемностью 6,2 тонны, выпускаемый тогда буквально поштучно. Но это был плод сотрудничества «РИАТа» с НТЦ КАМАЗ. На КАМАЗ-РИАТ-5355 уста-навливали оказавшийся претяжеленным для него камазовский дизель, да еще и дефорсированный до 210 л. с. Как альтернативу начали применять более легкие шестицилиндровые дизели Cummins и Caterpillar объемом около 6 литров и мощностью 185 л. с. Один из таких автомобилей потом накатал более миллиона километров, работая в транспортном цеху «РИАТа». Устанавливали двигатели Cummins и на мелкосерийные магистральные грузовики КАМАЗ. Со временем столь плотные контакты с Cummins для «КАМАЗа» переросли в создание СП и организацию производства лицензионных дизелей. А для «РИАТа» – в особое направление деятельности: комплектование поставляемых по заказу с автозавода шасси автомобилей без двигателя моторами Cummins. Часто эти дизели устанавливают и на КАМАЗы, уже бывшие в эксплуатации из-за находящихся еще в хорошем состоянии спецнадстроек. Так автомобилю дают вторую жизнь.Для вездеходов на «РИАТе» наладили выпуск пластмассовых поддонов«Каменец»-ЧелнинскийПри всем многообразии продукции Cummins специалисты «РИАТа» выбрали один двигатель, но в нескольких модификациях. Это 8,9-литровые Cummins серии «L», которые ведут свою родословную от 8,3-литровых «шестерок» серии «С» образца 1996 года. В сравнении с моторами серии «С» у дизелей «L» увеличен со 135 до 144,5 мм ход поршня, при этом диаметр цилиндра остался прежним – 114 миллиметров. У этих двигателейследующая конструкция: чугунные блок и головка, сухие сменные гильзы, четыре клапана на цилиндр, нижний распредвал с приводом от шестерен переднего расположения, штанги и роликовые толкатели в приводе клапанов. Регулировка клапанов осуществляется со следующей периодичностью: один раз за 240 тысяч километров! Прокладка головки блока металлическая, наборная, с интегрированными уплотнениями водяных каналов и потому очень надежная. Применены составные поршни: днище и бобышки откованы одной деталью из жаропрочной стали – камеру сгорания оплавить невозможно, износ канавки под верхнее поршневое кольцо минимальный, и силовая схема поршня гораздо жестче и надежнее. Юбка отлита из алюминиевого сплава, соединяется с днищем и бобышками поршневым пальцем. Получается очень прочная и долговечная деталь. А еще применяется охлаждение полости поршня и, соответственно, днища струей масла – форсунки установлены в блоке. Совместно с подачей охлажМАЙ 2011 РЕЙС 41 автомобилиПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДЭтот грузовик изготовлен по спецзаказу на «РИАТе» несколько лет назад. Тогда на него установили 16-ступенчатую коробку ZF и болгарские ведущие мосты «Мадара». Теперь перевозчик решил заменить камазовский дизель двигателем Cumminsденного в интеркулере воздуха так уменьшается теплонапряженность днища поршня, камеры сгорания, верхнего пояса гильзы, прокладки головки блока. Не менее тщательно продумана система смазки и очистки масла: основной полнопоточный фильтр обеспечивает дисперстность очистки до 5 мкм, а при открытии перепускного клапана масло не идет неочищенным в главную масляную магистраль, а поступает в байпасный фильтр, где, пусть не столь тонко – 40 мкм, но все же очищается. Это повышает ресурс подшипников и шеек коленвала. Упорный подшипник коленвала рассчитан на высокую нагрузку и позволяет применять корзину сцепления с большим нажимным усилием, а при постоянной работе в рваном ритме городского движения чрезмерные осевые перемещения возникнут нескоро. Есть водомасляный теплообменник, который обеспечивает стабильные вязкостно-температурные характеристики масла, продлевает его работоспособность. Масло меняют с периодичностью от 10 до 40 тысяч километров, в зависимости от условий эксплуатации. Конечно же, на этом двигателе установлен механический ТНВД, но даже в этом случае мотор ока42 РЕЙС МАЙ 2011зывается на 10 процентов экономичнее, чем камазовский уровня Евро-2. Нет проблем и с поломкой приводных пластин насоса. Однако с таким исполнением топливной аппаратуры пределом в достижении норм токсичности обычно являются Евро-2. Если ТНВД с электронным регулятором и у него повышенное давление распыла, то мотор одолеет и Евро-3. Во всяком случае, специалисты «РИАТа» утверждают, что эти поставляемые в Россию дизели Cummins сертифицированы именно как двигатели уровня Евро-3, что совсем не плохо для наших перевозчиков: топливную аппаратуру легче ремонтировать, нет «коварной» электроники. Более экологически чистые двигатели Cummins ISLe оснащены электронноуправляемой топливной системой Common Rail и потому укладываются в нормы Евро-3 и Евро-4, при этом они имеют такую же размерность и схожую конструкцию. Однако здесь применен более долговечный антифрикционный сплав для коренных подшипников, который унифицирован с двигателем Cummins серии ISX. На треть увеличена эффективность водомасляного теплообменника, есть возможность заказать двигатель с моторным тормозом. Кро-ме того, на Cummins ISLe используется турбокомпрессор с перепускным клапаном, который тоже способствует большей чистоте выхлопа двигателя и обеспечивает хорошую «полку» характеристики крутящего момента. Топливная система Common Rail, или, как ее обозначают в Cummins, CCR HPCR, обеспечивает впрыск топлива в камеру сгорания несколькими порциями, а это залог топливной экономичности, гарантия снижения шума при работе двигателя, обеспечение высоких пусковых качеств. Благодаря общей топливной рампе унифицированы трубки высокого давления для 2, 3, 4 и 5 цилиндров – удобно в ремонте, если он понадобится. А теперь настало время для ложки дегтя. Эти моторы китайские, хотя раньше «РИАТ» использовал моторы английского и американского производства. Конечно, отношение наших перевозчиков к автопрому КНР известно… Однако надо быть объективными – это действительно Cummins, только сделан в Пекине и более доступен по цене, иначе на клапанных крышках было бы написано не только Cummins и DongFeng, но и еще что-нибудь. Кроме того, в конструкцию двигателя и тех- автомобилиПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДКоробки ZF теперь делают и в Набережных Челнах, на СП «ЦФ КАМА». Скоро наладят выпуск «роботов» ZF AsTronicВ переднем ведущем мосту ШРУСы сделаны со спаренными крестовинами. У поддона двигателя есть защитаПри буксировке тяжелого грузовика необходимо снимать кардан, иначе «сгорит» любая коробка, даже немецкаяСтупичные планетарные редукторы разгружают полуоси, уменьшают габариты главной передачинологии производства китайские рационализаторы не вносят сомнительных усовершенствований. Специалисты «РИАТа» особой разницы в китайском и европейском производстве не видят. Сомневающимся советуем поговорить о реальном ресурсе этих двигателей с российскими перевозчиками, эксплуатирующими китайские грузовики САМС и DongFeng, а для сравнения – с теми, кто ездит на «чистопородных» американских траках с Cummins серии «L» или «ISLe». Нареканий будет не больше, чем на моторы европейской «большой семерки».Нюансы адаптации«РИАТ» применяет двигатели Cummins трех настроек мощности. Самую «слабую», 310 л. с. и моментом 1200 Н.м, обеспечивают моторы L310 20 или ISLe310, их ставят на 15-тонные самосвалы КАМАЗ-65115 взамен двигателей КАМАЗ-740 или ЯМЗ-236 и на КАМАЗ-44108. На эти же автомобили и, соответственно, на их модификации «65116», «65117», «43118» устанавливают и более мощный L325 20 – 325 л. с. и 1230 Н.м. Есть мотор Cummins L345 20, но его специалисты «РИАТа» не используют. Самый мощный L360 2044 РЕЙС МАЙ 2011– 360 л.с., 1480 Н.м – применяют на тяжелых полноприводных самосвалах или лесовозах, изготовленных на шасси КАМАЗ-6522 и его модификациях, к примеру, на «65225», а также КАМАЗ-6520. По массе мотор Cummins почти равен камазовскому – весит 700 кг, значит, выигрыша по снаряженной массе ожидать не стоит. По высоте, от кронштейнов крепления до самой высокой точки двигателя Cummins, примерно соответствует КАМАЗу, во всяком случае, не приходится приподнимать кабину на проставках. Передняя опора двигателя – оригинальная, разработки и производства «РИАТ», но задние остаются камазовскими, они вполне соответствуют массе двигателя, а уж рядная «шестерка» трястись не будет. Cummins несколько длиннее камазовского V8, и здесь очень кстати пришлось еще одно китайское изделие – 9-ступенчатая коробка Fast Gear 9JS150T, она, наоборот, короче камазовской КП. В системе охлаждения радиатор остается камазовским, но патрубки особой кривизны, с учетом особенностей двигателя Cummins. Муфта вентилятора может быть вязкостная или электромагнитная, Cummins.Понятно, что проводка под имплантированный американский дизель отличается от камазовской. Поэтому изготавливают адаптерные жгуты для соединения электрооборудования шасси, предоставляемого к переоборудованию, с двигателем. Китайские коробки передач выпускают по лицензии американской компании Eaton Fuller, их ставят на грузовики Shaanxi, Howo, Beifang Benchi и CAMC. А еще эти коробки устанавливают на МАЗах, тех, которые идут на экспорт: минчане считают, что китайский Eaton надежнее ярославской КП. Основная коробка у 9JS150T сделана 4-ступенчатой, далее количество передач увеличивает в два раза планетарный демультипликатор, и еще есть самая низшая ступень – ползучая, «черепаха». Передаточные числа: от 11,09 у «черепахи», 6,55 – на первой и 0,73 на высшей, восьмой. Интересная особенность конструкции этих коробок – два промежуточных вала, расположенных горизонтально, благодаря чему мощность идет двумя потоками, подшипники и зубчатое зацепление шестерен менее нагружены. Известно, что американцы редко применяют на своих КП автомобилиПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДПолноприводные самосвалы, изготовленные «РИАТом», успешно работают на российских северахЛегкая работа – у лесника, но не у тяжелого лесовозаЧаще всего на бездорожье первыми приходят отечественные грузовикиРазличное спецоборудование удобно монтировать на «четырехосниках»У КАМАЗа колесная формула 4х4 тоже имеет право на жизньГидравлический кран на полноприводном шасси незаменим на стройкахсинхронизаторы, здесь стоит только один синхрон, но большой – на демультипликаторе. Однако по опыту можно сказать, что передачи переключаются на удивление легко и мягко и на пустой машине, и на груженой, вниз и вверх. Специалисты «РИАТа» управление китайской коробкой оставили почти камазовским, с тягой. Хорошо, что картеры сцепления во всем мире стандартизированы: тем, кому не нравится американо-китайская коробка, могут запросить лицензионную коробку ZF 16S1820, которую теперь делают в Челнах на СП «ЦФ-КАМА». Здесь диапазон еще больше: от 13,8 до 0,84, и передачи «разбиты» более мелко. Напомним, что коробки ZF применяют DAF, IVECO, MAN, Renault и даже Mercedes. Сцепление используют тоже импортное – однодисковое, диафрагменное, вытяжного типа марки MFZ-430, то есть производства Fichtel&Sachs (подразделение концерна ZF). Диаметр диска46 РЕЙС МАЙ 2011430 мм – предельный размер у автомобильных фрикционных сцеплений. В приводе сцепления стоит надежный ПГУ производства Wabco – усилие на педали небольшое.Бумажный драконВ современной России произвести просто так замену двигателя одной марки на другую не позволит ГИБДД. Раньше, при СССР, провести переоборудование было проще, даже в условиях АТП. Сейчас и с заменой модели двигателя в пределах одной марки будут проблемы: потребуют «пачку» документов и сертификатов. Однако ОАО «РИАТ» имеет все разрешения на подобное переоборудование: предприятие получило «Одобрение типа транспортного средства» на все автомобили КАМАЗ с двигателями Cummins. «РИАТ» выдает своим клиентам ПТС на переоборудованный новый автомобиль или вносит соответствующую запись о замене двигателяна автомобиле со вторичного рынка. На основе этих документов в ГАИ проводят соответствующую регистрацию. В конечном счете, приобретая одну из моделей автомобилей КАМАЗ с двигателем Cummins, коробкой Fast Gear или ZF, с ведущими мостами со ступичными планетарными редукторами RABA, «МАДАРА» или камазовскими нового образца, перевозчик получает грузовик с существенно улучшенными потребительскими свойствами. Это позволяет приблизить такой автомобиль по характеристикам и эксплуатационному потенциалу к грузовикам-иномаркам. Получается хорошо сбалансированный вариант грузовика с надежным, экономичным двигателем и трансмиссией, в котором эти достоинства удачно сочетаются с недорогой в эксплуатации и ремонте кабиной и ходовой частью.Николай Мордовцев ФОТО АВТОРА И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯ